Методическая разработка ознакомительного занятия с младшими школьниками Русская матрешка


Ознакомительное занятие «Русская матрешка» с младшими школьниками
Рошка.docx
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Подготовила воспитатель ГПД Рошка Т.М.
Занятие для учащихся 1 классов
Цель:
- знакомство детей с матрёшками;
- приобщить детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства;
- научить отражению представлений о них в изобразительной деятельности.
Задачи:
- обобщить и закрепить у детей знания об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы;
- обогатить активный словарь; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Оборудование: презентация к ознакомительному занятию о матрешках, кукла-матрешка, шаблоны матрешек для раскрашивания.
Ход занятия.
- Здравствуйте, ребята! Я знаю, что все дети любят играть в игрушки. А какие вы знаете игрушки?
Ответы детей.
- Молодцы! Вот послушайте загадку:
Первая сестра — большая,
В ней прячется сестра вторая,
Сломаешь, третью ты найдешь,
И так до маленькой дойдешь.
В самой серединке — крошка,
Игрушку ту зовут… (матрешка).
- Правильно. Сегодня мы поговорим о матрешках. Все ли видели когда-нибудь матрешек и играли в них?
Читает ученик:
На полке куколка стоит,
Она скучает и грустит.
Но в руки ты её возьмёшь
И в ней ещё одну найдёшь.
А в той ещё… И вот уж в ряд
Пять милых куколок стоят.
Хоть роста разного, но всё же
Все удивительно похожи.
В нарядных сарафанах пёстрых
Румяные матрёшки-сёстры.
Была одна, а стало пять,
Им больше некогда скучать!
А наиграются подружки,
И снова спрячутся друг в дружке.
Сегодня я хочу рассказать вам не много об истории возникновения матрешки. Историю русской матрешки можно условно разделить на три периода:
1) 1890-1930-е годы;
2) 1930-е - начало 1990-х гг.;
3) начало 1990-х гг. до настоящего времени.
Считается, что первая русская матрешка родилась в 1890 году в мастерской усадьбы Абрамцево новой Москвы. Однажды субботним вечером кто-то принес в мастерскую смешную японскую куклу лысого старика Фукурамы. Кукла состояла из семи фигурок, вложенных одна в другую. Происхождение этой куклы доподлинно неизвестно; никто не знает, откуда она взялась. Хотя существуют разные легенды.
Один из художников мастерской Мамонтов Сергей Малютин был заинтригован Фукурамой и решил сделать нечто подобное, но с российской спецификой. Кукла должна иметь русский дух и представлять российские культурные и художественные традиции. Так Сергей Малютин сделал эскиз куклы и попросил сделать по нему деревянную форму Василия Звездочкина.
Малютин раскрасил куклы в соответствии с собственным дизайном. Первая русская матрешка состояла из восьми кукол и описывала крестьянскую семью - мать и 7 дочерей. Этот комплект и некоторые другие наборы сейчас хранятся в музее игрушки Сергиева Посада. Там же в музее можно увидеть и другие старые матрешки: Старик, Гетман, "Сказка про репку".
Первый период подарил миру русскую матрешку. Было разработано несколько типов кукол, появилось несколько стилей
В разное время создавались разные матрешки. Если ранняя матрешка была примитивна, то начиная с 20 века художники пытались использовать поверхность матрешки наиболее полно. Появился новый тип матрешки, который представлял собой картину в картине. Основой образа по-прежнему была молодая девушка, только теперь на ее передничке рисовали не цветы, а сюжеты русских сказок и пейзажи, а также исторические места.
Физминутка «Матрешки»
Мы, матрешки, вот такие крошки.
(Руки на поясе, дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас красные сапожки.
(Руки на поясе, движение «ковырялочка», завершаемое тремя притопами)
Мы, матрешки, вот такие крошки
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас розовые щечки
(Растирание руками щек)
Мы, матрешки, вот такие крошки
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас яркие платочки.
(Повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)
- А сейчас я раздам вам различные шаблоны этих замечательных кукол и попрошу вас раскрасить их настолько ярко, насколько вы ее себе представляете.
Дети раскрашивают.
Итог занятия:
- Сегодня мы с вами познакомились с русскими национальными куклами-матрешками. Давайте вспомним, из какого материала изготавливаются игрушки? Ответы детей.
- Какие в основном цвета красок преобладают в росписи матрешек? Ответы детей.
- В каком городе появилась первая русская матрешка? Ответы детей.
- Вам понравилось сегодняшнее занятие?
- Кому трудно было раскрасить матрешку? Расскажите, какие трудности вы испытали?