Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе




Мастер класс О.Н.Спиртова
«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »

Китайская мудрость гласит:
«Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому и я научусь.»

Ребенок познает мир в действии.

В основе обучения по ФГОС лежит системно-деятельностный подход.  Назовите три слова входящие в состав этого понятия.
Система – деятельность – подход

Я предлагаю вам соотнести понятия

 Система - множество элементов, находящихся в отношениях и   связях друг с другом, которое образует     определённую целостность, единство
  Деятельность - человеческая форма активного отношения к  окружающему миру.
  Подход  - Совокупность приёмов и  способов в воздействии на кого (что) либо или в изучении чего-либо для  получения определенного результата

Составим в целом определение (из набора слов)
- что же такое Системно-деятельностный подход?

Системно-деятельностный подход - это
содержание учебного процесса, в  котором главное место отводится  активной и разносторонней, в     максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

- Тема моего мастер- класса
 «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе » на примере темы урока «Наши помощники-органы чувств» по окружающему миру.

Для того, чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, необходимо мотивировать его. Один из способов  развития познавательной мотивации – это создание проблемной ситуации на уроке.
Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение  с которым вызывает у детей  эмоциональную реакцию удивления или  затруднения.
Поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока.

Торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается традиционный урок.
Где же выход?
И для этого существуют специальный прием, называемый «яркое пятно»
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. (7 мин)
 
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы  с вами будем исследователями.
- Кто такие исследователи?
(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)
- Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком
(рисунок человечка без лица)
- Чем он интересен? Что же в нем странного?
(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)
Выдвижение проблемы.
 
- А нужны они ему?  (Конечно)
- Как, одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств)
Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)
- А точнее «Наши помощники – органы чувств»
- В конце урока вы мне ответите на вопрос:
Почему органы чувств называют нашими помощниками?
- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:
Познакомиться с (органами чувств)
Узнать. (для чего они нужны) 
- Какое задание вы бы предложили выполнить с человечком?
(Нарисовать ему органы чувств)

- Я предлагаю сегодня работать в группах. (в парах)
- По ходу работы поможем нашему герою приобрести  органы чувств.

Задание для 1 группы: найдите на картинке 10 цыплят и раскрасьте их желтым цветом.
Задание для 2 группы: с помощью игры «День – ночь» с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.
Задание для 3 группы: определить, какая вода в стаканах.
Задание для 4 группы: с закрытыми глазами определить, что находится в баночках.
Задание для 5 группы: в коробке  находятся предметы, определить их на ощупь.
- Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану: (каждой группе даю план)

У нашей группы было задание
Чтобы выполнить его нам помогли
(название органа)   нам нужны.
Научное название
Выступления в группах.
1 группа
У нашей группы было задание
Чтобы выполнить его нам помогли глаза. Глаза нам нужны, чтобы видеть.
Научное название – орган зрения.
- Вы хорошо справились с заданием.
- Помогите нашему герою увидеть красоту солнечного света .
(рисуются глаза человечку)

2 группа.
У нашей группы было задание
Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы определить вкус.
Научное название-орган вкуса.
- Что помог определить вкус воды? (язык)
- Какие ещё качества пищи различает язык? (Теплая пища, холодная, кислая, горькая)
- Молодцы. С задание справились верно.
- Поможем нашему герою почувствовать вкус спелых фруктов.
( рисуют язык человечку)
3 группа.
У нашей группы было задание
Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить запахи.
Научное название- .
- Что вам помогло определить содержимое банок? (нос)
- Какие ещё запахи можем почувствовать? (Свежей травы, цветов)
- А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, испорченной пищи.
- А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния.
- Помогите нашему герою почувствовать запах полевых цветов..
(рисуют нос)
4 группа.
У нашей группы было задание
Чтобы выполнить его нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь  предметы по форме
Научное название - . орган осязания.
- Что помогло определить предметы? (руки, кожа рук)
- Верно, справились с заданием.(рисуют руки)
- Выступает 5 группа. Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать.
Научное название – орган слуха.
- Что вам помогло услышать звуки? (уши)
- Вы постарались, выполнили задание верно.
- Что мы еще можем услышать? (Разные звуки природы, речь, музыку)
(рассматривают иллюстрацию с изображением ушей)
- Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь?  (Нарисовать уши)
 Обобщающая беседа.
- Вот и закончилась наша работа. Выступили все группы. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными  исследователями.
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
- Сколько  у человека органов чувств?
- На какой вопрос вы должны мне ответить?
- Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите.
- Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать?
(дети рассматривают получившегося человечка)
Рефлексия. (стихотворение читают по очереди)
- А напоследок хочется сказать:
Есть пять помощников на службе у тебя.
Не замечая их, используешь всегда:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
Руки, чтоб ласкать, трудиться,
А носик -  запах различать.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
Итог урока.
- Вот и закончился наш урок. Спасибо за работу.
- Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.
- Поднимите руку, кто считает, что  у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках.
Мы достигли целей, поставленные в начале урока. Получили готовый продукт – человека похожего на нас.
Реализуя системно-деятельностный подход на уроках окружающего мира, мы убедились, что  исследования  делают процесс познания более продуктивным.
(15 мин)
В конце каждой проделанной работы поощраю .



В заключение споем песню (слова собственного сочинения)

На мотив «А знаешь, всё еще будет.»

А, знаете, все еще будет! Мы таких методик добудем, И таких еще форм навояем, и уроков насочиняем! И все это будет красиво! А иначе быть и не может, Ведь мы теперь знаем, как надо, Вы нас этому научили. И будут уроки классными,
По ФГОСам, стандартам разными, Вы такого еще не видали, И Вы будете гордится нами!


Желаю всем успехов!!!

15