План-конспект по теме Определение скоростей молекул газа


Методическая разработка учебного занятия по теме:
Определение скоростей молекул газа
Профессия: 23.01.03 Автомеханик
Дисциплина: ОДП.03 Физика
Номинация: «Учебное занятие теоретического обучения»
Преподаватель: Зверева Ольга Владимировна
2016 г.
Пояснительная записка
Данное занятие проводится на первом курсе при изучении раздела «Молекулярная физика». Занятие выстроено на применении элементов технологии проблемно-диалогического обучения. Это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний обучающихся посредством диалога с педагогом. Проблемно-диалогическое обучение предполагает организацию поисковой деятельности обучающихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, также овладение методами добывания знаний. Основным средством данной технологии являются два вида диалога: побуждающий и подводящий. В занятии использовались методы постановки проблемы: подводящий к теме диалог, в поиске решения: подводящий от проблемы диалог. Все занятие построено на системе направляющих вопросов, диалоге «вопрос-ответ», такие методы способствуют развитию умения анализировать, предполагать, выдвигать гипотезы и делать выводы, мотивируют на активную деятельность. Для обеспечения наглядности используется виртуальная механическая модель: доска Гальтона, компьютерный эксперимент – измерение скоростей газовых молекул.
План занятия
УД: физика
Тема учебного занятия: Определение скоростей молекул газа
Цель: создать условия для осознания и осмысления основных понятий по теме «Определение скоростей молекул газа»
Задачи:
-обучающая:
Ввести новые понятия: средняя скорость, средняя квадратичная скорость, наиболее вероятная скорость, распределение скоростей молекул газа
Вывести формулу для средней квадратичной скорости
Определить среднюю квадратичную скорость молекул газа, наиболее вероятную скорость
-развивающая
Способствовать развитию умения анализировать, предполагать, выдвигать гипотезы, наблюдать и делать выводы
Способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли.
Содействовать развитию элементов общих компетенций
-воспитательная
Мотивировать на активную деятельность обучающихся на уроке.
Мотивировать на познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала
Используемые технологии: элементы проблемно-диалогического обучения, элементы информационных технологий.
Формируемые общие компетенции, определенные стандартом ФГОС:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
Используемые методы обучения:
словесный: объяснение, система направляющих вопросов, диалог вопрос-ответ, прием «синквейн»;
наглядный: демонстрация презентации, виртуальный эксперимент
практический: работа с вычислениями.
Используемые формы организации познавательной деятельности студентов: коллективная и индивидуальная
Учебно-методическое обеспечение урока:
- дидактические средства и методические средства: рабочие листы для изучения темы, презентация, карточки по рефлексии, ЭОР «Экспериментальное изучение распределения молекул по скоростям».
- технические средства: компьютер, проектор, проекционный экран.
Межпредметные связи: математика.
Предполагаемые результаты:
Обучающиеся должны знать: строение газов, положения МКТ, среднюю квадратичную скорость движения молекул, наиболее вероятную скорость молекул, распределение Максвелла по скоростям, зависимость скорости молекул от температуры и массы одной молекулы газа.
Обучающиеся должны уметь:
Находить среднюю квадратичную скорость движения молекул.
Используемые источники: Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н.Н. Физика -10. –М.: Просвещение, 2011, Дмитриева В.Ф.Физика в примерах и задачах. – М. 2010, http://learn.urfu.ru/lesson/list/my/subject_id/2437, http://physics.nad.ru/Physics/Cyrillic/thermo.htm.
Структура занятия:
№п/пНазвание этапа Деятельность педагога Деятельность обучающихсяВремя, мин
1 Организационный-
мотивационный Приветствие. Демонстрирует анимированные картинки на слайде 1. Вопрос: что общего вы видите на демонстрации?
Подводящие к теме вопросы: Как движутся молекулы? Можно ли вычислить скорость молекул? Чему равна эта скорость?
Предлагает предположить методы определения скоростей молекул – создает условия для формулирования цели занятия.
Предлагает оценить настроение в начале занятия. Высказывают собственные мысли.
Настраиваются на предстоящую работу.
Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют.
Поднимают листы со смайлами. 2
2 Актуализация опорных знаний Организация фронтального опроса ключевых понятий: положения МКТ, свойства газа, от чего зависит скорость молекул, одинаковы ли скорости молекул в сосудах. (слайд 3-4) Отвечают на вопросы, сравнивают, анализируют
Записывают в рабочие листы ответ 5
3 Первичное усвоение материала Объясняет с помощью демонстрационного слайда 5 новые понятия: средняя скорость, средняя квадратичная скорость, вывод формулы.
Предлагает решить задачу №1: вычислить скорость молекул водорода при температуре 200 теоретически. Образец пишет на доске.
Мотивирующий прием: сравнивает вычисленную скорость со скоростью реальных объектов. Возникает проблема, противоречие теоретического ответа и жизненного опыта. Ведет подводящий диалог от проблемы, методы поиска решения к задаче № 2: измерение скоростей молекул газа на опыте.
Организует работу обучающихся с ЭОР (приложение) Заполняют рабочие листы
Решают в рабочих листах, работают под руководством педагога. Анализируют полученные ответы, сравнивают с жизненным опытом.
Просмотр, наблюдение, выдвигают гипотезы, предполагают, делают выводы. Заполняют рабочие листы. 15
4 Первичное закрепление материала Ведет диалог, демонстрирует вопросы и качественные задания (слайд 7-8):
Средние скорости молекул превышают скорость звука и достигают сотен м/с. Почему же запах духов в комнате из одного угла в другой распространяется довольно медленно порядка десятка секунд?
Как изменится средняя квадратичная скорость движения молекул при увеличении температуры в 4 раза?
Какие молекулы в атмосфере движутся быстрее: молекулы азота или молекулы кислорода?
При сгорании бензинового и дизельного топлива образуются выхлопные газы. На выходе t газов бензинового двигателя – 4000 C, а дизельного – 2000 С.
-От какого двигателя запах выхлопных газов дойдет быстрее до наблюдателя?
-Определите, во сколько раз средняя квадратичная скорость молекул выхлопного газа бензинового двигателя будет больше, чем дизельного? За основу взять СО2 .
Упражнение «синквейн» (слайд 8):
опишите скорость молекул по схеме: существительное –2 прилагательных, раскрывающих тему—3 глагола, описывающих действия—фраза, состоящая из нескольких слов, выражающая суть или отношение к теме—слово-резюме Анализируют, объясняют, отвечают, участвуют в диалоге
Выполняют упражнение, озвучивают ответы 6
5 Рефлексия,
Домашнее задание Предлагает сформулировать выводы (слайд9):
Молекулы находятся в движении, при столкновениях меняют свою скорость
Скорость молекулы случайная величина, можем рассчитать вероятную скорость
Скорость молекул зависит от температуры и от массы молекулы, можем рассчитать среднюю квадратичную скорость
Молекулы определенным образом распределены по скорости- распределение Максвелла, это распределение зависит от Т температуры газа, при повышении Т, максимум смещается в сторону больших скоростей.
Информирует о домашнем задании. Предлагает оценить настроение в конце занятия. Делают выводы совместно с преподавателем
Самооценка, поднимают листы для рефлексии
2