Использование личностно-ориентированных технологий с целью развития речи на уроках риторики и на занятиях в театральной студии.



Использование личностно-ориентированных технологий с целью развития речи на уроках риторики и на занятиях в театральной студии.

Современная система образования, носящая непрерывный характер, готовит к самостоятельной жизни человека, способного, используя результаты обучения и воспитания, легко и быстро адаптироваться к условиям стремительно меняющегося общества.
. Отсюда возрастание общественного интереса к проблемам личности, ее индивидуальности, способам воздействия на нее. Образование в принципе невозможно без обращения к личности.
Переход к личностной парадигме выводит на необходимость реализации в практике личностно ориентированного обучения. Это образно можно представить формулой:
«Индивидуумом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
Такие педагогические новации, как технологии «полного усвоения знаний», «разноуровневого обучения»,«коллективного взаимообучения», «включенного обучения» и другие позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения, специфическим особенностям каждой школы. К слову сказать, все программа «Школа 2100» ориентирована на личность. Каждый урок предусматривает задания направленные на реализацию каждого ребенка. И если сегодня у тебя не получилось, то завтра обязательно получится. Сегодня ты выполняешь задания программного уровня. А завтра возможно, уже справишься с заданиями максимального уровня. Урок – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.

Гипотеза: средства художественно-творческой деятельности оказывают влияние на воспитание и развитие речи ребенка
Цель обучать эффективному (результативному) общению, формировать коммуникативно-риторические умения и навыки средствами художественно-творческой деятельности в рамках программы «Школа2100».
Задачи:
обучение умелой, искусной, эффективной речи.
-овладение новыми образовательными технологиями;
-расширение гуманитарной линии начального образования;
-создание оптимальных условий для повышения эффективности художественно-творческой деятельности .
- Развитие навыков коллективного творчества, коммуникабельности, а также знания театрального этикета

Планируемые результаты: Повышение эффективности работы по воспитанию и развитию детей средствами художественно-творческой деятельности.

