Обмен опытом. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время


"Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и внеурочное время"
Автор: Ермакова Наталья Фёдоровна,
учитель биологии МОУ «СОШ п. Липовский» Озинского районаСодержание:
І. Введение ___________________________________________________ с.3 -4
II. Проектная исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС_________с.4-9
2.1. Место проектной исследовательской деятельности в реализации ФГОС нового поколения. _______________________________________________с.4
2.2. Умения, формируемые у учащихся посредством проектной деятельности. ________________________________________________________________с.5
2.3. Этапы формирования навыков исследовательской деятельности. ____с.6

2.4. Диагностика собственного опыта. __________________________ с.7-12
ІІІ. Заключение _____________________________________________ с.12-13
Литература _______________________________________________ с.13

Приложение 1_______________________________________________ с.14-15
Приложение 2 ______________________________________________ с.16-17
І. Введение.
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом 21 века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом педагогами стремлении к теоретическим идеям и практике исследовательского обучения.
Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.
Цель работы:
Развитие способностей учащихся на основе формирования устойчивого интереса к проектной и исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Актуальность:
Технология проектов и исследований направлена на повышение компетентности школьников в предметной области и на создание или исследование продукта, имеющего значимость для других.
Проблема:
Ученики не владеют навыками самостоятельной работы, затрудняются работать с информацией;
Не готовы к решению проблем в нестандартных ситуациях, снижается интерес к знаниям;
Снижение интеллектуального, духовного и творческого уровней.
Преимущества:
Формирование УУД
Возможность самостоятельного успешного усвоения знаний
Формирование умений учиться.
II. Проектная исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
2.1. Место проектной и исследовательской деятельности в реализации ФГОС нового поколения.
В проекте федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения для получения учащимися качественного образования предъявляются высокие требования к метапредметным результатам освоения выпускниками основной школы программы по биологии. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Задача учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, в воспитании интеллектуальной личности, способной к саморазвитию и творчеству, обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, умеющей предвидеть результаты своих действий, обладающей активной жизненной позицией.
Поэтому основная цель, которую я ставлю перед собой в достижении желаемого результата - это усиление практической направленности в преподавании биологии, как на уроках, так и во внеурочное время с использованием проектной деятельности, так как этот метод имеет ряд преимуществ, а именно:
- легко вписывается в учебный процесс в условиях классно – урочной системы и позволяет достигать цели образования по любому учебному предмету;
- метод проектирования обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
- сплачивает детей, развивает коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;
- реализует идею профессиональной ориентации на всех уровнях обучения;
Специфика метода проектов заключается, прежде всего, в непосредственном взаимодействие ребенка с окружающим миром, в совместной деятельности учителя и ученика  с опорой на собственный опыт ребенка
2.2. Умения, формируемые у учащихся посредством проектной деятельности.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата. Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.
1.Рефлексивные умения: - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
-умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
-умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
-умение находить несколько вариантов решения проблемы; -умение выдвигать гипотезы; -умение
устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
-умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
-умение вести дискуссию;
-умение отстаивать свою точку зрения;
-умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки :
-навыки монологической речи;
-умение уверенно держать себя во время выступления
-артистические умения;
-умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
-умение отвечать на незапланированные вопросы.
2.3. Этапы формирования навыков исследовательской деятельности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока.
Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и в качестве домашних заданий.
К краткосрочным проектам относятся творческие задания, которые требуют от ученика нахождения нового алгоритма решения, и потому значительно повышают эффективность обучения.
Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.
Долгосрочные (годичные) проекты- выполняются и в группах и индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
В ходе исследовательской деятельности учащиеся учатся:
- ставить цель, выдвигать гипотезу,
- наблюдать, анализировать, сравнивать,
- пользоваться различными источниками для нахождения информации,
- самостоятельно обрабатывать собранный материал,
- делать выводы, представлять результаты своей работы.
Исследовательская работа на уроке – одна из форм постановки и решения проблемной задачи.
