Методическая разработка занятия Русская матрешка

Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Эколого-биологический центр «Эколог»
городского округа город Уфа Республики Башкортостан












Разработка занятия
студии «Декоративная композиция»

«Русская матрешка»
занятие по Д П И
для учащихся начальных и средних классов
/ по изучению темы "Художественная роспись" /













Автор: педагог дополнительного образования высшей категории
Филёва Ирина Геннадьевна












Уфа-2017

Цель: Познакомить ребят с русской матрешкой (Загорской, Семеновской, Полховской и т.д.), историей возникновения промысла деревянной игрушки, принципами изготовления, художественными особенностями.
Задачи:
Познавательные: познакомить с историей возникновения промысла, символикой Матрешки, технологией изготовления.
Обучающие: обучить простейшим приемам работы кистью.
Развивающие: развивать творческое мышление, гармонию цвета и формы.
Воспитывающие: воспитывать любовь к Родине, истории, эстетический вкус

Оборудование:
Для педагога: 1.открытки, слайды, образцы Матрешек
для демонстрационного показа;
2. таблицы с элементами русского орнамента;
3. таблицы, зарисовки, открытки "Русский костюм"
4. заготовки из бумаги (картона) силуэта матрешки, элементов
орнамента, пластилин, для работы над композицией методом
аппликации;
5. краски, кисть, ватман, вода для показа выполнения элементов
орнамента в технике художественной росписи.
Для учащихся: ножницы, лист ватмана для вырезания заготовки (силуэта Матрешки), акварель, гуашь, круглые мягкие кисти для художественной росписи, карандаш, резинка
Х о д у р о к а:
1. Организационный момент.
Сообщение темы и цели занятия.
Обсуждение темы- активизация знаний учащихся:

Вопросы к учащимся:
- Какие промыслы народной игрушки вы знаете? Назовите их характерные особенности: из чего делается игрушка, что отображает, как игрушка украшена..

Существует несколько традиционных центров изготовления игрушек-сувениров. Казалось бы, совсем еще недавно в каждой деревне были мастера изготовления детской игрушки из глины, из соломы, бересты, дерева.
Самые знакомые для нас Дымковская, Филимоновская и Каргопольские игрушки. Все это глиняные игрушки. И неслучайно: изготовлением игрушек (свистулек в виде птиц) к народным праздникам (Масленице) традиционно занимались женщины и дети. И глина для них являлась наиболее податливым, мягким материалом. Среди фигурок Дымковской игрушки еще можно встретить знатных дам, ярких петухов, павлинов, расписанных сочным, орнаментом из кругов, треугольников, полос по интенсивно белому фону. Филимоновская игрушка расписана простым орнаментом в виде полос. Каргопольская игрушка совсем простая.

- Чем отличается матрешка от других народных игрушек?
Матрешка – это деревянная игрушка. И ее главное отличие все- таки в том, что это- кукла с сюрпризом.
Первая русская матрешка появилась в конце девятнадцатого века. Интересно, что наша родная матрешка имеет своего японского родственника – складную куклу – ФУКУРУМУ, изображающую веселого мудрого старичка с большой вытянутой головой. Раскрываешь фигурку старичка, а в нем японка, раскрываешь японку, а в ней еще крошечный малыш. Такую куклу привезла из-за границы хозяйка знаменитой Абрамцевской усадьбы Е.Г.Мамонтова. Вред ли то была только прихоть: заморская забава напоминала традиционные для Руси пасхальные яйца – "писанки", тоже располагавшиеся одно в другом. Отсюда секрет появления Русской Матрешки – куклы с сюрпризом.
На рубеже ХХ века обострился интерес русской интеллигенции к народному искусству. Многие художники-профессионалы, искусствоведы обратились к народному творчеству, чтобы дать древнейшим традициям русского искусства новую жизнь. В эти годы и родилась знаменитая русская Матрешка. Самую первую выточил в 1890 году токарь Василий Звездочкин из Сергиева посада (ныне Загорск) и расписал известный московский художник Сергей Малютин. Позднее Матрешка переселилась в Сергиев посад (Загорск), где издавна находился известный на всю Россию промысел деревянной игрушки.
( слайд 1 русская матрешка, Загорская Матрешка,)

- Как по форме и цвету различаются матрешки? ( в процессе показа)
В начале века матрешек стали делать в Семеновском уезде нижегородской губернии ( ныне нижегородская область). Загорская матрешка приземистая. Семеновская более стройная, несет на своих передниках букеты ярких, алых цветов.

