Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи по лексической теме Посуда.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
Подгрупповое занятие дефектолога
Тема: «В гости к Федоре»
4 класс «Особый ребёнок»
Выполнила:
Учитель – дефектолог
Мазунина Ксения Викторовна
МБОУ «школа – интернат»
Оса, 2015
Конспект занятия дефектолога «В гости к Федоре» («Посуда»).
Класс: 4 класс «Особый ребёнок»
Цель: закрепление знаний по теме «Посуда», её видах, частях.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:1.Активизировать и закрепить словарь по данной теме. 2.Упражнять детей отвечать на вопросы педагога полным ответом. 3. Уточнять и расширять представления о посуде, ее назначении, частях, из которых она состоит. 4. Закреплять понятия чайная, столовая, кухонная посуда.
Коррекционно – развивающие: 1. Развивать органы артикуляционного аппарата. 2.Развивать зрительное внимание, мелкую и общую моторику, конструктивный праксис, тактильное восприятие. 3. Развивать общие речевые навыки, координации речи с движением. 4. Развивать связную речь, наглядно – действенное мышление. 5. Развивать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными).
Коррекционно – воспитательные: 1.Воспитывать интерес к коррекционно-развивающим занятиям. 2.Воспитывать бережное отношение к посуде.
Оборудование: карточки с упражнениями артикуляционной гимнастики, мультимедиа: экран, ноутбук, колонки; магнитная доска, д/п «Шкаф с полками», предметные картинки посуды(сковорода, кастрюля, ковш, чашка, блюдце, чайник, тарелка, ложка, вилка) , посуда (чашка, блюдце, ковш, сковорода, тарелка), коробка для посуды, клубок.
Раздаточный материал: «Лабиринты» (тактильные дорожки), разрезные картинки чашка и блюдце, «целые» картинки чашка и блюдце, контейнеры.
Тип занятия: Закрепление знаний.
Методы и приёмы: Закрепления и повторения, словесный, беседа, наглядный, деятельный, икт.
Используемые формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Используемые технологии: Икт, дифференцированный подход, здоровьесберегающая.
Список используемой литературы:
1. Интернет – ресурсы nsportal.ru2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОН Р.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.- 704 с.
Ход занятия
№ п/пДеятельность педагога Деятельность детей Примечание
1. Орг. момент
Коммуникативно-речевая игра «Добрый друг»
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, я вас приглашаю встать в большой круг, и поздороваться друг с другом.
Начнём наше занятие.
(Обращаю внимание детей, что в кабинете, на полу лежат предметы посуды, но слово «посуда» не называю).
-Ой, ребята, какие-то предметы лежат....Давайте их соберём. Что-то мне подсказывает, что они нам ещё пригодятся. Вот у меня и коробка для них есть.
(После того как собрали, приглашаю сесть их за столы.) Дети, стоя в кругу, поворачиваются друг к другу и здороваются: «Здравствуй, Вова!».
Дети собирают предметы в коробку, садятся за столы.
2. (Раздаётся звук и на слайде прилетает письмо).
-Ребята,, посмотрите, нам пришло письмо. Давайте посмотрим, кто же это нам написал? Посмотрим? -Да.
3. (Открываю презентацию – отрывок из произведения К.Чуковского «Федорино горе», рассказывает плачущая Федора).
После просмотра презентации, задаю вопросы детям:
-Ребята, вы узнали от кого это письмо?
-Почему Федора плачет?
-А почему посуда от неё убежала?
Всё правильно, ребята. Она нам ещё хочет что-то сказать, давайте посмотрим.
-Ребята, так что мы с вами собрали по пути? (показываю коробку с посудой).
Да. Я же говорила, что эти предметы нам еще пригодятся. Ну что, ребята, хотите отправиться на помощь к Федоре?
Давайте только возьмём коробку с посудой с собой, чтобы вернуть её Федоре и научить её как за ней ухаживать.
А у меня как раз есть волшебный клубок, он нам укажет путь, давайте встанем в круг, положим каждый положит ручки на клубок и произнесём заклинание : «Раз, два, три путь к Федоре покажи».
-Вот и дом Федоры, но ворота -то закрыты, Федора отправилась на поиски посуды и их закрыла. И что же нам теперь делать?
-А я знаю, чтобы ворота открылись и пропустили нас, нам нужно чётко произнести волшебное заклинание.
Сначала произнесу его я, вы послушайте, а затем произнесем все вместе.
Тук - тук - тук - раздаётся громкий стук
ти - ти - ти - нас скорее пропусти!
-Ничего не получается, ворота не открываются. Почему, как вы думаете? Наверное мы что-то не так сказали? Смотрят презентацию.
-Да, от Федоры.
-Потому что от неё убежала вся посуда.
-Потому что Федора не любила свою посуду, не мыла её, била.
-Смотрят презентацию.
-Посуду.
-Да.
-Произносят заклинание и бросают клубок вместе с педагогом.
-Не знаем.
