Конспект урока по литературному чтению на тему И. Дик Красные яблоки (3 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов»
городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема урока: «Равнодушие и сопереживание в произведении И. Дика «Красные яблоки»
2015г.
Цель урока: Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся.
Задачи:
•Осознать необходимость сострадания, сопереживания.
•Учить определять авторский замысел.
Работать над речью учащихся: уместность, ясность, правильность.
Планируемые результаты:
Предметные:
-овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;
-анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;
-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;
-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.
Личностные:
- развитие чувства сопереживания, сострадания.
Метапредметные:
Познавательные
-находить в тексте ответ на заданный вопрос;
-уметь выделять главное;
-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.
Регулятивные:
-принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;
-оценивать результаты работы;
Коммуникативные:
-участвовать в учебном диалоге;
-выражать свои мысли в учебном диалоге;
-проявлять самостоятельность в парной работе;

Оборудование: компьютер; мультимедиопроектор; запись песни «Дорогою добра».
1.Организация начала урока. 
Звучит музыка. Учитель читает стихотворение. Слайд 2.
Чтобы в жизни себя не коритьВ том, что сделал кому-то больно.Лучше добрым на свете быть,Злого в мире и так довольно.
Эдуард Асадов
– Это стихотворение я взяла для начала урока неслучайно, об этом вы узнаете позже.
2.Проверка домашнего задания .
А сейчас проверка домашнего задания.
Я приготовила кроссворд под девизом:  «Вперёд чужой беде не смейся, голубок!» Слайд 3
Отгадайте кроссворд
5 3 1 2 6 4 По горизонтали: По вертикали:
беда2. боль4. сопереживание3. равнодушие
5. приятель
6. другНад чем нельзя смеяться? (Над чужой бедой) СЛАЙД 4– Беда – что означает это слово? 
Подберите синонимы (Горе, несчастье, боль) СЛАЙД 5– А если бы с вами случилась беда, что вы чувствовали?– А если с другим человеком или одноклассником случится беда?– Как называют людей, которые безразличны к чужой беде? (Равнодушные люди, не умеющие сопереживать беде)
Подберите однокоренное слово существительное к слову «равнодушные». (Равнодушие) СЛАЙД 6
Подберите антоним к слову «равнодушие». Какое качество проявляется у человека, который умеет сопереживать? (Сопереживание) СЛАЙД 7
Человек - хорошо знакомый, с ним приятно поверхностно общаться , но нет желания ему доверять свои тайны, открывать душу и нельзя рассчитывать на поддержку с его стороны. (Приятель). СЛАЙД 8
Человек, в поддержке которого можно быть уверенным на все сто процентов с ним приятно регулярно общаться, доверять свои тайны, открывать душу и рассчитывать на поддержку с его стороны. (Друг).
Слайд9.
– Какие два различных качества выделены, появились у нас? (Равнодушие и сопереживание)– И где мы можем увидеть эти два качества на уроке чтения? (В произведении, рассказе)
Сегодня на уроке мы познакомимся интересным рассказом.
Чтобы узнать как он называется нужно отгадать 2 слова.
А в этом вам поможет игра в слоговицы:
Кра-пи-ва,со-сны, е-ли- растения
Зме-я, бло-ха, па-у-ки – животные.
Откройте учебник на стр.112.
Кто автор рассказа?
– Произведение, с которым мы сегодня познакомимся – это рассказ Иосифа Дика «Красные яблоки».
Итак, назовите тему урока. (И.Дик «Красные яблоки».)
– Более полно будет звучать наша тема так : Равнодушие и сопереживание в произведении И. Дика «Красные яблоки». 
Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока, продолжив предложения.
Карточка.
На уроке мы должны: познакомиться с …………
узнаем, чему хотел научить ……….
будем работать над ……….
– Какие цели мы поставим на уроке? (Познакомится с произведением о равнодушии и сопереживании; узнаем, чему  хотел научить  автор своих читателей; будем работать над развитием речи: её правильностью, точностью; над развитием внимания и памяти.Давайте ближе познакомимся с автором произведения. О писателе расскажет Катя.
(Ученица рассказывает о писателе. Слайд 10)Иосиф Иванович Дик – человек нелёгкой судьбы. Он рано потерял родителей, долгое время был бездомным, а позднее - определён в детский дом. Иосиф Дик в юности мечтал стать геологом. Но началась Великая Отечественная война. Иосиф 19-летним парнем идёт на фронт и становится авиационным подрывником немецких самолётов.Во время одной из атак у него обрывает кисти обеих рук. Многие люди ломаются после такой страшной беды. Но только не Иосиф. После войны он начинает писать и пишет книги для детей. Их у него было более 60.
2. Усвоение новых знаний и способов действий
– И.Дик назвал свой рассказ «Красные яблоки».
Попробуйте предположить, о чём он будет?
Рассмотрите иллюстрацию на странице 112.Кто изображен на ней?
- Как вы думаете кто главные герои произведения?
–  А почему?
У И.Дика  всегда мальчики и неслучайно. 
