Тема: Знакомить детей с традициями встречи Нового года в России и других странах.


Тема: Знакомить детей с традициями встречи
Нового года в России и других странах.

«Снеговик - почтовик»
Цель: знакомить детей с традициями встречи Нового года в России и других странах (дать представление об отличительных особенностях проведения Нового года у разных народов).
 закрепление произношения звука [ш]; [с]; в слогах,  словах,  чистоговорках и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
Автоматизировать звуки «Ш» , «С» - изолированно, в слогах, словах, чистоговорках, предложениях;
Систематизировать знания детей о праздновании Нового года в разных странах, формировать познавательный интерес;
Развивать фонематическое восприятие;
Уточнить  артикуляцию звука [ш]; [с];
Продолжать учить определять место звука «ш», [с]; в словах.
Формировать грамматические категории: развивать навыки согласование числительных с существительными;  в образовании имен прилагательных от существительных;
формировать познавательный интерес;
продолжать учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
Развивающие:
Развивать мышление, воображение, внимание, память, связанную речь;
Развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ слова;
Развивать математические способности, общую моторику;
Продолжать автоматизировать и дифференцировать звуки «С» и «Ш» в словах.
Воспитательные:
Развивать мышление, воображение, внимание, память, связанную речь;
Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу и к народам разных стран.
Оборудование: конверты с заданиями, буквы «У», «С», «Т», «Ю», «Г»,
3 картинки-домика со звуковыми схемами (начало, конец и середина слова), снежный ком, картинки с Морозами, ёлка, звезда , ёлочные игрушки (картинки) со словами –сосулька, собака, слон, бусы, снегурочка; - шар, шишка, хлопушка, мишка, мышка, машинка; картинки с изображением помощников Дедов Морозов, картинки Снегурочка и Снеговик, снежинки с картинками, открытки.
В роли Снеговика, воспитатель
ХОД ЗАНЯТИЯ
Снеговик: Ой-ой-ой! Куда это меня занесло?
Воспитатель: Снеговик, что с тобой случилось?
Снеговик: Я нес почту Деду Морозу, а Снежная Королева узнала, что я несу письма от ребят и напустила на меня вьюгу.
Произношение изолированного звука:
Подул сильный ветер, ветки на деревьях закачались. Вот так (ш-ш-ш) (показывает и машет руками). Нет не так, давайте все вместе попробуем.
- Изобразите руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произнесите звук (ш-ш-ш). Вот так.
Такой сильный ветер подул, что все буквы на конверте перемешались, и я теперь не знаю, в какой город мне нужно идти!
Воспитатель: Ну, не переживай ты так. Может мы с ребятами, сможем чем-нибудь помочь тебе?
Снеговик: Сейчас посмотрим (смотрит в сумку с конвертами). Здесь у меня какие-то конверты с заданиями. Наверно, это все проделки Снежной Королевы. Нам нужно выполнить все задания в конвертах, и тогда собрав буквы из конвертов, мы узнаем в каком городе, Дед Мороз ждет писем от ребят?
Воспитатель: Поможем, ребята, снеговику? (дети отвечают).
Ну, вот и хорошо. Доставай, снеговик, свои конверты.
Снеговик: Хорошо, хорошо! Достаю уже!
2. Основная часть.
1 конверт. Игра «Назови ласково»  со снежным комом.
Снеговик: Пришло время поиграть со снежным комом и развеселить Снежную Королеву. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег - снежок                 Сосулька - сосулечка
Мороз - морозец            Дерево - деревце
Ветер - ветерок            Горка - горочка
Лёд - ледок                     Холод - холодок
Зима - зимушка            Санки - саночки
Снеговик: Молодцы, ребята! Мы нашли первую букву «У»!
Воспитатель: А вы знаете, что у народов разных стран имеется свой собственный Дед Мороз? 
Картинки с Морозами  (воспитатель рассказывает про Дедов Морозов разных стран)
Презентация «Новый год в разных странах»
   Жители Японии, по традиции, весь предновогодний день проводят в тщательной уборке своего жилища, выметая старый сор из избы. В новогоднюю ночь они в обязательном порядке слушают удары храмового колокола, который в эту ночь пробьет ровно 108 раз. А еще, уморившись от уборки и наслушавшись колокольного звона, японцы начинают безудержно хохотать. Это не истерика, просто они свято верят, что смех, встречающий Новый год, принесет им невероятную удачу. Кроме того, ни один японец не войдет в грядущий год без граблей, ведь если их в новогоднюю ночь в доме нет, то и счастье в новом году загребать будет нечем.
