Статья «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».


Я, Васенина Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, работаю в общеобразовательном учреждении М КОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 р.п. Линево» с 1988г.
Тема моей методической работы: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».
Ребенок общается и говорит с раннего детства, а к моменту развития общении в состав необходимых для начала обучения ребенка в школе входят такие компоненты:
потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
владение вербальными и невербальными средствами общения;
эмоциональное позитивное отношение к процессу сотрудничества;
ориентация на партнера по общению;
умение слушать собеседника.
Реальный уровень развития коммуникативной компетентности школьников далек от желаемого. Поэтому в Государственном стандарте общего образования эту сторону развития считают одной из приоритетных задач школьного образования. Сегодня заявлен запрос не просто на человека, а на личность, которая должна обладать целым набором качеств:
самостоятельность в приятии решений и выборе;
умение отвечать за свои решения;
готовность к действиям в нестандартных ситуациях;
обладание приемами учения;
обладание набором компетенций;
толерантность.
Чтобы подготовить таких выпускников, нужно формировать эти качества, начиная с младшей ступени обучения. Исследование психологов Дойза, Магни и Перре-Клермона в 1975году показали: когда 6-7 летние дети работали вместе (попарно и тройками), они демонстрировали более высокий уровень решения задачи, чем в индивидуальных предварительных экспериментах. Швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал, что взаимодействие со сверстниками является решающим фактором в развитии социального мышления.
Значит, с самого раннего детства созревающая личность погружена в социальный мир, в котором содержание и процессы развития зависят от взаимодействия с другими людьми.
В первый класс ко мне пришли дети, не владеющие навыками общежития, не умеющие играть в коллективные игры. Неумение выражать свои просьбы, договариваться, понимать чувства другого приводили к частым конфликтам.
В ходе индивидуальных бесед с детьми, личных наблюдений, педагогической диагностики, мною был выявлен низкий уровень сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника. Данная проблема и обусловила актуальность выбранной темы.
Главной целью моей работы стало создание условий для формирования учебного сообщества, под которым подразумевается группа детей, способная организоваться для совместного учебного труда.
Для осуществления этой цели решаю следующие задачи:
Организую учебное сотрудничество.
Формирую навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Воспитываю положительную мотивацию к учебной деятельности.
Еще на заре нового времени автор «Великой дидактики» Я.А Каменский предложил миру формы организации детского сотрудничества, которое сейчас называется парным контролем. Многовековая практика организации учебного сотрудничества показала колоссальные возможности этого метода обучения. Психология признала общение и совместную деятельность со сверстниками одним из основных факторов развития ребенка. В гуманно-личностной педагогике сотрудничество рассматривается не только как процесс, но и как принцип, стержень общения в процессе, как объединение интересов и усилий в решении различных задач. Активные формы учебной деятельности: работа в парах, в малых группах пропагандировали авторы идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. Г.А.Цукерман в своей книге « Виды общения в обучении» описала методику делового общения, на чьих законах строится работа в парах, где нет отправителя и получателя сообщения, как в коммуникации, а есть собеседники, соучастники общего дела.
На мой взгляд, благоприятные предпосылки для формирования коммуникативных действий заложены в учебном предмете «Окружающий мир». Работая по УМК «Школа России», « Окружающий мир» Плешакова А.А, начиная с 1го класса, учу детей работать в парах, где коммуникативные действия обеспечивают возможность сотрудничества учеников: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться, оказывать поддержку друг другу.
Будучи дошкольником, ребенок был вовлечен в разные формы сотрудничества (младенческие, детские, игровые). Но переступив порог школы, ему предлагается освоить еще одну новую форму сотрудничества – учебное сотрудничество.
Учитывая, что такой формы общения в детском опыте не было, я вместе с 1-2 детьми на одном примере у доски показываю весь ход работы, делая акцент на форму взаимодействия:
Объясняю, как сесть за партой, чтобы смотреть на товарища;
Даю образец речевых клише:
Ты согласен?
Не возражаешь?
Как ты думаешь?
Почему ты так думаешь?
Составляем правила работы, они дополняют правила поведения на уроке:
в разговоре участвует каждый;
говори спокойно, ясно;
говори только по делу;
не перебивай товарища, выслушивай его до конца;
к товарищу обращайся по имени.
Так, в 1 классе на тему «Распознавание деревьев своей местности по листьям» дети работают в парах.
Цель работы: опираясь на отличительные признаки листа, с помощью атласа определить, к каким деревьями относятся разные листья. Каждая пара получает:
набор листьев с 2-3 деревьев;
план действий;
атлас- определитель;
листы белой бумаги, клей, фломастеры.
I шаг. Я обращаю внимание на порядок выполнения работы.
Разложите листья на столе.
Сравните листья по внешним признакам.