Полховская матрешка отличается черной "наводкой" по контуру растительного орнамента и более темной насыщенной цветовой гаммой. (слайд)

- Как создается Матрешка?
Вытачивается на токарном станке, затем расписывается. Одинаковых матрешек не существует: каждый мастер вносит в облик матрешки свою «изюминку». Верное сочетание токарной формы и росписи в матрешке да богатство живописных решений дают нам великолепное разнообразие этих кукол.

- Что означает Матрешка? Почему ее так назвали? (символика, образ)
Художественный образ Матрешки весьма условен. Условна не только фигура куклы, но и изображение ее наряда и лица.
В лице матрешки предельно обобщенно выражены черты русской красоты: круглый очерк, яркий румянец, черные брови, маленький рот. И не смотря на ограниченные "портретные" средства выражения, лица у матрешек разные.
Главное, передать в матрешке красоту родной природы через цвет, в котором сосредоточено настроение игрушки, не утратить праздничность изделия, присущую народному искусству.

Символика Матрешки: Имя Матрёна (широко распространенное в 19 веке) происходит от латинского "матрона" – так в древнем Риме называли почтенную женщину, мать семейства. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни – таков смысл популярной игрушки. Он близок и понятен художникам-крестьянам, придавшим Матрешке ее классический облик, который естественен и привычен для русского народного искусства, в центре которого изначально стоял величественный образ Матери-Земли. А то, что идея эта так по-детски просто и художественно ярко выражена, только придает ей особую силу и передает русский характер.

Педагогический рисунок: практический показ последовательности выполнения матрешки:
Рассматриваем форму Матрешки. Она симметричная. Первоначально изображается половинка матрешки на согнутом вдвое листе. По силуэту Матрешка может быть стройная и статная, вытянутая по вертикали (похожая на знатную дворянку, как Полховская Матрешка) или приземистая, слегка полноватая, "кругленькая", как загорская. Вырезаем силуэт Матрешки. Подправляем силуэт: делаем его плавным, уравновешенным по ширине и высоте, красивым. Переводим уточненный силуэт на лист ватмана.
Одеваем Матрешку. Рассматриваем элементы традиционного русского костюма (можно использовать книжки-раскраски "Русский традиционный костюм", где представлены костюмы разных губерний:
рубаха, сарафан, платок (сарафанный комплекс);
рубаха, юбка понева, передник, платок;
рубаха, понева или сарафан, душегрея или епанечка
(верхняя часть одежды), платок.

Элементы одежды в тонких линиях наносятся на силуэт. Прорисовывается также лицо Матрешки (чтобы оно было красивым, учитываем характерные портретные пропорции: по высоте лицо делим на три части: первая линия – линия бровей, вторая линия – линия основания носа. На средней горизонтальной линии лица располагаются глаза. Расстояние между глазами равняется ширине глаза. Губы рисуем посередине нижней трети.) Рисуем руки.
Выбираем цветовую гамму: для каждого элемента костюма Матрешки- свой цвет. Раскрашиваем Матрешку.
Костюм украшается (расписывается) в технике верхового письма: элементы орнамента без предварительного рисунка наносятся кистью гуашевыми красками непосредственно на поверхность "костюма".
(Обратить внимание детей на составные части русского костюма: это может быть рубаха, понева, передник, сарафан Орнамент служил своеобразным оберегом и располагался по краю изделия (на рукавах и подоле) круговой полосой, цветущим кантом или в виде стилизованного геометрического узора. Особенно богато украшалась нагрудная часть.)


Показать ребятам выполнение элементов растительного орнамента: веточек, цветков, ягод, листьев, различных полосок – прямых и волнистых, тонких и толстых в технике художественной росписи: способом примакивания и концом кисти.

Работа над композицией:
Методом аппликации учащиеся выполняют на доске "роспись" матрешки, композиционно располагая элементы "росписи" на бумажной заготовке.
Самостоятельная творческая работа учащихся.
Учащиеся вырезают симметричный силуэт матрешки из листа белого ватмана, сложенного по вертикали пополам. "Одевают" Матрешку и украшают, выполняя роспись элементов одежды.

Итог занятия.
Выставка-ярмарка матрешек. Поиск королевы русского хоровода – самой веселой, праздничной, яркой, красивой.

Звонкая рыночная прибаутка:

Вот Машка, Дашка, Наташка -
Три штучки в одной кучке...
А сыночек Ваняшка дома остался –
Мороза испугался.

Завершить занятие можно веселыми народными играми. Вспомнить русские народные песни, русских красавиц из народных сказок.












13PAGE 15


13PAGE 14515




15