Статья по математике на тему: Выработка сотрудничества при коллективном способе учебной работы на уроках математики

«Выработка сотрудничества при коллективном способе учебной работы на уроках математики»
Лобачева Н. П.-преподаватель математики Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Кронштадтский морской кадетский военный корпус» Министерства обороны Российской Федерации.
За время своей педагогической деятельности я пришла к осознанию того, как важна для ребенка психологическая составляющая обучения, особенно в таком учебном заведении, как кадетский корпус, где дети надолго отлучены от родителей. Иногда сотни километров отделяют их от родного дома, а некоторые просто не имеют родных.
Им нужно, чтобы их поняли, увидели, проявили к ним интерес и не только взрослые: воспитатели, учителя, а главное – их сверстники, одноклассники.
Использование только фронтальной и индивидуальной работы на уроке исключает взаимодействие, которое возможно при групповой и коллективной формах деятельности, способствующих возникновению контактов между учениками, развитию новых видов взаимодействий в урочной среде. Исследования показывают, что учащиеся со средним уровнем активности говорит на уроках (по делу) только 7 минут в день. В атмосфере, характерной для групповой деятельности, эта цифра меняется разительным образом.
В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. А если ребенок в силу своих психологических особенностей не может пока публично выступать? Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие активное участие на уроке, имеют знания по данному материалу?
При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся не всегда еще может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно.
Ребенок – кадет живет в корпусе, а не только готовится к жизни. И урок для него – это часть его жизни. Он субъект процесса обучения, а значит, форма организации его деятельности на уроке должна быть соответствующей, то есть активной. Именно групповая и коллективная форма предполагают совместную работу, взаимо- и самообучение, само- и взаимоконтроль, взаимодействие всех субъектов учебного процесса на всех уровнях. Каждый приобщается к делу, как к общему, учится совместно действовать для достижения общей цели.
По моим наблюдениям групповая работа привлекает учеников своей деловой направленностью, общением, возможностью сравнить себя с одноклассниками, обратить на себя внимание, попробовать себя в оценке работы товарищей, в возможности проявить положительные качества личности.
В руководстве по боевой подготовке ВМФ разбору проведенного учения или тренировки рекомендуется уделять особое внимание и выделять на него времени иногда больше, чем на само мероприятие. Конечно, в рамках программного материала обсуждение работы в группах удается не чаще двух, трех раз в год и не в ущерб изучению программного материала.
Со стороны учителя надо суметь создать при обсуждении коллективной деятельности атмосферу доверительности, объективности, доброты и внимания к каждому.
Уроки коллективной деятельности необходимы не только ради качественного усвоения знаний, но и развития у детей «инициативы и самостоятельности, способности к новаторству и труду – эти слова из «Обращения Президента России к Федеральному собранию» хочется принять к действию и не только осознать, но и воплотить в жизнь, довести до сознания детей, то что: «Основу нашей жизни должна составить идеология, в центре которой – человек: как личность, как гражданин».
Обучая и воспитывая детей в особых социальных условиях кадетского корпуса, приходится искать такие обучающие приемы и методы, которые бы наилучшим образом помогали кадетам овладевать знаниями и прививать им морально-психологические и этические качества будущего военного.
И здесь групповые формы работы могут быть достаточно эффективными. Так как они формируют потребность и умение активно воспринимать информацию. Повышают культуру, формируют навыки социального, делового и просто человеческого общения.
Наше время некоторой утраты чувства коллективизма, разобщенности, а часто и грубости во взаимоотношениях, рождает проблемы и в армии.
Поэтому уроки групповой деятельности должны убеждать ребят в необходимости взаимопонимания, уважительного, внимательного отношения к членам коллектива, в том, что не приемлема грубость, но при этом ценится инициатива, глубокие знания, опыт, быстрота реакции, умение удивлять и удивляться, ценить одноклассника. Эти уроки должны учить ответственности, самокритичности, честности в оценке товарищей. Эти качества особенно необходимы будущему офицеру, командиру.

В начале групповой деятельности на уроке очень важна целевая установка на взаимодействие в коллективе, на четкое распределение функций командиров, их помощников, членов команды. На то, что в конце работа группы должна быть проанализирована и оценена с участием командиров групп.
Не лишним бывает напомнить кадетам о том, что экипаж боевого корабля состоит из отдельных боевых частей (БЧ-1 – штурманская, БЧ-2 – ракетно-артиллерийская, БЧ-3 и.т.д.) и от их слаженной деятельности зависит успешное выполнение кораблем боевой задачи. Что в экипаже корабля нет «лишних» людей и от умений, знаний, профессионализма каждого может зависеть жизнь всех

На этих уроках оправдывают себя элементы ролевой игры, когда назначаются или выбираются командиры групп, их помощники, консультанты. С ними заведомо проводится собеседование, нацеливающее на их действия и определенное поведение, с точки зрения командирской этики.
Итоговая рефлексирующая часть иногда занимает не менее половины урока, и чаще всего следующего. И если под давлением непройденного материала я избегала ее, то у ребят ощущалась какая-то эмоциональная неудовлетворенность. Были случаи, когда кадеты сами настаивали на обсуждении результатов урока, у них возникало желание высказаться. Действительно в этом есть надобность, особенно в таких относительно закрытых учебных заведениях как наше.

Задания для работы в группах обычно связаны с умением анализировать, сопоставлять, делать выводы
Мне как педагогу интересно наблюдать за творческой мыслительной деятельностью учащихся, которая приводит их к правильным, иногда противоречивым или неожиданным выводам. Главное, что коллективная работа не оставляет их равнодушными и помогает глубже изучить материал.
Все эти технологии сотрудничества отражены в моих открытых уроках Конечно методику проведения некоторых групповых работ со временем я буду пересматривать и совершенствовать. Это связано с меняющейся экономической и политической обстановкой в стране и мире, с техническим прогрессом. Поэтому планирую новые разноуровневые коллективные формы работы . На занятиях применяю различные приемы, которые не дают ребенку быть пассивным наблюдателем. Урок всегда во всех классах начинаю с «разминки», вопросов повышенной трудности на логику, сообразительность, , которые быстро организуют класс и нацеливают на работу мысли. Первый ответивший, получает пятерку. Это повышает самооценку ребёнка, тренирует быстроту его реакции.
Главную задачу, как педагога, наряду с обеспечением качества знаний вижу в том, чтобы детям было интересно на уроках, чтобы никто из них не оставался без внимания и как можно шире раскрыл свои возможности и таланты, и все лучшие человеческие качества.

15