Под решением проблемной задачи понимают процесс поиска неизвестного, нового.
Исследовательская деятельность начинается с разработки программы исследования, которая включает следующие этапы:
Постановка проблемы, выдвижение гипотез, анализ гипотез.
Постановка цели и задач исследования.
Разработка методики исследования.
Проведение исследования.
Обработка, анализ, обсуждение, оформление результатов.
Выводы.
Анализ успехов и неудач, выявление и исправление ошибок.
Виды учебно – исследовательской деятельности на уроке
урок – исследование;
урок – лаборатория;
урок – творческая мастерская;
урок – проектирование;
урок – экспертиза; урок «открытых мыслей»…
2.3. Диагностика собственного опыта.
Ребёнок – существо само по себе деятельное. Чтобы познать мир ему нужно всё пощупать, потрогать, увидеть. Такая возможность ученику представляется при организации и проведении исследовательской деятельности. И именно биология, как предмет естественного цикла, даёт большие возможности для занятий таким видом деятельности.
Ребят к поисково – исследовательской деятельности необходимо подготавливать и чем раньше, тем лучше.
В 5 -7 классах ученики готовят небольшие сообщения по результатам наблюдений во время экскурсий, лабораторных работ, домашних творческих заданий. Например: 1) проростите семена культурного растения, пронаблюдайте за процессом прорастания и расскажите о своих наблюдениях на уроке; 2) понаблюдайте за осенними изменениями в жизни растений и составьте отчёт.
В курсе «Биология. Животные. 7 класс» - вместе с учащимися делаем презентации к некоторым урокам. Они включают иллюстрации животных, занимательные факты из жизни животных, проблемные вопросы и познавательные задачи. Например – «По страницам Красной книги», «Сказочный мир бабочек», «Подводный мир» и др. Данные проекты помогают формировать у учащихся познавательный интерес к биологии.
В курсе «Анатомия и физиология человека. 8 класс» - проект «Изучение влияния внешних факторов на формирование осанки школьников»; создание мультимедийных презентаций по теме «Профилактика болезней человека», «Влияние физических нагрузок на работу сердечно-сосудистой системы», «Дыхательные движения» и другие. На самом обычном уроке можно постоянно что-то исследовать или создавать какой-нибудь проект. Например, когда проходим тему «Химический состав клетки» работая с источником информации (учебником и дополнительной литературой) учащиеся создают свой мини проект на листе «Важнейшие микроэлементы», находят и записывают информацию, суточная потребность в данном микроэлементе, какие заболевания вызывает недостаток, в каких продуктах содержится, и т.п. Здесь же в конце урока идёт защита проекта. Оценивают сами учащиеся.
В 8 классе мы проводим мини- исследования. Учащиеся измеряют свой рост утром и вечером, определяют разницу показателей, выдвигают гипотезу, делают выводы. При прохождении темы «Анализатор вкуса» сами определяют на языке зоны чувствительности сладкого, солёного, кислого.
Я считаю, что такая форма работы помогает ученикам лучше воспринимать и усваивать учебный материал, способствует расширению кругозора обучающихся, позволяет развивать их интересы, фантазию, прививает любовь к моему предмету и даёт возможность проявить себя даже слабым и зачастую пассивным ученикам.
Этапы формирования умений и содержание некоторых приемов учебной исследовательской работы рассмотрим более подробно.
Урок-исследование.
Первый этап включает в себя подготовку к наблюдению, выбор объекта наблюдения и формы фиксирования наблюдения. Так в 6 классе при изучении темы «Органы растения» ученикам предлагаю провести длительное наблюдение за ростом корней и листьев лука. Для того чтобы каждый ученик смог проявить себя, для формирования коммуникативных качеств обучающихся. Класс был разделен на группы по 4-5 человек в каждой. При использовании групповой работы происходит формирование социальных компетенций:
Все наблюдения за опытом обсуждались сначала в своей команде, а после
главные умозаключения записывались в дневник наблюдений группы. Ученики определили, что при наблюдении за луковицей можно проследить за ростом корней и листьев. Учителем было предложено определить: как зависит рост лука от состава воды? Для этого опыта необходимо отобрать примерно 10 одинаковых по весу луковиц, посадив их парами (для страховки). Первая группа наблюдала за ростом луковиц в дистиллированной воде, вторая группа – в водопроводной, третья группа – в талой воде, четвертая – в подсоленной морской солью, пятая – в подсахаренной.