- Дети произносят заклинание, но ворота не открываются.


(Просмотр видеообращения к ребятам на презентации).
Федора в презентации просит ребят помочь найти её посуду.
(Звучит музыка и на экране появляется снежная дорога).

-Заканчивается музыка и на слайде появляется дом, ворота в который закрыты.

-Ворота не открылись.
4. Артикуляц.гимнастика.
-А я знаю, ребята, наверное, потому что наши язычки плохо работают, и заклинание мы произносим непонятно, поэтому ворота не слышат нас и не открываются.
-Что нам нужно сделать, чтобы язычки и губки работали хорошо?
-Правильно, ребята. Давайте возьмём зеркала и выполним гимнастику. (Сначала показываю картинку, дети называют и выполняют упражнение).
1. «Вкусное варенье»;
2. «Испечём блины»;
-Ой, какие вы молодцы. Ну давайте теперь снова произнесём заклинание. А как вы думаете, что мы ещё должны сказать, чтобы ворота открылись, как нужно попросить, какое слово сказать? Может быть сейчас нас ворота пропустят.
– Попробуем иначе произнести волшебные слова. Сначала произношу я, затем – все вместе.
Ста – ста - ста – просим Вас, пожалуйста!
Ти - ти - ти - разрешите нам пройти.
Молодцы, у нас получилось открыть ворота. Теперь мы в доме у Федоры.
Вот мы у Федоры на кухне. Посмотрите как грязно у неё дома, везде паутина. -Нам нужно сделать гимнастику.
-Берут индивидуальные зеркала, сначала дают название упражнения, затем выполняют его вместе с педагогом.
-Пожалуйста.
- Дети вместе с педагогом произносят заклинание.
-На слайде ворота открываются и появляется изображение кухни.
На след. слайде появляется изображение кухни Федоры, в которой на полу разбитые чашки и блюдца.

5. «Собери целое».
-Ой, ребята, как же всё-таки Федора не любит свою посуду, она не только её не мыла, но ещё и всю перебила
-Посмотрите и назовите какую посуду разбила Федора?
-Давайте склеим кусочки посуды.
(Детям раздаются карточки с «целой» посудой – чашка и блюдце, и разрезные картинки с такой же посудой(чашка и блюдце) у каждого ребёнка посуда разного цвета. Чашка и блюдце должны быть такими же как чашка и блюдце, которые у вас в конверте.
-Я тоже буду собирать (собираю чашку и блюдце).
(После того, как дети собрали разрезные картинки):
-Какие вы молодцы, как быстро склеили посуду. Я расскажу вам какую посуду я собрала, а потом расскажете мне и вы.
- У меня красная чашка и красное блюдце. А теперь расскажите какого цвета у вас посуда? Только полным ответом. Кирилл, у тебя какое блюдце и какая чашка?
-А давайте вспомним и назовём как можно назвать чашку и блюдце ещё?
-Молодцы, ребята! Склеили все чашки и блюдца. Давайте отложим их в сторону. -Чашки и блюдца.
-Да.
-Дети собирают разрезные чашку и блюдце.
-Каждый ребёнок отвечает полным ответом: У меня жёлтая чашка и жёлтое блюдце и т.д.
-Чайная пара.
-Отодвигают в сторону контейнеры с посудой.
6. Рассматривание посуды и беседа.
-Ребята, а давайте возьмём коробку и посмотрим какая посуда лежит в ней, которая сбежала от Федоры.
(Достаю чайник, показываю его и рассказываю: Посмотрите, это чайник, у него есть носик, ручка, он сделан из фарфора – значит он фарфоровый. Чайник нужен, чтобы кипятить чай. А теперь вы по – очереди доставайте из коробки посуду, каждый возьмите по одному предмету и расскажите о нём, полным ответом.
-Паша, у тебя какая посуда, расскажи о ней.
-Миша, расскажи о своей посуде.
-Какие вы молодцы, всё знаете о посуде. -Давайте.
-Это чашка красного цвета. Она из фарфора –значит она фарфоровая. Из чашки пьют чай.
-Это кастрюля красного цвета. Она металлическая. В ней варят суп или кашу.
-Это сковорода чёрного цвета, она металлическая, в ней жарят картошку и т.д. - Каждый берёт из коробки 1 предмет посуды и составляет краткий описательный рассказ.
7. Физ.минутка
А теперь давайте немножко отдохнём и снова помогать пойдём. Вставайте на ковёр в кружочек.
Повторяйте за мной и выполняйте упражнения.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки,
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес.
-Молодцы, давайте повторим ещё раз. Дети «надувают» живот,
одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.
Приседают, одна рука на поясе.
Кружатся, рисуя руками круг.
Потягиваются, руки вверх,
сомкнуть над головой,
делают большой круг.
-Выполняют снова упражнения. 8. Упражнение «Расставь посуду на полки».
-Ребята, посмотрите, у Федоры есть большой шкаф для посуды, а посуды в нём нет. Она вся разбросана. Давайте сделаем сюрприз Федоре, пока она не вернулась – наведём порядок на кухне и расставим по полочкам.