Используя атлас, определите, к какому дереву они относятся.
Наклейте листочки на бумагу и подпишите названия деревьев.
Подготовьте план ответа.
На первых порах даю детям « помощник ответа» - листы бумаги с незавершенными предложениями. Эти незавершенные предложения являются началом изложения работы, которую ребята выполняли. Например:
Мы изучали ___________ и выясняли, что (показывают листья с надписями)
Это лист с ____________ дерева, потому что (указать признаки)
А этот лист с ___________ дерева.
II шаг. Мы обсуждаем план действия.
- Ребята, что нужно сделать? (определить к каким деревьям относятся листья)
Как будете выполнять работу? (в паре)
Вспомните правила работы в паре (дети проговаривают)
С чего начнете работу в паре? (надо договориться, кто будете выполнять, какую работу)
Как будете договариваться?
Каждая пара выбирает свой способ: (считалка, угадай в какой руке), некоторые соглашаются с товарищем сразу.
III шаг. Дети действуют по плану, выполняя мой инструктаж. Провожу консультации по ходу работы, корректирую действия.
IV шаг. Через определенное время идет обмен информацией, где каждая пара представляет свои материалы.
Y шаг. Рефлексия.
YI шаг. После обмена информацией обобщаю и подвожу итоги работы.
Без проработки всех этих «ритуалов» взаимодействия до автоматизма невозможно организовать групповые и творческие формы совместной работы.
Так поэтапно учу детей отрабатывать простейшие формы общения, где себе отвожу роль консультанта по возникающим вопросам, при этом создаю и поддерживаю ситуацию успеха, подмечая достижения каждого ученика.
Целью первого года обучения для меня является создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности.
Я считаю, что коллективные виды работ тесно взаимосвязаны и каждая предыдущая работа является базой для организации последующей, более сложной. Когда мои воспитанники приобретают опыт работы в паре, организую учебную деятельность в группах, используя технологию сотрудничества в малых группах. Основными принципами обучения, лежащими в основе данной технологии является:
Взаимозависимость членов групп.
Данную взаимозависимость осуществляю на основе:
- единой цели, которую достичь можно только сообща;
- распределенных внутри групповых ролей;
- единого учебного материала;
- общих ресурсов;
- одного поощрения на всех;
Личная ответственность каждого.
Все участники группы отвечают как за свои успехи, так и за успехи товарищей.
Равная доля участия каждого учащегося.
Совместная учебно-познавательная деятельность учащихся в группе осуществляется на основе взаимной помощи и поддержки.
Рефлексия.
Обсуждения группой качества своей работы и эффективности сотрудничества.
При обучении в сотрудничестве особое внимание уделяю достижению групповых целей. Контролирую как выполнение задания группы, так и характер их общения между собой, способ оказания помощи друг другу, провожу диагностику учебного сотрудничества
При подготовке к уроку выделяю для себя следующие этапы:
Выбор темы, цели и задачи урока;
Определение объема учебного материала, подлежащего изучению на уроке;
Подготовка заданий для групповой работы, необходимого дидактического и раздаточного материала;
Решение вопросов о численности и комплектовании групп, по необходимости расстановке мебели в классе;
Планирование внутригрупповых ролей;
Выделение этапов урока на которых планируется организация групповой работы;
Определение продолжительности групповой работы;
Разработка правил оценивания на уроке;
Учащихся объединяю в группы на основе психологической совместимости, учитывая уровень подготовленности и индивидуальные особенности каждого. Опыт работы показывает, что совместная деятельность проходит эффективней в том случае, когда каждый имеет определенную роль. Ролевые функции членов группы: «организатор», «секретарь», «критик», «докладчик»
Во 2 классе в курсе окружающего мира, изучая тему «Жизнь насекомых осенью», использую технологию сотрудничества в малых группах (Приложение 2)
Используя парную и групповую работу, стала замечать, что меняется характер взаимоотношений, ребята стали чаще уступать друг другу, понимать других детей и самих себя. Отзывы детей говорят сами за себя «в группе работать интересней», «я люблю высказывать свое мнение», «нравится выполнять задания с ребятами», «появилось желание больше читать дополнительно»
Считаю, что обучение в сотрудничестве имеет ряд преимуществ:
Помогает каждому ученику лучше освоить учебный материал, более глубоко вникнуть в его содержание.
Так как из-за различных способностей, разного темпа обучаемости некоторые учащиеся испытывают затруднения при изучении нового материала, а сотрудничая, ученик получает возможность систематически проговаривать учебный материал, выражать свои мысли вслух, что способствует осознанному обобщению знаний, также ученик подвергается контролю со стороны товарищей, что помогает предупредить возникновению ошибок.
Способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения. Данные сформированности мотивации детей
Все учение трудятся на уроке. Организация урока настолько захватывает, что никто не может отсидеться, занимаясь не общим, а посторонним делом.
Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, правило распределения работы и ролей, принцип рефлексии способствует тому, что ученики стремятся выбрать способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это способствует формированию у них адекватной самооценки, развивает творческие возможности.
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно» А.Выготский
В условиях информатизации образования наряду с традиционными методиками использую возможности современной информационно-образовательной среды. Использую компьютерные технологии не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности, вместе с детьми готовлю сообщения, учу создавать презентации. К уроку окружающего мира в 4 классе были созданы групповые презентации: «Екатерина Великая», «Природное сообщество «Водоем», «Полезные ископаемые»
Опыт применения данной технологии позволили:
повысить познавательную деятельность;
дать возможность организовать проектную деятельность по созданию презентаций;
совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся;
вырабатывать навык работы с различными источниками информации.
В своей работе использую игровые технологии обучения. В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности школьника информацией. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобное умение помогает игра, которая служит своеобразной практикой использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Как средство интеллектуального развития, развития познавательных психических процессов в курсе «окружающий мир» использую дидактические игры: «Найди пару»,
« Кто как весну встречает»
Сюжетно-ролевые игры помогают моим воспитанникам выразить чувства, проникнуть чувствами окружающих, поупражняться в различных типах поведения. Игру « Лесная лечебница» проводила во втором классе при изучении темы «Будь природе другом».
Деловые игры использую на уроках усвоения нового, закрепления материала, с целью развития творческих способностей, формирования общеучебных умений и навыков взаимодействия. Во 2 классе в курсе Окружающего мира по теме: «Охрана здоровья» провожу игру по принципу телепередачи программа «Здоровье».
По данным выборного исследования ряда психофизиологических и педагогических показателей, характеризующий уровень физического развития учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы, высокое физическое развитие имеют - 9% младших школьников, среднее около -57%, низкое - около34%. При распределении учащихся по группам здоровья моих учеников 4% отнесены к I группе,71% ко II группе, 25% к III группе здоровья.
Поэтому здоровьесберегающие технологии реализую как в урочной, так и внеурочной деятельности:
осуществляю диагностику здоровья учащихся;
использую в учебном процессе конторки Базарного, офтальмотренажер, сферион, физминутки, дополнительные прогулки в 1 классе после 2 урока, игры на свежем воздухе после уроков;
коррекционно-профилактические игры и игровые упражнения;
внедряю в практику своей работы уроки на воздухе.
Во внеурочной деятельности большой популярностью у детей пользуется такие игровые программы, как: «Мама, папа, я - спортивная семья», «Веселые старты», «День игры и игрушки», «День личных рекордов» в программу таких мероприятий включаю не только любимые игры и упражнения, но и интересные зрелищные спортивные номера, подготовленные ребятами, которые посещают спортивные секции и кружки. В классе мне удается создать здоровую психологическую атмосферу, атмосферу доверия, взаимного уважения, взаимопомощи.
Сегодня актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения.
Проблему, связанную с развитием самостоятельности и саморазвития школьника, в своей практике решаю через систему проектных задач, при решении которых достигается главная цель – формирование учебного сотрудничества.
Наиболее удачными исследованиями стали работы:
Клиновицкого Данила и Бойкова Кости по теме «Великие войны эпох и народов» Мальчики стали участниками областного научно-практического семинара «Реализация основных направлений развития образования обозначенных в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
Корсакова Семена и Чечеткиной Софьи по теме: « Умение отдыхать – это целое искусство» ребята стали Лауреатами заочного этапа YII Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»
Таким образом, создавая на уроке эмоциональную благоприятную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали стабильные показатели качества обучения
У моих выпускников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию, а главное - у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения. Подтверждением сказанного являются отзывы учителей – предметников: «Легко идут на контакт», «В учителе видят друга», «Подвижные, но дружелюбные», «Трудоспособные».
В своей педагогической деятельности осуществляю тесную связь с родителями, используя основные формы родительских собраний. Формируя активную педагогическую позицию родителей, вовлекаю их в учебно-воспитательский процесс. Итоги анкетирования родителей показали уровень удовлетворенности школьной жизнью коллектива:
78%- высокий, 20%- средний.
Я работаю в коллективе единомышленников, людей творческих, у которых многому можно научиться. Старшие коллеги являются для меня наставниками. Повышением своего профессионального мастерства занимаюсь через самообразование, прохождение курсов, участие в конференциях, семинарах
В 2011 году начала работать по УМК «Школа 2100» Убеждена, что выбор сделан правильно, так как данная образовательная система помогает учителю в полной мере реализовывать цели и задачи, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте. Прохождение курсов и хорошая методическая оснащенность УМК помогли освоить принципы, заложенные в этой программе.