Ребята вели наблюдения и измеряли результаты проращивания луковиц.
Ценность составлял не только полученный результат, но и сам процесс работы, в ходе которого ученик формировал в себе исследовательские умения и навыки, причем у каждой группы возникал интерес: будут ли их наблюдения отличаться от записей учеников других групп?
Следующим этапом деятельности шестиклассников становится само
наблюдение. Результаты наблюдений ежедневно заносились в таблицу и
фиксировались в дневнике каждой группы. В итоге появились следующие
записи: «У некоторых луковиц долгое время не появлялись листья».
«Корни начали расти раньше листьев». «Длина и количество корней больше,
чем длина и количество листьев».
Заключительный этап наблюдений – это представление и обработка
результатов.
Результаты каждой группы оказались различными: скорость и
равномерность роста, сроки появления корней и листьев не совпадали. Свои
наблюдения школьники представили в виде графиков.
Рис. 1 Рост листьев. Рис. 2 Рост корней
Удивление, которое испытали ребята, ценно тем, что оно порождало вопрос
«почему?».
Урок – лабораторный практикум.
1. Предварительный этап: определение того, что необходимо знать об исследуемой проблеме.
Определение цели исследования и путей её решения.
2. Исследовательский этап: изучения состояния среды или предлагаемой проблемы на практике, проведение исследований, опросов, работа с дополнительной литературой. Затем – планирование эксперимента на основе теоретических знаний и практических умений и проведение эксперимента.
3. Заключительный этап. Оформление работы, выступления учащихся, обсуждение.
Задание: Попробуйте получить краску из лишайников. Найдите разные виды лишайников (они встречаются чаще всего на стенах старых
домов, на камнях). Чтобы получить краску используйте план исследования.
1.Отделите его от субстрата и измельчите.
2.Измельченный лишайник положите в колбу с раствором пищевой соды.
3.Понаблюдайте некоторое время (3-5 мин.) и вы увидите, что раствор приобретает различную окраску.
4.Профильтруйте его и попробуйте окрасить бумагу или ткань.
5.Результаты запишите и оформите данную работу.
При выполнении лабораторных работ учащиеся учатся:
1.Ставить цель работы
2.Наблюдать, проводить эксперимент, и описывать опыты
3.Сравнивать природные объекты
4.Самое главное ученик должен правильно учиться формулировать вывод по итогам работы.
В 6 классе при изучении темы «Роль зеленых растений в жизни человека»
Человек за сутки потребляет в среднем 430 г кислорода и выдыхает 900 г углекислого газа. Подсчитайте, какое количество углекислого газа
выдыхается всеми жителями нашего города за сутки (967000 человек)? Какое количество кислорода потребляет население города в течение суток?
Сколько гектаров леса необходимо для восстановления нормального состава воздуха, если известно, что один гектар леса поглощает за сутки столько углекислого газа, сколько выдыхает двести человек?»
Частично-поисковая лабораторная работа
На уроке биологии в 10 классе «Наблюдение клеток растений, грибов и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание».
Цель: рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.
В ходе работы учащиеся рассматривают клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспоминают основные части, видимые в микроскоп и сравнивают строение клеток растительных, грибных и животных организмов.
Данную работу ребята выполняют по инструктивным карточкам.
Ход работы:
1. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных, животных клеток и клеток грибов.
2. Зарисуйте по одной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
3. Сравните строение растительной, грибной и животной клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы. Сделайте вывод о сложности их строения.
4. Сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы.
Таблица. Сравнение строения клеток растений, грибов и животных.