Для начала, давайте вспомним, какая посуда у нас бывает.
-Назовите посуду, которая нужна нам на кухне и в которой готовят пищу – это какая посуда?
-Верно. Посуда, которой пользуются за столом во время обеда – называют..-Правильно, и наконец, посуда, которая нужна, чтобы пить чай – это...?
-Молодцы. Давайте теперь расставим посуду на полки, на самую верхнюю мы поставим чайную посуду.
-Кирилл, найди чайную посуду, и поставь на верхнюю полку.
-Расскажи, какую ты посуду поставил.
-Молодец, Кирилл, садись на место.
-Миша, найди столовую посуду и поставь на 2-ю полку.
-Расскажи какую ты посуду поставил.
-Какая это посуда?
-Молодец, Миша, садись.
-Вова, выходи, найди, кухонную посуду и поставь её на нижнюю полку.
-Вова, расскажи какую ты посуду поставил на нижнюю полку?
-Какая это посуда?
-Молодец, Вова, садись на место.
-Мы с вами молодцы, навели порядок у Федоры, расставили посуду на полки, собрали разбитые чашки.
А Федоры что-то долго нет, давайте посмотрим в окно, может она заблудилась, а мы её сверху увидим?
–Смотрите, Федора стоит и не знает по какой дорожке ей пойти, чтобы добраться до дома. Все тропинки замело. -Кухонная.
-Столовая.
-Чайная.
-Выходит, берёт плоскостные изображения чайной посуды(чайник, чашку, блюдце) прикрепляет магнитами в «шкаф» на самую верхнюю полку.
-Чайник, чашку, блюдце.
-Выходит, берёт плоскостные изображения столовой посуды (тарелку, ложку, вилку) прикрепляет магнитами в «шкаф» на 2-ю полку.
-Тарелку, ложку, вилку.
-Столовая.
-Выходит, берёт плоскостные изображения кухонной посуды (кастрюлю, сковороду, ковш) прикрепляет магнитами в «шкаф» на нижнюю полку.
-Кастрюлю, сковороду, ковш.
-Кухонная.
-Дети подходят и смотрят в окно.
На доске появляется наглядное пособие - шкаф с 3-мя полками, а рядом плоскостные изображения кухонной, столовой и чайной посуды.
За окном стоит Федора и не знает по какой дорожке пойти?
9. «Тактильные дорожки».
- Давайте ей поможем найти правильную дорожку, чтобы она скорей вернулась домой.
-Садитесь на свои места. Посмотрите, перед вами три дорожки, какого цвета 1-я дорожка?
-Какого цвета 2 дорожка?
-Какого цвета 3 дорожка?
вам нужно найти ту дорожку, по которой Федора доберётся до дома.
Сначала, попробуйте найти правильную дорожку глазками, а затем пальчиком.
-Ну, что, ребята, по какой дорожке Федора доберётся к дому? Кто нашёл?
-Молодцы, ребята.
- Здравствуй, Федора. А мы нашли твою посуду и захватили ее с собой.  -Красного цвета.
-Зелёного цвета.
-Синего цвета.
-Выполняют задание на листах.
-По синей дорожке.
-На листах из крупы риса разных цветов (красного, синего, зелёного) цвета наклеены три дорожки (одна ведёт в лес, 2 – к волкам, 3 – к дому).
Раздаю детям листочки, на котором нужно найти правильную дорожку Федоре к дому.
Как только дети нашли верную дорожку, рассказали о ней, в кабинет заходит Федора со словами: «Здравствуйте, ребята! Вы уже здесь?! А я ходила искать сбежавшую посуду, но ничего не нашла».
- Ой, как хорошо! Спасибо! А я ведь ребята решила исправиться! Уж не буду, уж не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду, и любить, и уважать. (Оглядывается по сторонам) Ой, ребята, да вы и порядок навели уже, всю посуду по полочкам расставили, молодцы! Спасибо вам большое!
10. «Назови ласково»
-«Ребята, давайте подскажем Федоре, как нужно заботиться о посуде. Что нужно с ней делать?
- За посудой нужно не только ухаживать, но и говорить ей ласковые слова, давайте покажем Федоре как нужно называть посуду ласково, я буду называть вам посуду – а вы называйте ласково.
-Вова, тарелка, а ласково...
-Миша, чашка...
-Молодцы, ребята.
-Вот видишь, Федора, как нужно обращаться с посудой. - Посуду нужно мыть, чистить, вытирать, убирать на место, аккуратно обращаться с ней, чтобы не разбилась.
-Тарелочка.
-Чашечка. и т. д. Федора: «Ой, ребята, теперь я поняла, как нужно обращаться с посудой, теперь я исправлюсь. Спасибо вам за помощь. А я вам гостинцы приготовила, пойдём чай пить.
(Федора достает угощение и приглашает детей на чай. Дети с Федорой уходят в группу).