Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время


Выступление на тему:
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках
и во внеурочное время»
Выполнила:
Савельева Светлана Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 145
Самара, 2013г.
В школьном возрасте дети проводят большую часть своего времени с нами, учителями. Значит, от нас во многом зависит, вырастут ли они пессимистами и нытиками или уверенными в себе и своем завтра людьми, способными дерзать, созидать, делать успешной свою жизнь и жизнь общества. Наряду с совершенствованием учебного процесса школа должна обеспечивать нравственное, эмоциональное и физическое развитие личности с учетом творческих и возрастных особенностей каждого ребенка, утверждает Н.Н. Гуленко [1]
Главным фактором развития для каждого ребенка не должна стать деятельность, говорит Е.Н. Землянская [3], совершающаяся по принуждению или необходимости, так как результат может быть отрицательным. Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение - вот двигатель развития. Мало того, чтобы деятельность была отмечена другими, надо помочь ребенку преодолеть свой страх и застенчивость, свою робость и неуверенность, помочь поверить в свои силы и добиться хорошего результата своей деятельности. Вот это и будет настоящим успехом, потому что ребенок шагнет вперед в своем личностном развитии. В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции учащегося в учебном процессе. Ее решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые стоят перед начальной школой.
По моему мнению, их в полной мере можно решить, строя учебный процесс на основе развивающего обучения. Его сущность раскрыта Л.С.Выготским «Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение развития высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Результатом такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности». А как обстоят дела у многих школьников сегодня? В традиционной школе ученик очень быстро осознает, что его задача – внимательно слушать на уроке и четко выполнять указания учителя. Иначе отстанешь от товарищей или твои высказывания будут восприняты как незнания. Учитель и родители будут недовольны.
Меня интересует вопрос: как быть? В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения. Если проанализировать цели начального образования, то нетрудно заметить, что основной приоритет отдается развитию личности ребенка: «…Обеспечить начальный этап развития личности ребенка; выявить и обеспечить развитие способностей; формировать умение и желание учиться; приобрести необходимые умения и навыки учебной деятельности…» В государственном стандарте начального общего образования особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, так как развитие личностных качеств учащихся невозможно без приобретения ими опыта разнообразной деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. Главной задачей для себя, как учителя считаю: не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. В учебном процессе должно возникать «учебное общение», при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знания и включая в этот процесс учителя, как более опытного партнера. Необходимость такого общения вытекает из природы поисковой, исследовательской деятельности, при которой поиск истины невозможен без дополнительной информации, общения со сверстниками, родителями.[5]
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.
В своей работе применяю проектный и исследовательский методы обучения. Что же такое проект?
Проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса.
Способы проектно-исследовательской деятельности: в рамках урочной деятельности – со всеми учащимися, а в рамках дополнительного образования с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы. Какова цель учебного проекта?
Цель учебного проекта – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Какие задачи ставит учитель для достижения цели проекта?
Задачи:
1.Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог;
координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
3.Формирование социально адекватных способов поведения.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательная: активация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.
Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательная: создание продукта, востребованного другими.
Виды учебных исследований:
по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;
по месту проведения: урочные, внеурочные;
по времени: кратковременные или долговременные;
по теме: предметные, свободные.
Формы и методы исследовательской деятельности в начальной школе:
-общеисследовательские методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)
-эмпирические (наблюдение, опыт, эксперимент, экскурсия)
Умения и навыки в процессе работы над проектом или исследованием:
1.Мыследеятельностные:
выдвижение идеи (мозговой штурм).
2. Проблематизация:
целеполагание, формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ, рефлексия.
2.Презентационные:
построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
3.Коммуникативные:
слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.
4. Поисковые:
находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов.
5. Информационные:
структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение, поиск.
6. Проведение инструментального эксперимента:
организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Рассматривая проектно-исследовательской деятельности, утверждает А.И. Савенков, ребята приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося [9].