Опыт работы в школе убеждает, что развитие речи как один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка не решает важной задачи – обучение общению.
Значит, этому умению надо целенаправленно учить, что и является основной линией курса школьной риторики со своим содержанием и логикой построения.
У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре современной риторики – обучение эффективному общению.
Это в значительной мере определяет как содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания. Безусловно, эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка.
Однако этого недостаточно. Эффективное общение – это общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача, как практического, так и духовного плана.
Например: я прошу о чем-то – практическая коммуникативная задача – и получаю то, о чем я прошу.
Я хочу разделить горе человека, утешить его – коммуникативная задача духовного плана, и мне это удается.
В программе курса «Детская риторика»можно выделить два смысловых блока:
– первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;
– второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой (которая в дореволюционных учебниках нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры речи»).
Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением.
Для чего люди общаются: кто говорит, кому, с какой целью?, рассматривает виды общения: устное и письменное, в быту, в официальной обстановке, общение для контакта или для сообщения информации, изучается речевой этикет: вежливая речь, вежливые слова, утешение, сочувствие,
Речевая деятельность: слушание, говорение(голос, темп, тон),чтение( учимся читать учебный текст, приемы чтения, постановка вопросов к тексту), письменная речь(графическая структура текста, способы правки текста) изучается правильная речь: недочеты в речи, рассматривает нормы произносительные, орфографические, знакомит с нормативными словарями)
Блок – «Речевые жанры»–формирование понятия о разнообразии и видах речевых жанров..
Еще в дошкольные годы дети знакомятся с разными текстами – это считалки, скороговорки, загадки, сказки, рассказы, стихотворения – и на интуитивном уровне их различают. В 1 и во 2 классе не только определяют какой текст они слышат или читают, но и учатся создавать речевые жанры малых форм (загадки, считалки), а также этикетные жанры (приветствие, благодарность, извинения, просьбы). При этом термин «речевые жанры» не употребляется. Имеются в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, объявления, аннотации, хроники и т.д. В нашем классе это находит практическое применение в выпуске газет «Пиши-Читайка»
В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блоков, предусмотрена их взаимосвязь. Кроме того, как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.
;
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.
Сегодня возрождается традиция свободного владения словом, растет спрос на людей, умеющих излагать свои мысли самостоятельно, воздействуя на окружающих не только языковой правильностью, но и логико-композиционной содержательностью. Изменения в обществе предъявляют высокие требования к устной речи специалиста. А готовить к публичным выступлениям будущих профессионалов в той или иной области деятельности необходимо со школьной скамьи.
Специфическая цель курса «Театр» – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
«Театр» в начальной школе, являясь предметом дополнительного образования, преследует те же цели, что и многие дисциплины художественного цикла в рамках Образовательной системы «Школа 2100»: опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка:
помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения,
через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней,
научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Особо надо сказать о том, что метод обучения предполагает создание особенного нравственного климата в классе. В театре нет ни отличников, – ни отстающих. Отличительная черта метода в том, что дети сами анализируют свою работу и работу своих товарищей. Именно не оценивают, а анализируют. Важно, чтобы этот анализ был всегда выдержан в доброжелательном тоне, необходимо поправлять детей там, где они допускают резкие и обидные замечания. В такой атмосфере легче всего дают всходы ростки коллективизма, терпимости друг к другу, уважения к индивидуальности. Вместе с тем, ребенок, анализируя происходящее, приучается “думать вслух”, формулировать излагать свои мысли в определенной последовательности, выделять главное и отмечать второстепенное и т.д. Развитие логического мышления идет рука об руку с формированием навыков ораторского искусства и сценической речи.
Очевидно, что театр способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.
В технологии разноуровневого обучения заложены следующие принципы:
Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;
Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать;
Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным
Именно эти принципы в полной мере реализуются на занятиях в театральной студии.
Помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве – это цель курса «Театр».Курс рассчитан на три года обучения в начальной школе при одном занятии в неделю. В конце каждого полугодия дается качественная характеристика каждому ученику: каким был, что изменилось, что сделал, где проявил себя, каким стал.
Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение театров, музеев, выставок;
Занятия проходят не в классе за партами, а в актовом зале, где достаточно свободного места и для игр, и для просмотра спектакля. Создается доверительная атмосфера и педагог становится одним из участников театральной игры.
Урок театра отличает гибкость, возможность отталкиваться от интересов и потребностей самих учеников, учитывать особенности каждого.
Эстетическая задача театра – воспитать человека, способного сопереживать судьбам других. Так как в детстве мы все талантливы, то назначение нашего школьного театра выявить, сберечь и развить талант дарованный природой.
Одним из путей обогащения речевой и диалогической культуры учащихся является погружение в стихию языка различных эпох и национальностей, сопровождающееся выразительно-исполнительской практикой ребенка.
Текст всегда подвижен, его понимание и оценка требуют исследовательского и творческого подхода, а также задействования всего жизненного опыта ребенка, его интуиции, догадки, ценностных критериев. Текст не является заключительным звеном информации, он прежде всего материал и «сырье» для самоисследования каждого участника театрального действа.
