Конспект урока по литературному чтению И. Дик Красные яблоки (3 класс)


Цели образовательные:
Познакомить с рассказом И. Дика «Красные яблоки».
Сформировать представление о жизни и творчестве писателя, о его произведениях для детей.
Формирование навыка правильного и сознательного чтения.
Формирование основ правильной читательской деятельности.

Цели развивающие:
Формирование УУД:
· личностных ууд: смыслообразования (при мотивации к первичному и вторичному чтению и в процессе решения проблемы, касающейся поступков героев), нравственно-этической ориентации (при оценке поступков героев, представлении поведения ребёнка на месте главных героев);
· регулятивных ууд: самоконтроля и взаимоконтроля (в процессе чтения произведения);
· познавательных ууд: учебно-информационных (при выделении главного в тексте, умение работать со значением слов);
· логических ууд: анализа (при анализе текста по частям), синтеза (при выделении главных событий части), установления причинно-следственных связей между событиями; развитие речи (при ответе на вопросы) и расширение словарного запаса.
Развитие точной, богатой и выразительной речи при ответе на вопросы.
Развитие произвольного внимания и вербально-логической памяти, воображения.

Цели воспитательные:
Воспитание интереса к произведениям русских писателей о природе.
Воспитание умения переживать, сочувствовать чужому человеку в беде.


















Ход урока

1. Организационный момент.

У.: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте, готовы ли вы к уроку? Нам потребуется учебник, пенал и дневник. Все готовы? Тогда начнём.

2. Проверка домашнего задания.

Ребята рассказывают наизусть стихотворение А. Барто «Разговор с дочкой».

3. Подготовительная беседа.

У.: Ребята, посмотрите, на портрет. Кто изображен на нем?
Д.: На портрете изображен Иосиф Дик.
У.: Какой взгляд у И. Дика?
Д.: Усталый, добрый.
У.: Какие произведения этого автора вам знакомы?
Д.: «В дебрях Кара-Бумбы».
У.: О чем это произведение?
Д.: Это произведение о летнем приключении мальчиков.
У.: А только ли о приключении оно?
Д.: Оно и о взаимоотношениях детей и взрослых.
У.: Ребята, а что вы знаете об Иосифе Дике?
Д.: Он очень рано осиротел. Свою первую книгу он написал в 17 лет. Всего их было более 60, и большая часть посвящена школьной тематике, мальчишкам и девчонкам. И. Дик в юности мечтал стать геологом. Но война помешала сбыться мечтам. Можно предположить, что свои мечты писатель воплотил в героях своих произведений
У.: Молодцы. Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением И. Дика. Откройте учебники на стр.112. Прочитайте заглавие, рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем будет рассказ?
Ответы детей.
У.: Давайте прочитаем и узнаем, что же произошло в рассказе. Но сначала разберем слова, которые помогут нам лучше понять рассказ:

НАЧАЛИ БАЛАНСИРОВАТЬ – пытались сохранить равновесие, т.е. не упасть
СЕМЕНИТЬ НОГАМИ – быстро перебирать
БРЯКНЕТСЯ – упадет
ВПИЛИСЬ ГЛАЗАМИ – внимательно смотрели
ЗЛОПОЛУЧНОЕ МЕСТО – несчастное место

4. Первичное чтение.
Учитель читает рассказ, книги у учащихся закрыты.

У.: Какие чувства возникли, когда слушали рассказ?
Ответы разные.
У.: О чем говорится в рассказе?
Д.: В рассказе говорится об игре, которую придумали мальчики.
У.: Кто герои рассказа?
Д.: Два мальчика – Севка и Валерка.

5.Чтение и анализ по частям.
У.: Ребята, давайте прочитаем слова, чтобы подготовиться к правильному чтению.

ПОДОКОННИК
ЗАКАТЫВАЛИСЬ
ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ (СТОРОНА)
ПРОИСХОДИЛО
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ЛАКИРОВАННЫЙ (АСФАЛЬТ)
НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ
ВЫБИРАЛИСЬ
КОНСЕРВНЫЕ (БАНКИ)
НЕЗНАКОМЫЕ (ГРАЖДАНЕ)
ОТРЯХНУТЬСЯ
ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ
УСМЕХНУЛСЯ
СТАРУШЕНЦИЯ
ФИЗКУЛЬТУРНИК
ВСТРЕПЕНУЛСЯ

У.: Чтобы лучше понять рассказ, прочитаем его по частям.

I часть

У.: Какое «цирковое представление» происходило за окном?
Д.: Люди падали на льду.
У.: С кем автор сравнивает людей на льду?
Д.: С годовалыми детьми.
У.: Что из увиденного особенно смешило ребят?
Д.: Как прохожие пытались встать, и ползали на четвереньках по льду.
У.: Что вы уже можете сказать о ребятах?
Ответы детей.
У.: Какую игру придумали Севка и Валерка?
Д.: Мальчики загадывали, упадет или нет человек на льду.
У.: Почему мальчики «впились» глазами в маленькую старушку? О чем думал каждый?
Д.: Каждый из мальчиков хотел выиграть.
У.: Как вы поняли слова Валерки о мужчине с портфелем – «сейчас поцелуется»?
Д.: Значит, упадет лицом вниз.
У.: От чего встрепенулся Валерка?
Д.: Он испугался, что это может быть и правда его мама.
У.: Какие слова Севки говорят о бездушии и грубости по отношению к другу?
Ответы детей.

II часть

У.: Что случилось с женщиной?
Д.: Она упала и не вставала.
У.: Почему Валерке захотелось увидеть ее лицо?
Д.: Валерка думал, что это его мама.
У.: О чем задумался Валерка?
Д.: Он сомневался, что это не его мама.
У.: Понял ли состояние Валерки его друг? Из каких слов это видно?
Д.: Не понял, так как Севка предложил продолжить игру.
У.: О чем Валерка пожалел во время отсутствия мамы?
Д.: О том, что не выбежал на улицу, когда женщина упала.
У.: Почему Валерка бросился снимать пальто, чего раньше никогда не делал?
Д.: Валерка был рад, что все-таки это не его мама упала. Он понял, как она дорога для него.

6.Обобщающая беседа.

У.: Кто главные герои рассказа?
Д.: Валерка и Севка.
У.: Какое описывается событие?
Д.: Рассказывается об игре, которую придумали мальчики.
У.: Так почему рассказ называется “Красные яблоки”?
Д.: Это как свет, вспышка, мальчик увидел жестокость игры, которую они придумали.
У.: Как бы вы поступили на месте мальчиков?
Ответы детей.
У.: Как вы думаете, после этого случая изменятся ли отношения к людям у Валерки и Севки?
У.: У кого изменилось отношение к игре и почему? Что можно сказать о Севке?
Д.: Не понял переживаний друга, проявил бездушие, грубость, так и не понял своей неправоты.
У.: Друзья или приятели мальчики?
Д.: Приятельские отношения, они разные по духу, по поступкам.
У.: Смогут ли по-прежнему дружить мальчики и почему?
Ответы детей.
У.: Какой совет дает автор?
Д.: Чужую боль чувствуй, как свою.

7.Итоговая беседа.

У.: С каким произведением мы сегодня познакомились?
Д.: С рассказом «Красные яблоки».
У.: Кто его автор?
Д.: Его автор Иосиф Дик.
У.: Понравилась ли вам работа на уроке?
Ответы детей.
У.: Какие трудности возникли? Почему?
Ответы детей.
У.: Сегодня на уроке все работали хорошо, молодцы.

8. Домашнее задание.

У.: К следующему уроку подготовить выразительное чтение рассказа.










15