Доклад на тему Формирование информационной компетенции на учебных занятиях по физике



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР
ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум»







Доклад
«Формирование информационной компетенции на учебных занятиях по физике»








Гнатышена Ирина Григорьевна








2015 г.
Компетентность информационная - способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сегодня существует противоречие между постоянно возрастающим объемом предметной информации и отсутствием оптимальных способов ее использования для создания целостной естественно - научной  картины мира. Поэтому к одной из главных задач в преподавании физики, я вижу задачу формирования «информационной» личности.   Личности, владеющей информационной компетентностью, а, следовательно, обладающая такими качествами как  информационная грамотность, информационный стиль мышления, информационное поведение, информационное мировоззрение.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Студент должен
уметь, используя различные источники, найти информацию, отобрать нужную, проанализировать и рационально использовать ее в своей деятельности для достижения конкретно поставленной цели;
 уметь рационально использовать, сохранять информационные ресурсы; знать уровень доступности данных ресурсов[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
уметь упорядочивать, систематизировать, структурировать данные и знания, знать способы представления данных;
 уметь интерпретировать полученные результаты;
уметь  организовать поиск необходимой информации;
уметь работать с отобранной    информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям
Физика всегда была одной из сложных школьных дисциплин. Организация пар физики через основную деятельность учащихся и студентов (предметное содержание) с опорой на вспомогательную деятельность (знания и навыки в области информационно – коммуникационных технологий) с использованием информационных инструментов, позволяет преподавателю не передавать знания  «учитель-ученик», а вовлекать студентов в учебный исследовательский процесс.
К  исследовательским инструментам, использование которых ведет к формированию информационной компетентности можно отнести:
компьютерные программы;
компьютерные сети,  в том числе Интернет;
электронная почта и электронная конференцсвязь;
интерактивные среды, использующие анимацию, звук и музыку.
В своей работе я использую готовые мультимедийные продукты, которых сегодня огромный выбор. Использование ИКТ в вариантах: - при объяснении нового материала:  подбор текстового и графического материала по теме урока;  создание учебно - дидактической презентации;  создание наглядного раздаточного материала; - при закреплении, применение мультимедийных материалов: объяснение опытов, моделирование физических процессов, явлений; - при организации контроля усвоения пройденного материала: разработка контрольных и самостоятельных работ; тестовых заданий; опорных конспектов. - в дополнительном образовании – это организация проектной деятельности учащихся;

повторение материала, решение задач при подготовке к экзаменам. - во внеклассной работе - подготовка внеаудиторной работы студентов и учащихся.
Использование компьютера в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогических технологий: физические компьютерные энциклопедии, интерактивные курсы, всевозможные программы, виртуальные опыты и лабораторные работы позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению физики. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную почву для применения современных информационных технологий. Одним из основных направлений применения информационных технологий на уроках физики, я считаю, выполнение компьютерного физического лабораторного эксперимента.

На уроках физики невозможно обойтись без демонстрационного эксперимента, но не всегда материальная база кабинета соответствует требованиям современного кабинета физики. И поэтому здесь на помощь приходит компьютерный эксперимент. Компьютер становиться помощником не только студента, но и преподавателя.

Преимущество работы студента и учащегося с программным обеспечением состоит в том, что этот вид деятельности стимулирует исследовательскую и творческую деятельность, развивает познавательные интересы учеников. Программы могут быть полезными при подготовке к лабораторным занятиям с реальным оборудованием и окажутся незаменимыми при его отсутствии. Интерактивные опыты можно использовать для демонстрации на уроке. Это позволит решить вопросы, связанные с недостатком лабораторного оборудования, оптимально организовать рабочее время. Также будет эффективным использование интерактивных лабораторных работ при самостоятельной работе студентов и учащихся. Пособия помогут любознательным студентам просмотреть ход работы в нужном режиме, подробнее остановиться на отдельных этапах опытов. На рынке программного обеспечения для работы учителя-предметника предлагается много компьютерных программ, но они не всегда являются поддержкой УМК, по которому работает преподаватель. Программы чаще являются универсальными. И перед учителем встает проблема оптимального использования программы в своей работе. Здесь и начинает проявляться творчество и находчивость преподавателя.

Два года в своей деятельности я использую физический компьютерный эксперимент. Одной из первых программ я стал использовать диск «Виртуальные лабораторные работы». Эта программа представляет собой виртуальных работ по курсу физики, предназначенный для студентов и преподавателей. Данная программа поможет не только глубже понять физические процессы и закономерности, но и научиться применять полученные знания на практике.

Компьютерные модели можно демонстрировать либо через проектор при объяснении нового материала, либо для индивидуальной работы Компьютерные модели сопровождаются теоретическим описанием назначения модели, что удобно для организации для самостоятельной работы учащихся и студентов.

Перед выполнением лабораторной работы студентам, я сообщала цель и ход работы, но также раздавал письменные указания по выполнению лабораторной работы. Чтобы студент мог выполнять работу поэтапно и в том темпе, в котором ему удобнее работать. В инструкции указывалось название модели и краткое содержание работы. В конце предлагалось ответить на вопросы теста, для проверки усвоения знаний в процессе работы над компьютерной моделью. Использование компьютерных моделей позволяет разнообразить и оживить уроки физики. Творческие и исследовательские задания повышают заинтересованность учащихся в изучении физики и являются средством мотивации студентов. Компьютерные модели позволяют учащимся изменять начальные условия модели, и это дает возможность для широкого использования моделей в исследовательской и проектной деятельности студентов. Интерактивность моделей открывает перед образовательным процессом большие познавательные возможности, делая студентов не только наблюдателями, но и активными участниками экспериментов.

Следует отметить, что обычные лабораторный работы по физике также проводятся, а компьютер применяется тогда, когда традиционные методы получения учебной информации или не эффективны, или невозможны.

Применяя систематически компьютер на уроке физики, учащийся и студент имеет возможность использовать свои навыки и умения работы с компьютером для изучения реальных объектов и явлений. Компьютер становится привычным средством для получения новой информации знаний по теме урока, а также средством для проведения измерений и исследований.

Школа будущего это школа «информационного века». Главным в ней становится освоение каждым студентом и учащимся самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты это шаг к повышению качества обучения студентов и учащихся и в конечном итоге к воспитанию новой личности ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.
Не нужно изобретать велосипед, надо суметь найти в море информации то, что необходимо тебе: интересные данные, яркие презентации и интерактивные модели. Все уже создано и открыто, только бери нужное, критически преобразовывай и творчески используй. Формирование информационной компетентности на уроках физики с использованием ИКТ помогает  поддерживать в группе атмосферу оживленного общения и вызывает дискуссии, выводит процесс обучения за рамки урока – в подготовку творческих проектов в рамках внеаудиторной работы.









13PAGE 15


13PAGE 14415