   В Австралии новогоднее празднование приходится на самый жаркий период в году, поэтому абсолютно нормальная картинка для австралийских пляжей в эти дни — серферы в костюме Санта Клауса.
   В Бразилии празднование Нового года смешалось с древней языческой традицией поклонения богине океана Иеманже. Бразильцы в канун праздника одеваются в белое, собираются на пляжах и, загадывая желание, бросают в океан лепестки цветов и спускают на воду множество зажженных свечей.
   У жителей Таиланда, у которых новый год приходится на жаркий период, в качестве приветствия принято при встрече поливать друг друга водой. Они верят, что вода может очищать человека не только физически, но и духовно и смывать с него грехи, накопленные за прошедший год.
   В Корее праздничную ночь проводят за веселыми и шумными уличными гуляньями. Обязательным пунктом программы являются прыжки в высоту, соревнуются в которых исключительно девушки.
   В Китае в новогоднюю ночь можно наблюдать увлекательнейшее действо — по улицам проходит огромная праздничная процессия людей с зажженными фонарями в руках. А еще, у них существует невероятно красивая традиция запускать фонарики с горящими в середине свечами в небо. Так китайцы освещают себе дорогу в новый год.
   В праздничную полночь в Испании принято быстро съедать 12 виноградин — одну с каждым ударом часов. Каждая виноградинка означает удачу в каждом предстоящем месяце года.
   В Африке до наступления Нового Года нужно непременно помириться со всеми, с кем был в ссоре, простив все пережитые обиды. В новогоднюю ночь на улицах и в домах поднимается оглушительный шум. Здесь существует народное поверье, согласно которому все, что случилось в старом году плохое нужно "выкричать" и тогда наступающий будет спокойным и счастливым. 
Снеговик: Как все-таки интересно встречают люди Новый год в разных странах. Ну, пришло время найти следующую букву. Снежная королева приготовила для нас задачку.
2       конверт.  Игра «Посели слова в домики»
Ребята, чтобы выполнить нам второе задание, и получить букву, нам нужно отгадать загадки, и поселить слова в домики. Если в слове отгадке звук «С» находится в начале слова, поселим его в первый домик, если звук «С» слышится в середине слова, поселим во второй домик, а если звук «С», слышится в конце слова, то в третий домик.
1. Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковка – нос, в руке – метла,
Боится солнца и тепла. (СНЕГОВИК)       
В какой домик поселим это слово? Правильно во второй домик.
2.   Я, сознаюсь, виновата: я хитра и плутовата,
я в курятник вечерком часто бегаю тайком. (ЛИСА)
3. Мчится дом по мостовой – две руки над головой. (ТРОЛЛЕЙБУС)
Ребята, какой звук мы искали в начале, середине или в конце слова? Звук «С». А в какой букве живет звук «С»? В букве «ЭС». Значит следующая буква которая нам нужна буква «ЭС».
Снеговик: Ох, ребята, как у вас тут тепло, я просто таю. Мне срочно надо выпить чаю со снежинками.
Достает кружку.
Я начну, а вы продолжите, вот у меня в кружке лежит одна (дети продолжают – снежинка), а сейчас две (дети продолжают – снежинки),а сейчас три (дети продолжают – снежинки),теперь четыре (дети продолжают – снежинки), и наконец пять (дети продолжают – снежинок).
Ребята, а вы любите пить чай со снежинками?
Ответы детей.
Нет, небось с конфетами любите пить, да еще и шоколадными небось?
Послушайте мои чистоговорки и повторите их правильно!
Ши-ши-ши- как конфетки хороши,
Шо-шо-шо- мойте ручки хорошо,
Шу-шу-шу- я к столу вас приглашу,
Ша-ша-ша- будем кушать не спеша.
Снеговик: Молодцы, а я знаю, что Дед Мороз всегда пьет чай с вареньем.
Если варенье из малины – какое это будет варенье?
Дети – малиновое,
из клубники – клубничное;
из вишни – вишневое;
из яблок – яблочное;
из черники – черничное;
Скажите, в названии, какого варенья  вы услышали звук (ш)? Правильно, это вишневое варенье. Самое любимое варенье Деда Мороза. 