 (Мальчики – будущие мужчины, наша защита и опора. В своих произведениях писатель учит мальчиков лучшим человеческим качествам, одно из которых – сопереживание чужой беде)Где находятся мальчики? Чем они занимаются? В каком они настроении?
(Можно предположить, что речь в рассказе будет идти о мальчиках, Валерке и Севке, которые находились дома и встречали женщину с сумками).
– Чтобы проверить все ваши предположения, нам нужно прочитать рассказ.
А сначала попробуйте объяснить некоторые слова и выражения, которые встретятся в тексте.
3.Словарная работа: слайд 12.
балансировать (сохранять равновесие при неустойчивом положении с помощью телодвижений или шеста.),
авоська (сетчатая сумка для продуктов, мелких предметов , сетка.),
наледь (слой, корка льда, образовавшаяся на чём-л.),
парадное (главный вход в доме),
впиться глазами (остановить на ком-, чём-л. (глаза, взгляд, взор), пристально рассматривая),
семенить (идти частыми, мелкими шагами; быстро перебирать ногами.).
4. Чтение рассказа вслух по частям. 
Чтение 1 части учителем. (до слов  «... снова сбил её с ног»).
Первичная проверка понимания.
Вопросы учителя:
1. За кем наблюдали дети из окна?
2. Что имел ввиду автор, говоря о цирковом представлении? ( Детям было интересно и весело).
3. Какими восклицательными предложениями автор описывает падение прохожих? Зачитайте. (Хлоп один! Хлоп второй!.. )Чтение учащимися 2 части (до слов «сказал Валерка»). 1. Какую игру придумали мальчики? (Игру-соревнование на очки)2. Это добрая игра? Они ведь ничего не делали, не толкали прохожих. Но нам всё-таки неприятно такое видеть.3. Кто виноват в том, что на тротуаре образовалось «хрустальное озерцо»? (Коммунальная служба)4. Что они были должны сделать?5. Можно ли сказать, что они тоже были равнодушны к людям?
6. Как старушка миновала злополучное место? Слайд 13.
7. Сочувствовали ли мальчики прохожим?
8. Какое настроение вызывает у вас этот эпизод?
Вопросы:
1. Что произошло с женщиной?
2. О ком забеспокоился Валерка?Чтение 3 части учителем.
После слов «встрепенулся Валерка» – вопрос:1. Почему встрепенулся Валерка? (ощутил чувство страха)
2. Что произошло с мальчиками?
3. Почему поссорились ребята?
4. За что себя ругает Валерка?
5. Почему Валерка стал помогать маме? (Понял, как дорога мама и как глупа и жестока была их игра).
5. ФизминуткаРабота с текстом после чтения.
Обобщение по произведению.
У: Вам понравились главные герои рассказа? Что вы можете сказать о Валерке и Севке? (Они поступали плохо. Они были равнодушны к чужой беде)– Как бы вы поступили на их месте?
Какие чувства вы испытали, когда слушали рассказ?
Поднимите руку, кого автор заставил переживать вместе с Валеркой?
А какой эпизод взволновал вас больше всего, заставил застучать ваше сердце чаще? (Эпизод, где говорится, как упала женщина. Её даже забрала скорая помощь).Как вы думаете, затронула ли данная ситуация сердце Севки? Почему?
- Смогут ли по-прежнему дружить мальчики?
- Как, по-вашему, друзьями или приятелями были Севка и Валерка?
- В чем разница понятия «друг» и «приятель» (высказывание детей)?
Друг – это тот человек, в поддержке которого можно быть уверенным на все сто процентов. В основе дружеских отношений –регулярное общение, основанное на о чувстве переживаний друг друга.
Приятельство же подразумевает под собой хорошее знакомство и удовольствие от поверхностного общения с человеком. Однако оно не связано с желанием доверять свои тайны, открывать душу и рассчитывать на поддержку со стороны приятеля.
(Валерку и Севку связывают приятельские отношения, они разные по духу, по поступкам.)
- Как вы думаете, почему автор дал такое название этому рассказу «Красные яблоки»?
Вывод: слайд 14
Красные яблоки на белом снегу – это цвет тревоги, вспышка, сигнал опасности, который предостерег, дал понять Валерке, как жестока была их игра. Он остановил ребят, как будто прокричал: «Ваша игра жестока! Остановитесь!»
- О чём заставляет задуматься рассказ Иосифа Дика? (нельзя проходить мимо чужой беды, быть бессердечным, надо уметь сопереживать чужому горю-Вернёмся к нашему главному вопросу:
– Почему нельзя смеяться над чужой бедой? (С тобой и твоими ближними может случиться такая же беда)
Работа в группах
- Предлагаю вам поработать в группах.
1 группа.
Исследовательская работа «Отслеживание смены настроения главного героя Валерки на протяжении всего рассказа».
- Ваша цель: проследить, как меняется настроение Валерки на протяжении всего рассказа.
Установка: обратите внимание на восклицательные и вопросительные предложения.