Что же лежит в основе метода проекта?
В основе метода проекта положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Что же такое проект? Это план, замысел, продукт, отношения, поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, модели), или мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, фильм, сценарии). Преимущества метода проекта: нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность. Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности, учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».
В проектной деятельности предусматривается единая тема, вариант работы форма изделия, объём работы.
Давайте рассмотрим последовательность работы над проектом.
Последовательность работы над проектом:
1. Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации.
2. Выбор проблемы (Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя.)3. Выбор темы проекта по поставленной проблеме.
4. Определение цели и задач проекта.
5. Составление плана работы над проектом.
6. Сбор информации: анализ предметной и дополнительной литературы, опрос, использование коммуникативных источников, посещение музеев, выставок, библиотек.
7.     Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.
8.     Подведение итогов, составление  портфолио (папка документов).
9.     Защита проекта.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. При организации проектно-исследовательской деятельности приходится учитывать интересы и возможности детей каждой возрастной группы и использовать соответствующие методические приемы. Помощь учителям и ученикам оказывает автор методики исследовательского обучения младших школьников А.И.Савенков. [9]
Уже с первого класса он предлагает учить детей методам исследовательской деятельности:
«подумать самостоятельно»;
«спросить у другого человека»;
«посмотреть в книгах»;
«посмотреть по телевизору»;
«получить информацию у компьютера»;
«понаблюдать»;
«провести эксперимент»;
«связаться со специалистом».
Таким образом, как отмечает А.И.Савенков, «Проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». В качестве основных неоспоримых достоинств проектного метода можно назвать: высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско – творческой деятельности; межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. В целом, как подчеркивает В. Гузеев, «…проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия» [9].
По мнению многих психологов и педагогов (В.В.Давыдов, Г.М. Кучинский, А.М.Матюшкин, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно – ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого – педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что «существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов». Кроме того в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно – познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится и к применению проектного метода в начальной школе. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели [17].
«Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность.
Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.
Творческая среда.
Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской деятельности.
Психологический контроль.
Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «ты сделал неправильно, ты совсем не старался, не думал…» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя, утверждает Т.Я. Шпикалёва [20].
Личность педагога.
Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.Учет возрастных особенностей.
Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Совместная работа взрослых и детей.
В процессе работы над проектами и исследовательскими работами могут возникнуть трудности объективного характера. Это связанно с рядом возрастных особенностей. В работе над проектами необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско –взрослого союза. Совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями».
Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
А для этого учителю необходимо:
-Владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
-Уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
-Устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
-Уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.
Хочется добавить, что «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения».
Я придерживаюсь мнения, что каждый проект, исследовательская работа достойны рассмотрения, уважения. На наших уроках представление работ скорее «рабочее», нет помпезности, театральности, некоторые из них занимали по длительности на уроке 4-5 минут, а некоторые длились около 10 минут. Присутствие моментов «необычности» (элементы одежды, музыка) в представлении работ обусловлено задачами проектов, исследований и они носили «чисто рабочий характер». Во внеурочной деятельности мы использовали и выпуск газет, и проведение презентаций, и разыгрывали мини – сценки, на некоторые занятия приглашали родителей, так как позволяло время, выбирая ту форму работы, которая была необходима и интересна ребятам. Также считаю, что любое бальное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах не должны иметь места, так как учащиеся должны чувствовать себя успешными, они только учатся проводить исследования, любое их достижение уже продвижение вперед, выполнить исследовательскую работу – значит самим постигать новое. Следовательно, никто другой так, как сам ребенок, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд. Но это вовсе не означает бесконтрольность данной деятельности. С целью преодоления подобных проблем педагог, учащиеся, другие участники могут высказывать оценочные суждения, имеющие форму пожелания, совета.
Рассмотрим проектную деятельность по классам.
1 класс:
Подготовительный этап (творческие работы рисунки, устные рассказы.Сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
Темы близкие и значимые («Моё имя», «Моя семья», «Моё любимое животное», «Я умею», «Я и моё имя», «Осенние листья».2 класс.