Исследовательская лабораторная работа
Урок в 8 классе «Пищеварение в ротовой полости».
Лабораторная работа: «Действие слюны на крахмал».
Изначально определяется цель эксперимента: доказать, что слюна расщепляет крахмал и выдвигаем рабочую гипотезу. Знакомимся с оборудованием: две накрахмаленные салфетки, ватные палочки, стакан с водой, стакан с йодной водой.
Перед проведением эксперимента проводим беседу с использованием логической конструкции: «если, то…».
Если после обработки накрахмаленной салфетки слюной поместить ее в раствор йода, то салфетка не посинеет. Для того, чтобы доказать, что именно слюна, а не вода расщепляет крахмал, ребята приходят к выводу о том, что вторую накрахмаленную салфетку нужно обработать водой. Если наше предположение верно, то на салфетке появится белый рисунок.
Далее ребята проводят эксперимент по инструктивной карточке.
Таким образом, на уроках биологии исследовательская работа может быть организована в процессе выполнения учащимися лабораторных и практических работ. Ряд исследований под руководством учителя учащиеся могут провести вне урока, а результаты сообщить и продемонстрировать на уроке (например, «Утомление при статической и динамической работе мышц»).
Исследовательский метод использую также при работе с учебной и дополнительной литературой.
Так, например, урок в 11 классе по теме «Макроэволюция и ее доказательства».
Предварительно класс делится на 5 групп. Каждая группа готовит материал по своей теме, своему доказательству (палеонтологические, эмбриологические, сравнительно – анатомические, молекулярно – биологические и цитологические, биогеографические доказательства). Лидеры каждой группы предоставляют наработки группы классу, используя свою презентацию. Остальные учащиеся делают необходимые записи в тетрадь. В конце урока подводим итоги, учащиеся выполняют тест по теме «Макроэволюция и ее доказательства».
Формы представления результатов исследовательской работы
Отчет по экскурсии
Лабораторные работы
Проекты
Исследовательские работы учащихся
Презентация исследования личного опыта учащихся
Дневник наблюдений
Огромные возможности для занятий исследовательской работой даёт внеурочная деятельность и, в частности, кружковая работа. Я веду кружок «Юнный исследователь», на занятия приходят дети, увлечённые биологией. Чтобы составить тематику занятий, я провела анкетирование детей и выявила их интересы и желания заниматься тем или иным видом деятельности. На занятиях мы исследовали антропометрические данные каждого ученика и сделали выводы о влиянии экологических факторов на здоровье человека. Работая с микроскопом, изучали мир мельчайших частиц и организмов. Провели исследования осанки у ребят нашей школы и дали рекомендации по исправлению осанки тем ученикам, которые имели отклонения. Каждое занятие – это маленькое исследование, которое даёт новые знания, удовлетворяет познавательные интересы, развивает личностные качества ребёнка.
Ещё мне нравиться такая форма внеурочной деятельности, как летние задания по биологии. Эти задания ребята выполняют летом, когда уходят на каникулы. В это время они не перегружены уроками, у них есть больше времени для наблюдений. Летом живая природа растёт, развивается, значит, её удобнее созерцать, изучать. Задания обучающиеся выбирают сами: 1.Изучить влияние рыхления или поливки на рост, развитие и урожай культурного растения;
2.Пронаблюдать за развитием и вредным воздействием колорадского жука на картофель;
3.Собрать гербарий лекарственных растений нашей местности;
4.Вырастить комнатное растение для кабинета биологии и т.д.
По итогам летних заданий ученики готовят отчёты в виде дневников наблюдений, создают презентации, оформляют фотоальбомы, монтируют коллекции. На первом уроке биологии в новом учебном году мы проводим защиту этих творческих работ, где ребята рассказывают о своих наблюдениях, как они проводили работу и какие результаты получили.
На протяжении всего учебного года ребята принимают участие в различных конкурсах проектов на школьном, муниципальном, региональном уровнях.