-Какое настроение было у мальчишек в начале рассказа? (веселое)
- Какими словами автор передаёт настроение Севки и Валерки? («Закатывались от смеха»). Найдите в тексте цитату и запишите .- Над чем они « закатывались от смеха». Подтвердите словами из текста.
- Как вы думаете, почему изменилось настроение Валерки после сообщения Севки, что женщина, которая упала на льду, очень похожа на Валеркину маму?
- Каким стало его настроение? ( беспокойное). Найдите цитату, подтверждающую смену его настроения ( « Моя мама?!», « Был уверен, но не совсем»).
- Почему Валерке захотелось увидеть скорее лицо этой женщины? ( Она была похожа на его мать).
- Почему Валерка прекратил эту глупую игру?
- С какой интонацией и с каким настроением он прекратил эту игру?
( сердито). Докажите это строчками из текста
- Как Севка еще называет настроение Валерки? ( Разъяренное). Докажите это строчками из текста.
-Почему Валерка ощутил чувства страха?
- Какое в этот момент у него настроение? (тревожное). ( Он волнуется от этого настроение у него тревожное).
- Чем же сменяется страх? (радостью). Почему? (страх Валерки сменился радостью  от того, что там, на улице была не его мама)
Итог: Посмотрите на словарь настроения, состояния Валерки.
- Чтобы обрести радость, мальчику пришлось через что пройти ? (Чтобы обрести радость, мальчику пришлось пройти через беспокойство, тревогу.)
Настроение:
- веселое; беспокойное; сердитое; разъяренное; страх; тревога; облегчение;
радость.
2 группа.
1.Составление сенквйна . Яблоки
Красные, равнодушные.
Смеются, переживает, разочаровывается.
Нельзя смеяться над чужой бедой.
2. Как ты считаешь, о чём хотел сказать автор читателям?
1.Нужно уметь дружить.
2.Не во все игры можно играть.
3.Нужно быть чутким и отзывчивым ко всем людям.
Сигнал.
группа
А ) Век живи, век учись.
Б) Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.
В) Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
2. . Обсудите в группе и напишите каждый на яблочке одно слово. Оно должно обозначать то качество, которое очень важно в жизни, то, к чему призывает нас, читателей, Иосиф Дик своим рассказом. 
3. Составить предложение из разрезанных слов.
Жестоким, будь, безжалостным, не, к , людям.
Итог урока. Слайд 15
Наш урок подходит к концу. Мы назвали все уроки жизни, которые нашли в рассказе И. Дика «Красные яблоки»?
Я заметила, что рассказ взволновал ваши души, а значит вы грамотные, думающие читатели.
Рефлексия.
Продолжите фразу:
-Мне сегодня удалось…
-Мне было интересно…
-Мне было трудно…
Спасибо за активное участие на уроке.
9.Домашнее задание . Слайд 16
-Предлагаю домашнее задание на выбор:
1.Составьте письмо – обращение к Севке.
2.Проиллюстрируйте рассказ, составив диафильм.
Приложение1 И. Дик Красные яблоки.
Запиши, как менялось настроение у Валерки и Севки в течении всего рассказа?
Валерка
1.Какое настроение было у мальчишек в начале рассказа? ____________________
2.Над чем они « закатывались от смеха». Подтвердите словами из текста.
__________________________________________________________________________
3. Как вы думаете, почему изменилось настроение Валерки после сообщения Севки, что женщина, которая упала на льду, очень похожа на Валеркину маму?
_______________________________________________________________________
4. Каким стало его настроение? Найдите цитату, подтверждающую смену его настроения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. - Почему Валерка прекратил эту глупую игру? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. С какой интонацией и с каким настроением он прекратил эту игру? Докажите это строчками из текста.
__________________________________________________________________________
7.Как Севка еще называет настроение Валерки?
________________________________________________________________________
8. Почему Валерка ощутил чувства страха?______________________________________
9. Какое в этот момент у него настроение? ______________________________________
Итог: Посмотрите на словарь настроения, состояния Валерки.
- Чтобы обрести радость, мальчику пришлось через что пройти?
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Севка
1._________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________3._________________________________________________________________________4._________________________________________________________________________5._________________________________________________________________________
Настроение:
- веселое;
- беспокойное;
- сердитое;
- разъяренное;
- страх;
- тревога;
- облегчение;
- радость.
Самоанализ урока.
Данный урок является уроком из нового материала в разделе « Мы с мамой и папой» 2 части книги для чтения в 3 классе « В одном счастливом детстве» по программе образовательной системы «Школа 2100»
С ранее прочитанными произведениями он связан по тематике произведений о детях и отношениях в семье.
Работа на уроке велась с использованием технологии продуктивного чтения на этапах работы с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.
На уроке велась работа над анализом текста и формированием понятий: тема, главная мысль, название, настроение.
Вся работа строилась на эмоциональном переживании прочитанного, использовались различные виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение и письмо, исследовательская работа.
На уроке показаны элементы проблемного диалога на этапе работы с текстом до чтения и технология работы с текстом. Использовались и активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся (кроссворд, слоговицы ), исследовательская работа и работа в группах.
На уроке развивался интерес к чтению, дети работали активно и с интересом.