Цель: развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Формы и способы в урочной деятельности:
-учебная дискуссия
-наблюдения по плану
-рассказы детей и учителя
-упражнения на развитие способов мыслительной деятельности
-мини-исследования
Во внеурочной деятельности:
-экскурсии,
-индивидуальное составление моделей и схем,
-мини-доклады,
-ролевые игры,
-эксперименты.
3 и 4 классы:
Дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, средства и способы, осознание логики исследования, развитие исследовательских умений.
 
Цели: увеличении сложности учебно-исследовательских задач, постановка и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов.
Формы и способы:
-мини-исследования,
-уроки-исследования,
-групповая работа,
-ролевые игры,
-самостоятельная работа,
-коллективное выполнение и защита исследовательских работ («Чистота воздуха в нашем городе», «Что я люблю» и др.),
-составление энциклопедий,
-наблюдение,
-анкетирование,
-эксперимент и другие.
Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения дидактической цели через пошаговую разработку темы, которая имеет реальный итог, так значимый для ребят 7-10 лет. Практика работы над проектно – исследовательской деятельностью показала, что в них нет неуспевающих детей. Успех, интерес, радость, возможность проявить себя, в независимости от успеваемости – результат данного вида обучения. Получение навыков общения со сверстниками, взрослыми: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат – идет целенаправленная подготовка к будущей взрослой жизни. Умение решать творческие задачи: самостоятельно составлять план действий, находить оригинальные пути решения поставленной задачи, создавать схемы, сочинения – становление будущего активного члена общества. Огромная возможность работы с родителями: метод проектов способствует налаживанию контакта между детьми и родителями, установлению дружеских взаимоотношений между школой и семьей.
Таким образом, основные характеристики метода учебного проекта как:
-Личностно – ориентированного;
-Обучающего взаимодействию в группе и групповой деятельности;
-Развивающего умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
-Формирующего навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
-Воспитывающего целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
-Интегрирующего знания, умения и навыки из разных дисциплин;
-Здоровьесберегающегона практике полностью подтвердились. Организовав поисково – исследовательскую работу в начальной школе, мы оказываем ученику поддержку при выполнении заданий за курс общеобразовательной школы, так как учим самостоятельно учиться.


Список использованных источников
1.Гуленко Н. Н. Проблемы внедрения метода проектов в школе// Образование в современной школе. 2004. №12
2.Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык в 2 частях/ч.1, М., Просвещение, 2009
3.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9
4.Караменко Т.Н. Кукольный театр/ Москва, Просвещение,2002
5.Кудина Л.Ф., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие.1класс/Москва,Гарант,2002/
6.Кроточева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе// Начальная школа.20007. №11
7.Матяш Н.В. Психология проектной деятельности младших школьников. М., 2004
8.Развитие творческого мышления детей /Ярославль «Академия развития.
9.Савенков А.И. Организация проектной деятельности в начальной школе. М., 2007
11.Савенков А.И. Я – исследователь. Тетрадь для учащихся 1 класса. С., 2007
12.Стрельцова Л.Е. Тамарченко Н.Д. Информационно-методическое письмо к учебнику по литературному образованию младших школьников. «Глаголь и Добро» (2кл.)/Нач.школа.1997 №8
13.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей/Ярославль, Академия развития
14.Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку»/Москва, «Перспектива»2006г
15.Трубайчук Л.В. Нестандартные формы и приемы обучения на уроках русского языка и чтения в начальных классах/Челябинск, 2003, серия «Библиотека начальных классов».
17.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пос. для студентов пед. Вузов/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева и др., под ред. Е.С. Полат. М., 2000
18.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. /М., Фолио, 2000
19.Чаус Б.Ю. Чаус З. А. Экономические сказки/Начальная школа, 1993, №9
20.Шпикалева Т.Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства /М., Просвещение,2007