Снеговик: Ой, а на кружке то у меня буква. Катя какая это буква?
Дети: Буква Т.
Воспитатель: Встреча Нового года - древняя традиция, существующая у всех народов мира. И хотя этот праздник проводится по-разному, сейчас мы с вами отгадаем, что является главным украшением в каждом доме.
Ее всегда в лесу найдешь-
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем (Ёлка).
- Молодцы, правильно отгадали. Основным украшением новогоднего праздника является елка (елочки).
Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда - к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья. На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…Снеговик: А давайте и мы с вами украсим нашу елочку. Но на ёлку мы должны повесить только те игрушки, в названии которых есть звук «C» или «Ш». Девочки будут выбирать игрушки со звуком «С», а мальчики со звуком «Ш»
4       конверт. Игра: «Найди елочную игрушку»
Дети вешают на елку игрушки  (картинки) со звуком «С» и «Ш» (елочные игрушки со словами – шишка, сосулька, снегурочка, шар, машина и т.п. ).
Снеговик: Здорово мы с вами украсили елочку! Ой, а я нашел еще одну букву, это буква …
дети отвечают - ЮВоспитатель: Снеговик, вот ты же помогаешь Деду Морозу, правильно? А еще кто помогает Деду Морозу подготовиться к грядущим праздникам? (Снегурочка).
А еще есть мальчик Новый Год – это маленький мальчик, которого каждый год добрый дедушка приводит с собой.
В других странах, у других народов новогодние и рождественские обычаи не такие как у нас, даже коллеги нашего Деда Мороза все с особыми характерами, все по-разному заявляют о себе на зимних праздниках. Но их помощники совсем не похожи на наших Снегурочку и Снеговика.Эльфы и олени в Америке
Помощники Санта Клауса – эльфы и обаятельные олени. На оленьей упряжке Санта Клаус и приезжает к детям Соединенных Штатов. В Лапландии, на родине Санты Клауса, существует целая мануфактура, производящая рождественские подарки. Там трудится бесчисленное количество эльфов – и всё на благо послушных детишек. Роберт Мэй создал еще одного сказочного помощника, это Оленёнок Рудольф, этот красноносый олень – главный в упряжке Санта Клауса. Вот уж вершина оленьей карьеры.
Чёрный Пит в Нидерландах
В Нидерландах и Фландрии за Рождество отвечает Синтаклаас (родственник Николауса), его помощник особенно экзотичный. Это Чёрный Пит, черный от того, что лазает по печным трубам. Он верно сопровождает  Синтаклааса, и никогда не расстается с волшебной книжкой, где записаны поступки детей в этом году.
Муори в Финляндии
Финскому Йоулупукки помогает его верная супруга  — Муори — олицетворяющая зиму. Также ему помогают гномы, они целый год сидят в «Пещерах Эха»  и прислушиваются, как ведут себя финские детишки. Они же и разбирают рождественскую почту и изготавливают подарки.
Волшебная коза в Норвегии
Норвежских детей поздравляет с Рождеством и Новым Годом дедушка Юлебукк. Он приезжает на волшебной козе, именно коза разносит подарки. Поэтому дети готовят для неё угощение - кладут в свою обувь колосья овса.
Деды Морозы всего мира готовятся к грядущим праздникам, готовятся и их помощники и можно не сомневаться что с такими помощниками все подарки будут доставлены точно в срок.
Снеговик: Вот это да! Я даже и не знал, что столько сказочных существ дарит детям праздник! Но нам надо обязательно, найти следующую букву, иначе у ребят не осуществятся их заветные желания.
Достает из сумки последнюю букву
Снеговик: Да вот же она, эта буква
Дети – буква Г
Дети складывают слово «УСТЮГ».
3. Заключительная часть.
Снеговик: Спасибо, вам ребята, вот и адрес снова появился на конверте, теперь мы можем отправить письма Деду Морозу. Мне пора в путь! Будьте дружны, ребята, помогайте друг другу, только все вместе мы научимся творить чудеса! До новых встреч!
Воспитатель: Давайте, попрощаемся с нашим гостем. Передавай большой привет от нас Деду Морозу, ждем теперь его в гости!
Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы узнали сегодня? Что вам больше всего запомнилось? Что для вас было самое интересное?
Всем большое спасибо!
Воспитатель: Аулова М. А.
2016г.