Исполнительская речь актера в единстве звучания и значения, информации и интонаций. Только обогащенная интонациями, оттенками речь способна вызвать ответную реакцию зрителя, собеседника. Через интонацию передаются личностные смыслы. Монотонная, не окрашенная эмоцией речь имеет оттенок анонимности, безадресности и безличности. Именно поэтому, наряду со смысловым анализом текста, необходимо тренировать инструментарий актера: голос, мимику, пластику.
До того, как начинается постановка пьесы, идет процесс выбора произведения. «Режиссер» предлагает актерам ту или иную пьесу, рассказывая ее содержание и свое видение произведения. Ученики через обсуждение должны выбрать ту, которую они собираются ставить. Но выбор пьесы должен быть обоснован. Таким образом, задается ситуация справедливого, демократического выбора, когда участники труппы на равных через диалог должны принять окончательное решение. Втягивая детей в полемический спор, мы учим ребят принимать решение, отстаивать свою позицию и показывает, что все зависит от них. Главное  уметь убедить остальных и договориться с ними. В дальнейшем ученик обсуждает своего персонажа с режиссером, идет поиск образа через диалог, при котором выделяются определенные существенные черты героя, которые ребенку следует явить позже на обозрение публики.
Школьный театр создает такую систему коммуникаций, в которой происходит развитие личности не только ребенка, но и самого преподавателя, ибо факт самореализации ученика является условием самореализации учителя. При этом коммуникация осуществляется не только актеров с актерами или с преподавателем, но и коммуникация с залом, с произведением, с ирреальным через диалог, который в зависимости от вида коммуникации различен. Так или иначе, театр  это особая социальная среда возможностей развития личности, где диалог  обязательное условие развития.
С приходом в школьный театр ученик общается со своими сверстниками не как с теми, кого он видит каждый день в школе и знает как Пашу или Вику, а как с теми, кто является его партнерами в другом мире, мире фантазии, и раскрываются там совсем по-другому, чем в мире школы. Ученик учится, таким образом, воспринимать каждого человека как наделенного чем-то большим, чем кажется на первый взгляд. Сам театр есть для него ни что иное, как особый мир, где все схоже с реальностью, но не настоящее, а статусом действительности наделяется только с его помощью, с помощью его игры.
Проживая свою роль с каждой репетицией, с домашними повторениями текста, ребенок обогащает свой внутренний опыт, расширяет диапазон своей личности. С одной стороны, через прочтение пьесы он знакомится с культурой того времени, о котором она повествует. Готовясь к роли, он проживает тот социальный опыт, которым наделен его персонаж. Играя его на сцене, он делает этот опыт своим. С другой стороны, ребенок сохраняет способность смотреть на своего героя со стороны, оценивать его, выделяя, таким образом, только те качества личности литературного героя, которые являются для самого школьника ценностью. Через это формируется эстетическая сторона его личности. Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость. Естественно, в искусстве невозможно вывести среднее значение
Я попыталась проследить наиболее отчетливые тенденции, проявившиеся в поведении большинства учащихся:
- Исчезли страх и скованность, явно исчезло насмешливое отношение друг к другу (“школьный” зажим). На вопрос педагога, кто хотел бы выполнить то или иное упражнение, поднимается лес рук, чего было не добиться в первые месяцы учебы.
-Исчезла агрессивность в индивидуальном поведении и общении. Появилась доброжелательность.
Исчезла обособленность и внутренняя конфликтность, появилось стойкое желание выполнять различные упражнения коллективно, но не для того, чтобы иметь возможность спрятаться за чужими спинами, а чтобы чувствовать и самому оказывать поддержку партнеру. Важно, что, пусть от неуверенности в себе, большинство стало доверять партнеру, понимая, что на сцене все зависит от всех.
Заметно снизилось бытовое психоэмоциональное напряжение учеников. Исчезли многие индивидуальные зажимы. В лучшую сторону изменилась речь.
У многих детей обнаружились и развились творческие способности: художественные, музыкальные, поэтические, у многих детей их способности стали формироваться в творческие потребности.
Театр явился центром притяжения не только для учеников, но и для педагогов и родителей.
В прессе мне попалось высказывание одного известного в научно-педагогической среде человека на вечере встречи выпускников своей школы. «Первые пять лет, - вспоминал мастистый ученый, - я с трудом ходил в школу. И стал воспринимать ее только тогда, когда попал в театр. Он стал в жизни моим спасением, прибежищем от дворового бездействия и хулиганства. Я до сих пор не понимаю, почему учитель литературы предложила мне, далеко не успешному ученику, роль в спектакле « Клуб знаменитых капитанов». С этого момента началось мое возрождение».
Можно не соглашаться с великим Шекспиром, произнесшим: «Вся жизнь-театр», но и отрицать, что театр важная часть культурной жизни общества, не стоит. Театральное искусство дарит и актеру и зрителю положительные эмоции самого высокого уровня. А стенд о школьном театре поможет сделать этот вид внеклассного воспитания популярным среди учащихся, привлечет в театральный кружок новые таланты. Там каждый ребенок, если уж и не откроет в себе будущего покорителя мировых сцен, то в любом случае раскрепостится, научится владеть своим голосом, телом, разовьет память и получит уникальный опыт общения. И как же, как не счастьем, можно назвать состояние ребенка, проходящего мимо стенда, где размещены фотографии того самого спектакля, где он играл свою первую роль!
Театр еще никого не портил, наоборот, это одно из мощнейших средств приобщения к культуре, духовности. В конечном счете, это воспитание нового поколения просвещенных людей – российской интеллигенции
Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Жизнь людей немыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. «Для интеллигентного человека, - отмечал А.П.Чехов,- дурно говорить должно считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать».










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15