Разработка мероприятия в ДОУ по теме:Русская матрешка»


 Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».
Цель занятия:
Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.
Задачи:
Познакомить детей с историей матрёшки.
Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.
 Развивать интерес детей к народному творчеству.
Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
 Воспитывать любовь к народному искусству.
 Интеграция: «Познание»,  «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация»,  «Физическая культура».
Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам; расширять знания о доброте.
Познание: развитие исследовательских умений; закрепить свойства дерева.
Художественное творчество: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, закрепить умение лепки;   воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения предметов; развивать фантазию, творчество, воображение.
Коммуникация: расширять словарный запас.
Музыка: продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении русских народных наигрышей.
Физическая  культура:  дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.
Материал: игрушки матрёшки,рисунки
ОБОРУДОВАНИЕ:проектор(Презентация «Русская матрёшка»),игрушка-матрёшка.
                                                            ХОД ПРАЗДНИКА:
Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в группу. Их встречает хозяйка русской горницы.  
Хозяйка: - Здравствуйте, гости дорогие!  Милости прошу! Рада видеть всех вас у себя в русской горнице.
Хозяйка встречает гостей в горнице:
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Расскажу я вам сегодня об игрушках издавна известных в нашей стране, игрушках которые стали подлинным русским сувениром. Они очень нравятся гостям из других стран, туристам и путешественникам. А вот о каких игрушках идёт речь, догадайтесь:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается  рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть,
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …(матрёшка)
Конечно, это матрёшка , самая необычная игрушка. Посмотрите, какая она красивая, какими яркими красками расписал её художник. Любуешься ею и сердце радуется.
(воспитатель предлагает детям рассмотреть, потрогать матрёшку, полюбоваться ею)
Матрешка приглашает всех нас к себе в гости. Хотите отправиться в гости? Тогда в путь.
Воспитатель подводит их к мини музею, посвященному народному творчеству.
Воспитатель: Обратите внимание, в нашем музее представлены из разных областей игрушки – забавы и матрешки, созданные взрослыми для развлечения и обучения детей.
Воспитатель с детьми рассматривают экспонаты, обращает внимание детей на разный рисунок на сарафанах у матрешек. На экране появляется слайд с разнообразными матрешками.

*1 матрешка: Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к вам пришли матрешки.
Ложки деревянные, матрешечки румяные!
*2 матрешка: Очень любим мы матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам идем.
*3 матрешка: Мы к ребятам собирались
Долго-долго собирались.
С вами мы сейчас сыграем
Кто быстрее всех узнаем.
Игра с деревянными ложками
Воспитатель: Теперь сядем, посидим,
На ребяток поглядим.
1 ребенок: Вот пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
2 ребенок: Кукла первая толста.
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
3 ребенок: Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную притертую,
И сумеешь ты найти,
Куколку четвертую.
4 ребенок: Вынь ее и посмотри
Кто в ней прячется внутри?
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
Эта кукла меньше всех
Чуть-чуть больше, чем орех.
5 ребенок: Вот составленные в ряд
Куклы- сестры все стоят.
Сколько, спросим, вас опять,
И ответят куклы: «Пять!»
Воспитатель:
Матрешка - это деревянная кукла, правда она похожа на Ваньку-встаньку? Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших, располагая их по росту. Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой – чёрными бровями, румяными щёчками, синие  глаза прикрыл длинными ресницами.
Появилась первая матрешка давно более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.
Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна.
И назвали ее старинным русским именем – Матреной.
А как будет звучать  ласковое имя Матрены?
- Матренушка, Мотронушка, Матрешечка.
Воспитатель: Любят Матрешек русские люди. А народные мастера  с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах матрёшечки  разные получаются:
- Эта матрешка из села Загорское. Загорская матрешка. Посмотрите на неё – округлая, одета в сарафанчик, кофточку с вышивкой, поверх сарафана передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют пеструшкой.
- Семёновская Матрёшка. Мастерят таких матрёшек в  городе Семенове, отсюда и название - Семеновская. В росписи этой матрешки главное место  занимают букеты красивых цветов на фартучке.
Из тихого зеленого городка Семёнова.
В гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бордовых
В подарок принесла.
Обратите внимание на фартук, на котором изображён букет пышных цветов. Какие  краски используют семёновские мастера  для узоров? (ответ детей)
- А эта  Матрешка из Полхов-Майдана.
Украшен её наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Посмотрите, её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку. У Полхов-Майданских  матрешек нет сарафана и фартука. Вместо этого – большой букет цветов на голове полушалок без узелка.
Ребята, а  ведь обычно  у матрешек большая семейка, много сестричек.
(Дети поют частушки под русскую народную мелодию)
1. Мы матрешки, мы подружки,
Утром рано мы встаем,
Вчетвером поем частушки
И танцуем вчетвером.
2. И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.
3. Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
4. Ох, уж у Матреши
Доченьки пригожи!
Доченьки пригожи,
На нее похожи!
5. Я – Матрешка – сувенир
В расписных сапожках,
Прогремела на весь мир
Русская Матрешка!
6. Мастер выточил меня
Из куска березы,
До чего ж румяна я:
Щеки, словно розы.
7. Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет!
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Игра «Матрёшечка - матрёшка»
 Ну, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко?
 (Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки.
Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по
кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»:
 Эх, матрёшечка, матрёшка
Аленький платочек
Сарафан в цветочек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили
Танцевать заставили.
(говорком) Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.