Мои ученики работали над следующими проектами:
Школьный уровнь:
Экологический проект «Зелёная планета»
Проект «Мода модой, а здоровье?»
Проект «Зелёное ожерелье школы»
Проект «Лекарственные растения»
Проект «Компьютер в жизни людей»
Проект «Мой родной край»
Проект «Зимующие птицы»
Муниципальный этап областного конкурса детского творчества «Саратовский край – люби его и воспевай» , номинация «Дары земли Саратовской».
Кислиева Елена – 3 место, работа «Лекарственные растения п. Липовский»
Надырова Асель – 2 место, работа «Удивительное рядом»
Районная экологическая конференция учащихся
1. Дустанова Надя – участник «Влияние компьютера на здоровье школьников»
2. Ильина Снежана – 3 место, проект «Бездомные собаки»
Областной конкурс экологических проектов ( Организаторы конкурса Энгельский технологический институт).
1.Ильина Снежана – победитель, проект «Особо охраняемые природные территории Саратовской области»
2.Дементьева Света – 3 место, проект «Заповедные места Озинского района»
Дистанционный межрегиональный сетевой конкурс презентаций пословиц и поговорок «От осени к лету поворота - нету»
1. Ильина Снежана – 2 место
2. Исколеева Адима – 3 место
3. Жакубалиева Диана – участник

Межрегиональный конкурс «Этот удивительный термин»
1. Головушкина Инесса – участник
2. Дементьева Светлана – 2 место
3. Шалкарова Камила -2 место
4. Умерзаева Зауреш - участник
5. Кислиева Елена – участник
ІІІ. Заключение.
Результатом своей работы по применению проектно-исследовательской деятельности считаю:
-устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
- положительную динамику уровня обученности (учащиеся школы ежегодно выбирают биологию в качестве предмета для сдачи ОГЭ, ЕГЭ ) ;
-качественную динамику мотивации учебной деятельности (мои ученики постоянно принимают участие в олимпиадах различных уровней и занимают призовые места. Растёт участие учащихся принимающих участие в школьных олимпиадах.)
Разнообразие форм работы с учениками с использованием исследовательского метода помогает ребятам в выборе будущей профессии. Выпускники нашей школы поступают на факультеты разных вузов, где приоритетной является наука биология.
-прочные навыки проектной деятельности.
Социальный эффект от реализации опыта работы:
- развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся;
- создание предпосылок для формирования умений работы над проектами;
- осознание ценности творческого открытия учащимися;
- высокая активность и результативность участия в проектной деятельности;
- формируется культура умственного труда, развиваются способности к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом
- формируется умение контролировать успешность своей работы в целом, по окончании изученной темы школьники должны осознать, какие знания и умения они должны были получить, чему научиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения материала. Проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.
       Из выше сказанного можно сделать вывод: чтобы не оказаться позади, надо смотреть вперед, применять в работе любые инновации, в том числе, и технологию проектной деятельности, поскольку школа будущего – это школа проектов!
Список литературы.
1. ФГОС нового поколения.
2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология комплексно-ориентированного образования. Самара,2006. Самара,2006.
3. Никитина Е.Ю. Научно-исследовательская деятельность учащихся. Ставрополь. 2006 г.
4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение-что это? // методист,1. 2004. - с.42
5. Леонтович А.В. “Исследовательская деятельность учащихся” А.В Леонтович, М., 2003. – 134 с. 6.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).
7.Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. //Образование в современной школе. 2000.
8. Журнал «Биология в школе» №3 2003 года.
Приложение 1.
Инструктивная карточка
Лабораторная работа
«Размножение комнатных растений стеблевыми черенками»
Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений стеблевыми черенками.
Оборудование: горшок с землей, ножницы, стакан с водой, стакан для накрывания растения, резиновые перчатки.
Ход работы
1. Осторожно срежьте стеблевой черенок с 3-4 листьями с растения традесканция.
2. Удалите с них два нижних листа.
3. Сделайте в почве углубление.
