Учебно-тематическое планирование по цветоводству и декоративному садоводству.


муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа №2 VIII вида»,
город Дзержинск Нижегородской области





Рабочая программа
по цветоводству и декоративному садоводству





Составитель:
Гладикова Лариса Николаевна





2013/2014 учебный год

Пояснительная записка.
Рабочая программа «Цветоводство и декоративное садоводство» для VII-VIII классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида создана на основе следующих нормативных документов:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 под ред. В.В.Воронковой, ГИЦ «Владос», Москва, 2010г.;
Базисный учебный план общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года;
Учебный план муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2 VIII вида» города Дзержинска Нижегородской области на 2013/2014 учебный год.
Программа детализирует, раскрывает и определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями данной дисциплины, которые определены нормативными документами.
Согласно Учебному плану школы на уроки по «Цветоводству и декоративному садоводству» отведено:
V класс- 6 часов в неделю (216 часов в год);
VI класс-8 часов в неделю (288 часов в год);
VII класс- 10 часов в неделю ( 348 часов в год );
VIII класс - 12 часов в неделю (405 часов в год);
IX класс- 14 часов в неделю ( 472 часа в год ).
Работа по предложенным темам благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторики умственно отсталых подростков (например, все операции, связанные с цветочными семенами ).
Однако перечень разделов и последовательность преподавания не являются строго обязательными. Учитель может варьировать их, исходя из местных условий и материально- технической базы.
Время на освоение новых тем и повторение пройденного материала учитель определяет, оценивая уровень подготовленности своих учеников.
Реализация программы направлена на развитие познавательных интересов школьников, развитие творческой инициативы и самостоятельности по озеленению школы.
Цель программы:
воспитывать у учащихся любовь к природе;
наблюдать за жизнью природы;
развивать практические навыки по выращиванию и уходу за комнатными растениями и растениями, выращиваемыми в цветниках.
Задачи:
ознакомление школьников с многообразием однолетних и многолетних цветковых растений, и древесно-кустарниковых пород, используемых в цветоводстве и декоративном садоводстве;
обучение приёмам их выращивания, тем самым, способствуя социальной адаптации ребят и привлечению их к озеленению школы.
Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 минут).
Формы организации учебного процесса
Предусматривается проведение традиционных, обобщающих уроков.
Методы работы при реализации программы: словесный, исследовательский,
поисковый, наглядный, практический.
Используется
Фронтально-групповая, индивидуальная, бригадная работа;
Работа с определителями и справочной литературой;
Паспортизация растений;
Профилактический осмотр растений;
Уход за комнатными растениями;
Создание тематических папок;
Размещение растений в помещении и на клумбах;
Озеленение коридоров и классов школы;
Экскурсии;
Изучения современных исследований по характеру воздействия комнатных растений на окружающую среду и на человека;
Практические занятия по пересадке растений;
Практические занятия по размножению комнатных растений;
Выращивание молодых растений;
Проектная деятельность;
Лекции, беседы.
Учащиеся ведут наблюдения за растениями, выращивают разные виды комнатных растений с учителем или самостоятельно. Во время этой деятельности используется время общения с цветами для воспитания любви к природе. Занятия проводятся не только в кабинете, но и на улице, во время проведения экскурсий. Беседы, постановка опытов, экскурсии, игры, рисование, наблюдения за растениями в течение года - все это позволяет сделать уроки интересными, познавательными для детей.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники:
1.Технология. Сельскохозяйственный труд. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Е.А.Ковалёва/М.-«Просвещение», 2009.
2.Технология. Сельскохозяйственный труд. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Е.А.Ковалёва/М.-«Просвещение», 2009.
3.Технология. Сельскохозяйственный труд. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Е.А.Ковалёва/М.-«Просвещение», 2009.
4.Технология. Сельскохозяйственный труд. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Е.А.Ковалёва/М.-«Просвещение», 2009.
Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении практических заданий.
устный или письменный опрос
работа с наглядно-демонстрационным материалом
краткая самостоятельная работа
практическая работа
тестовые задания
Основные требования к знаниям и умениям учащихся: Учащиеся должны знать:
- основные факторы среды обитания растений;
- виды комнатных растений;
- виды растений, выращиваемых в цветниках;
- приемы размножения и выращивания комнатных растений;
- приемы размножения и выращивания декоративных растений в цветниках;
- приёмы ухода за растениями;
- вредители растений и приёмы борьбы с ними.
Учащиеся должны уметь:
- проводить посадку растений с использование специального инвентаря;
- проводить размножение растений;
- производить уход за растениями с использованием специального инвентаря;
- выращивать рассаду цветковых растений.
Учебно-тематическое планирование 5 класс
№п/п
Раздел
Количество часов
Практическая работа

