«Оценивание для обучения и оценивание обучения» при планировании серии последовательных уроков.

«Оценивание для обучения и оценивание обучения» при планировании серии последовательных уроков.

О.А.Стремилова
ГУ «ОСШ им.Ч.Валиханова
Железинского района»

Успешное осуществление педагогической деятельности современным учителем невозможно без применения эффективных педагогических технологий обучения и воспитания. Использование педагогических технологий позволяет рационально выстраивать процесс обучения, чтобы не возникало одной из важнейших проблем образования - проблемы ненасильственного обучения.
Ненасильственное изучение возможно лишь тогда, когда у обучаемого удается сформировать интерес к предмету, его понятиям, идеям, методам.
Важным звеном на уроке является контроль знаний и умений учащихся. Эффективность учебной работы существенно зависит от того, как организован и на что нацелен контроль. Поэтому все учителя уделяют особое внимание способам организации контроля и его содержанию.
В настоящее время основной целью образования является развитие конкурентно - способной личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Особое значение имеет контрольно - оценочная деятельность ученика, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, уметь устранять причины возникающих трудностей.
Понимание эффективной оценки обучения и эффективной оценки для обучения тесно связано с новыми подходами в преподавании и обучении. Оценивание – понятие, используемое для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении.
Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия (Александер, 2001).
Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении.
Профессия учителя непрерывно связана с оцениванием, ведь должна быть обратная связь, которая показывает уровень усвоения материала учащимися. В своей педагогической деятельности я использую оценивание обучения, что позволяет мне видеть, на сколько, учащиеся владеют материалом, а для учащихся оценка является стимулированием. Ведь не секрет ребенок всегда стремится получить оценку «пять», для этого он старается понять материал или «зазубрить» не понимая смысла. Как быть в такой ситуации, ведь нет объективности? Поэтому я задаю следующий вопрос? Как оценивать?
Существует два вида оценивания: суммативное - то, что изучил ученик на данный момент (оценивание обучения) и формативное - то, на каком этапе процесса обучения находится ученик (оценивание для обучения). На серии своих уроках я использовала формативное оценивание через самооценку, взаимооценку, взаимооценку групп.
Самооценка использовалась при работе учащихся в парах. Выполняя задания, учащиеся оценивали свою работу: справились они с заданием, или нет. Результаты отмечали в оценочных листах. Далее учащиеся работали в группе и снова оценивали, но теперь уже применяли взаимооценку – оценивали друг друга. Если учащийся справился с заданием, то ему ставили «+» в оценочной листе, если не справился – то «-». Когда учащиеся работали в группе, и презентовали свои карты опыта, они применяли формативное оценивание – взаимоценивание групп при помощи стикеров, т.е. каждой группе давался жетончик (в виде стикера), учащиеся в группе обсуждали, чья карта опыта понравилась им больше, и отмечали на жетончике номер той группы, которую они оценили лучше других. По количеству набранных жетончиков оценивали лучшее выступление группы.
Что является целью оценивания?
Определение сложностей обучения.
Обратная связь.
Мотивация.
Прогнозирование и отбор.
Контроль и исполнение стандартов.
Контроль содержания образовательной программы и стиля преподавания.
На своих уроках я использовала такие цели:
1. Определение сложностей обучения, через дифференцированные задания. Почти на каждом уроке я использовала такие задания для «медленных», «средних» и «способных» учащихся. При выполнении задания по восстановлению текста, «медленным» учащимся давалось начало текста, а «способным» учащимся давалось окончание текста. Выполнение своего задания учащиеся оценивали «+» или «-» в оценочном листе, далее дети собирали части текста в связный рассказ и оценивали работу полностью всей группы.
2. Обратная связь, через рефлективный анализ.
они записывали свои выводы и мысли по изученному материалу, а также отмечали своё настроение в виде смайлика, цветового стикера (зелёный – уверенность, синий – неуверенность, красный – страх, жёлтый – радость), «Дерево успеха».
3. Мотивация, через отбор и сортировку. Часто обратная связь выступает как мотив. А перспектива оценивания является стимулом для концентрации ума и действий учеников.[РУ. стр.162]
Так ученики, зная, что их работа будет оценена другой группой, стремятся для составления презентации использовать все свои знания, ресурсы и навыки в оформлении. Повышается интерес к обучению и внутренняя мотивация.
В конце каждого урока учащиеся заполняли стикеры по итогам урока. В них На уроках я применяла форму работы по отбору и сортировке информации. На первом уроке учащимся было дано задание отобрать и сортировать картинки в три конверта по признакам: «Фрукты и овощи». Учащиеся правильно распределив все картинки из конверта, ставили себе «+» в оценочный лист, а кто допустил ошибки и у него остались картинки, не знал куда определить картинку, ставил «-», но они быстро исправляли свои ошибки в задании, оценивали себя и приступали к выполнению следующего задания. На последнем уроке нужно было , после просмотра презентации, определить растения по месту их обитания. У ребят данная работа вызвала интерес, каждый старался определить, какое это растение: луга, поля , леса, водно-болотное или горное? Р . . . . . . . . . .
4. Прогнозирование и отбор. В конце каждого урока учащиеся ставили перед собой цели следующего урока, т.е. что они будут узнавать нового.
В чём суть оценивания? Оценивание включает в себя:
1. Наблюдение (слушать, наблюдать, понимать). Перед началом серии уроков я проводила диагностику учащихся для применения формативного оценивания. Я использовала для этого различные тесты, анкеты. Также через рефлективные выводы на стикерах, учащиеся отслеживали полученную информацию за урок, делали свои выводы, отмечали своё настроение за урок (уверенность, неуверенность, страх, радость). Р р р р р р р р
2. Интерпретация (логический вывод, вырабатываются критерии оценивания). На уроках учащиеся после задания по отбору и сортировке, заполняли таблицы ЗУХ, составляли постер. Выполнение своего задания учащиеся оценивали с помощью формативного оценивания, через «Рыночную палатку». При презентации , учащиеся оценивали другие группы при помощи стикеров (выбирая лучшую работу).
3. Заключение (само оценивание). На уроках учащиеся, работая в парах оценивали сначала каждый свою работу - самооценивание, далее оценивали работу друг друга в парах – взаимоценивание. При самооценивании – у учащихся развиваются умения оценивать себя, свои результаты и понимание того, как их улучшить. Они учатся самостоятельно выявлять свои пробелы. При оценивании друг друга учащиеся видят свои недочёты, исправляют их. При взаимооценивании групп у учащихся развиваются способности видеть результаты своих одноклассников.
Какие изменения произошли во мне и в учениках?
Для меня:
разработка плана урока с учётом формативного оценивания;
обратная связь стала осуществляться продуктивно;
процесс преподавания стал эффективнее;
Изменения, которые произошли в учениках:
заинтересованность учащихся в оценивании: сам себя оценить или одноклассника;
эффективность обратной связи;
оценка учащихся себя и друг друга стала более объективной;
оценивание повлияло на мотивацию и самооценку учеников.
















.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . .. . . ..



15