4. Поместите черенок в почву так, чтобы нижний узел был скрыт почвой.
5. Присыпьте черенок землей.
6. Аккуратно полейте.
7. Накройте черенок стаканом.
8. Оформите протокол опыта
9. Сделайте вывод.
Инструктивная карточка
Лабораторная работа
«Размножение комнатных растений листовыми черенками»
Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений листовыми черенками.
Оборудование: горшок с влажным песком, ножницы, стакан с водой, стакан для накрывания растения, резиновые перчатки.
Ход работы
1. Осторожно срежьте лист с растения сенполия2. Сделайте в песке углубление.
3. Поместите листовой черенок в углубление и присыпьте черенок песком.
4. Полейте небольшим количеством воды.
5. Накройте черенок стеклянным стаканом.
6. Оформите протокол опыта.
7. Сделайте вывод.
Инструктивная карточка
Лабораторная работа
«Размножение комнатных растений ползучими побегами»
Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений ползучими побегами.
Оборудование: горшок с почвой, ножницы, стакан с водой, резиновые перчатки.
Ход работы
1. Осторожно срежьте с материнского растения хлорофитум маленькое растеньице с корешками.
2. Сделайте в почве углубление.
3. Поместите туда маленькое растение и аккуратно присыпьте землей.
4. Полейте растение.
5. Оформите протокол опыта.
6. Сделайте вывод.
Приложение 2.
Проектные задания для самостоятельной работы учащихся 10 класса.
Проектное задание 1 (группа 1)
Прочитайте текст учебника на с.192-196 и дополнительную информацию. Ответьте на вопросы и выполните задания:
1.Что собой представляет и в чем выражается дифференцировка клеток в процессе эмбрионального развития?
2.Какой этап эмбрионального развития завершается образованием неспециализированных клеток?
3.Заполните таблицу. Ответьте на вопросы (дневник наблюдений):из какого листка формируются: лимфатическая система; мышцы; сетчатка глаза, печень; эмаль зубов; почки.
Зародышевые листки Производные зародышевых листков
Эктодерма Энтодерма Мезодерма 4.Заполните схему и опишите этапы онтогенеза высших растений.
31775401181100030441903086100023107652514600094869030861000 Онтогенез растений
9144039433500330136540386000485394039433500181546539433500
Литература:
Полянский Ю.И. Общая биология. Учебник для 10-11 кл.
Грин Н., Стаут У, Тейлор Д. Биология в 3-х т.
Полевой В.В. Физиология растений- М. Высшая школа
Проектное задание 2 (группа 2)
Прочитайте текст учебника на с. 192-196 и дополнительную информацию. Выполните задание и ответьте на вопросы:
1.Раскройте влияние факторов внешней среды на рост растений.
2.Укажите процессы онтогенеза, на которые влияют внешние и внутренние факторы. Заполните таблицу:
Факторы Процесс, на который они влияют
Внешние Свет Электромагнитное излучение Температура Кислород Вода Сезонные явления Питательные вещества Отходы метаболизма Внутренние Гены Гормоны и ростовые вещества 3.Как осуществляется гормональный контроль за онтогенезом насекомых?
4.Расскажите об использовании естественных и синтетических стимуляторов роста в растениеводстве.
Литература:
Полянский Ю.И. Общая биология. Учебник для 10-11 кл.
Грин Н., Стаут У, Тейлор Д. Биология в 3-х т.
Полевой В.В. Физиология растений- М. Высшая школа
Овчаров К.Е. Регуляторы роста растений-М. Просвещение.
Проектное задание 3 (группа 3)
Прочитайте текст учебника на с. 192-196 и дополнительную информацию.
1.Перечислите и охарактеризуйте этапы прямого развития.
2.Какой вид постэмбрионального развития сопровождается разрушением личиночных органов и возникновением таких, которые присущи взрослым животным? Приведите примеры.
3.В чем выражается адаптивное значение личиночной стадии?
4.На какие группы подразделяются животные по характеру роста? Приведите примеры этих животных.