1.
Вводное занятие.
1


2.
Культурные цветковые растения.
8
5

3.
Сбор семян однолетних крупносемянных цветковых растений.
15
10

4.
Уборка однолетних цветковых растений
9
6

5.
Вскапывание почвы в цветнике
18
12

6.
Заготовка земляной смеси для комнатных растений.
7
4

7.
Очистка дорожек и площадок от опавших листьев.
20
15

8.
Бумажные пакеты для расфасовки семян.
10
6

9.
Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью.
14
9

10.
Уход за комнатными растениями.
22
8

11.
Цветочные растения, размножаемые семенами.
16
10

12.
Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке
12
8

13.
Перевалка комнатного растения
9
6

14.
Инвентарь для работы в цветнике.
12
4

15.
Использование однолетних цветочных растений для оформления улиц и помещений.
6
3

16.
Подготовка цветника к посеву однолетних цветочных растений.
6
4

17.
Выращивание крупносеменных однолетних цветущих растений.
6
4

18.
Высадка рассады бархатца раскидистого.
9
6

19.
Повторение.
15
10


Учебно-тематическое планирование 6 класс
№п/п
Раздел
Количество часов
Практические работы
Лабораторная работа

1.
Вводное занятие.
1



3.
Сбор семян садовых цветковых растений.
10
6


4.
Цветковые культуры, размножаемые вегетативно.
8
5


5.
Однолетние, многолетние цветковые растения.
3
2


6.
Зимующие многолетние цветковые растения.
13
8


7.
Деление и посадка зимующих многолетних цветковых растений.
19
12


8.
Осенний уход за зимующими многолетними цветковыми растениями
13
5


9.
Осенний уход за декоративными кустарниками.
21
14


10.
Изготовление тары для хранения крупных партий семян.
22
14


11.
Обмолот и расфасовка цветковых семян.
11
4


12.
Уход за комнатными цветковыми растениями.
18
12


13.
Строение цветкового растения.
21
14


14.
Почвы.
21
14
2

15.
Зимние работы на пришкольном участке.
17
12


16.
Ранневесенний уход за зимующими многолетними растениями.
17
12


17.
Подготовка цветника к весенне–летнему сезону.
24
16


18.
Посев семян однолетних цветковых растений в цветнике.
21
14


19.
Уход за зимующими многолетними цветковыми растениями из группы лилейных.
8
6


20.
Уход за однолетними цветковыми растениями.
6
4


Учебно-тематическое планирование 7 класс

№п/п
Раздел
Кол-во часов
Практическая работа
Экскурсия

1
Вводное занятие
3
2


2
Выкопка петунии крупноцветковой с махровыми цветками
14
9


3
Сбор семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады
16
11


4
Пересадка красноднева, зимующего в открытом грунте
27
18


5
Осенний уход за кустарниками
25
16


6
Многолетние цветковые растения
15
10


7
Выкопка корневища канны
10
6


8
Ремонт садовой дорожки
7
5


9
Уход за молодыми посадками зимующих многолетних цветковых растений
8
6


10
Органические удобрения
17
12


11
Классификация цветковых культур
18
12


12
Двулетние цветковые растения
15
10


13
Минеральные удобрения
10
6
Магазин. Ознакомление с ассортиментом минеральных удобрений

14
Обмолот семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады
20
14


15
Виды цветника
15
10


16
Размножение комнатных растений
10
6


17
Посев семян однолетних цветковых растений
20
14


18
Выращивание петунии крупноцветковой в комнатных условиях
10
6


19
Подготовка корневища канны к высадке
10
6


20
Размещение цветника
10
6


21
Выращивание рассады цветковых культур
30
20


22
Подращивание растений канны
10
5


23
Высадка растений в цветник
48
32



Итого:
348
242
1


Учебно-тематическое планирование 8 класс

№п/п
Раздел
Кол-во часов
Практическая работа
Экскурсия

1.
Цветоводство
255
170
1.Теплица. Ознакомление с посадкой роз.
2.Теплица. Ознакомление с устройством теплицы и практическими работами в ней зимой.
3.Теплица. Ознакомление с выгонкой цветковых растений.

2.
Декоративное садоводство
150
100
1.Сквер или парк. Ознакомление с породами деревьев.


Итого:
405
270
4

Учебно-тематическое планирование 9 класс
№п/п
Раздел
Кол-во часов
Практическая работа
Экскурсия

1.
Цветоводство
272
180


2.
Декоративное садоводство
200
130
1.Парк, лесопарк, скверы, озелененная территория предприятия или учреждения, ознакомление с видами посадок и их составом.
2.Парк.
3.Парк.Определения стиля устройства.
4.Парк. Ознакомление с хвойными деревьями и кустарниками. Сбор веточек ели, туи, можжевельника (если таковые есть).
5.Объект цветоводческого хозяйства. Объект озеленительного хозяйства. Ознакомление с машинами и механизмами.



Итого:
472
310






















15