Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Наземный транспорт» в подготовительной группе.


Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Наземный транспорт» в подготовительной группе.
Непосредственно - образовательная деятельность
по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
на тему «Наземный транспорт».
Составитель: воспитатель Фомина Марина Владимировна.
Образовательная область: «Познание».
Цель: Расширять представление о видах наземного транспорта.
Программное содержание:
закреплять знания о видах городского транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, такси, маршрутное такси, метро);
виды городского транспорта, автомобильного и железнодорожного транспорта;
познакомить с древними видами транспорта;
учить безопасному поведению на улицах и дорогах;
познакомить со значением транспорта в жизни человека;
обогащать лексику словами, обозначающими профессии людей, связанных с транспортом: водитель, машинист, вагоновожатый, мотоциклист, велосипедист;воспитывать уважение к профессии людей, создающих транспортные средства.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»:
- формировать понятия: наземный, грузовой, пассажирский, специальный транспорт;
- показать детям значимость использования транспорта для облегчения жизни человека;
- познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.
- закрепить знания о правилах безопасного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
«Речевое развитие»:
- активизировать словарь детей словами – названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами;
- совершенствовать речь как средство общения;
- совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи;
- развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику.
Ход непосредственно - образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Вы проснулись? Да проснулись.
Вы друг другу улыбнулись? Улыбнулись.
Я рада, что у вас хорошее настроение.
Воспитатель до занятия размещает на доске картинки наземного транспорта.
Ребята, предлагаю вам отгадать загадки. Послушайте их внимательно.
Загадки:
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька.
(Машина)
Не собака – а с цепью.
Не лошадь – а с седлом.
(Велосипед)
Спешит машина красная,
Не выключая фар,
На службу на опасную,
Спешит тушить пожар!
(Пожарная машина)
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
(Метро)
Быстрее всех машин несется,
Ребята, как же он зовется?
(Мотоцикл)
Ребята, как можно назвать этот транспорт. (Наземный транспорт).
У машин, как и у людей много разных профессий: грузчики, почтальоны, санитары, военные.
А для чего они нужны? Кто создал их?
Да, благодаря уму, таланту и фантазии человека была создана такая чудо-техника.
А вы не задумывались, были ли машины много лет тому назад?
Как они выглядели?
Хотите узнать, как они появились?
Много, много лет тому назад древние люди носили грузы на себе, таскали волоком по земле. Потом, чтобы передвинуть груз стали подкладывать брёвна и толкать их длинными палками-жердями. Это было очень тяжело. И тогда человек изобрёл колесо, с чего всё и началось. Люди построили повозки на сплошных деревянных колёсах. Их медленно тащили по дорогам быки и волы. Чтобы быстрее ехать, в повозки стали впрягать лошадей – так родилась колесница. Древние греки вставили в деревянные колёса спицы, чтобы сделать повозки легче и быстроходнее. На колесницах шли в бой, торжественно въезжали в захваченные города, мирно соревновались на Олимпийских играх. Но на колеснице было ездить неудобно, т.к. она была неустойчивая, и ездить на ней можно было только стоя. Позже колесницы заменили каретами. Четырёхколёсные, закрытые, они могли перевозить много людей, их вещи: багаж, почту. Но на большие расстояния кареты без остановок ездить не могли, потому что лошади уставали, не могли обходиться без пищи т воды, люди тоже уставали от тряской езды. Появилась паровая машина. И это необычное изобретение человек назвал «автомобиль», что значит сам движется – «самодвижущийся». Едет такая машина по городу, на ней медный котёл подвешен, а водитель сидит на скамейке и крутит руль. Проедет немного, остановится – это значит пар в котле кончился. Нет пара – машина не работает. Приходилось водителю слезать с машины и работать кочегаром – разжигать топку и кипятить воду. С тех пор такого водителя – кочегара стали называть шофёром. Такая машина тоже была неудобна, т.к. топилась дровами, котёл мог взорваться, что создавало опасность для шофёра и пешеходов. Поэтому вскоре на смену паровой машине пришёл первый автомобиль, у которого был мотор, и он заправлялся бензином. У этой машины колёса были разные: два больших задних колеса и одно маленькое переднее колесо. На ней мог ездить только один шофёр, который с помощью ручки управлял автомобилем. Позже у автомобиля появилась крыша, колёса сделали одинаковыми по размеру, и их стало четыре. Для прочности деревянные колёса со спицами обтянули железными обручами, но не было не дверей, не стёкол и они часто ломались. Постепенно у машин появились двери, стёкла, они стали перевозить больше пассажиров, но, самое главное, на колёса надели резиновые надувные шины. С каждым годом бензиновых автомобилей становилось всё больше. Менялся их внешний вид, улучшалась конструкция, возросла скорость движения, машины стали более удобными, как для шофёра, так и для пассажиров.
Транспорт – совокупность средств передвижения (поезд, автомобили, автобусы, метро и другие, а также отдельный вид средств.Существует железнодорожный, пассажирский, городской транспорт.
Виды транспорта: наземный (железнодорожный, городской, подземный, воздушный, водный. Сегодня мы остановимся на наземном транспорте:
городской: легковая машина, автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мотороллер;
железнодорожный: поезд (вагон, паровоз, тепловоз, электричка, метро.грузовые машины (грузовик, самосвал, фургон, цистерна,специальные машины (скорая помощь, пожарная, милицейская, аварийная, такси).
грузовой наземный транспорт перевозит грузы.
ВИДЫ ТРАНСПОРТА: грузовой и пассажирский.
Груз – товары, вещи, которые перевозят куда – нибудь. Пассажир – тот, кто едет или собирается ехать на чем - нибудь.
ЧАСТИ ТРАНСПОРТА: фара, кузов, кабина, мотор, колесо, дверцы, шины, багажник, руль, сидение, педали, тормоз.Упражнения по развитию лексико- грамматической стороны речи.
Игра: « Кто чем управляет»

Воспитатель предлагает детям найти для каждого вида транспорта нужную профессию.
Воспитатель : - Летчик управляет чем?
Ребёнок: - Лётчик управляет самолётом.
Водитель управляет (чем?) — автомобилем;
Капитан управляет (чем?) — кораблем;
Космонавт управляет (чем?) — ракетой;
Машинист управляет (чем?) — поездом.
Водитель управляет (чем?) — автобусом.
Вопросы к беседе:
1. Какой транспорт называется наземным?
2. Движется по железной дороге?
3. Передвигается по земле?
4. Перечисли наземный транспорт (железнодорожный, городской?5. Какие виды машин ты знаешь? (грузовая, легковая, специальная)
6. Какие виды поездов ты знаешь? (пассажирский, товарный).
7. Покажи и назови части машин? (колесо, кабина, кузов, фары, руль, дверцы).8. Кто управляет машиной, поездом, мотоциклом, велосипедом? (машинист, велосипедист, водитель, мотоциклист).
9. Каким должен быть водитель, машинист и т. д.? (внимательным, вежливым, обходительным, аккуратным, строгим, исполнительным).10. Нравиться ли тебе ездить в транспорте? В каком больше всего?
11. На каком транспорте ты добираешься в детский сад?