Воспитатель: Очень интересно собирать и разбирать детали:
“Я с таинственной игрушкой
заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
то их восемь, то одна”.
Дети, что же вы сидите?
Аль играть вы не хотите?
Вот малютки наши крошки,
Встали дружно на дорожке.
С ними будем мы играть.
Расставлять и собирать.
Эстафета «Собери - расставь»
Воспитатель: Эй, народ честной,
Понапрасну не стой,
Собирайтесь в хоровод,
Колокольчик всех зовет!
Игра «Жаворонок»
Воспитатель: Молодцы, ребята. А скажите, какой же праздник без карусели! Берите билеты, находите свои места и поедем. (Дети получают билеты с примерами, на лентах карусели прикреплены ответы, нужно решить пример и занять свое место на карусели).
Игра «Карусели»
- Ой, ребята, вы не слышали – будто кто-то в дверь скребётся тихо-нечко. Пойдёмте, посмотрим. (У двери стоит коробка.) Что за диво такое? Что тут у нас за сюрприз? Откроем коробку? (В коробке – картонные заго-товки матрёшек с нарисованными контурами нарядов и записка.) Какие-то странные матрёшки, будто раздетые. Да тут есть ещё записка, читаем: «Ху-дожник заболел, помогите, пожалуйста, расписать эту партию матрёшек. » Все понятно, это посылка с фабрики, где делают матрёшки. Ну что, ребята, поможем расписать этих матрёшек? (Дети: - Да, поможем)Далее воспитатель показывает приемы украшения бумажного шаблона матрешки, обращает внимание на подготовительный рисунок головы с надетым платком, сарафана и т.п.
Подумайте, как и чем вы будете работать. Дети выбирают разные картонные шаблоны матрешек и приступают к работе. (Во время работы детей звучит аудиозапись русских народных мело-дий.)
По окончании работы оформляется выставка матрёшек «Конкурс красоты». Анализ работ:
-3848103106420- Ребята, посмотрите на своих матрёшек. Какие они красивые! А вам нравятся ваши матрёшки? А какая матрёшка вам больше всего понравилась? Расскажите, чем понравилась работа. (Ответы 2-3 детей.)
- Посмотрите, какой красивый хоровод матрешек у нас получится. Одна лучше другой. Молодцы!
А теперь послушайте, какое интересное задание я хочу вам задать. Вы придете домой и вместе с родителями создайте свою. Эта матрешка должна быть из любого материала и только ваша, семейная. Выберите форму, цвет и элементы узора, чтобы матрешка не была похожа на другие. Придумайте ей название. И мы сделаем выставку вашей семейной матрешки. Хорошо?
Пусть матрёшки всегда улыбаются и радуют малышей!
Матрешка: «Мне теперь в музее не будет скучно. Я предлагаю в музее сделать выставку матрешек».
Ребёнок:
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет -
Наша русская Матрешка
Не стареет сотню лет,
В красоте в таланте русском
Весь находится секрет!
(Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…)Воспитатель: Прошло много лет, а Матрешка до сих пор – любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрешки остается прежней – любовь и дружба.