Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (3 класс).Программа школа России ФГОС с УУД


№ уро-каТема раздела/ тема урока Тип урока Элементы содержания Формы контроля Виды деятельности
Планируемые результаты обучения Информационно-методическое обеспечение Дата
Предметные УУД Универсальные учебные действия(УУД)
1 Рисование на тему «Мой прекрасный сад». Постановка и решение учебной задачи Ознакомление с новым учебником, рабочей тетрадью, с понятиями «нюанс» и «нюансный цвет»; цветовой круг, основные и составные цвета; контрастные и нюансные цвета. Художники-импрессионисты; творчество К. Моне, О. Ренуара. Особенности живописной манеры художников-импрессионистов Устный опрос. Эвристическая беседа. Ознакомление с учебником, рабочей тетрадью, ориентирование по разделам учебника (учебник, с. 4–7). Просмотр мультимедийной презентации. Художественный анализ картин К. Моне.
Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему Познакомятся: с творчеством известного художника-импрессиониста К. Моне, понятием «нюанс».
Научатся: различать контрастные и нюансные цвета на цветовом круге, смешивать краски для получения нюансного оттенка, работать в смешанных техниках, работать красками и получать нюансные отношения; анализировать
произведения изобразительного искусства
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию из прослушанного объяснения, произведений живописи, анализировать ее, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации; регулятивные – научатся принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке принадлежностей и материалов; коммуникативные – научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к изобразительному искусствуЧасто используемый сайт
https://yandex.ru/images/search?text=рисование 02.09 2 Рисование по представлению «Летние травы». Постановка и решение учебной задачи Знакомство с изображением трав выдающими-ся художниками, с понятием «эстамп»; техно-логией выполне-ния отпечатков листьев, цветов, травинок, созда-ние с помощью отпечатков композиции на заданные темы; теплая и холодная цветовая гамма. Знакомство с творчеством рус-ского художника И. И. Шишкина Эвристическая беседа и просмотр мультимедийной презентации. Художественный анализ произведений изобразительного искусства.
Индивидуальное выполнение работы на заданную тему с использованием природного материала Познакомятся: с понятием «эстамп» и технологией его изготовления.
Научатся: выполнять отпечат-ки листьев, трави-нок, цветов, созда-вать из отпечатков композицию на заданную тему; анализировать педагогический рисунок, самостоя-тельно планировать собственную дея-тельность; аккурат-но работать худо-жественными материалами Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее, осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об эстампах, анализировать художественные произведения; регулятивные – научатся принимать учебную задачу, планиро-вать свою деятельность, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие корректи-вы; коммуникативные – научатся участвовать в коллективных обсуждениях, слушать собесед-ника и вести диалог, рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою.
Личностные: сориентированы на эмоционально-ценностное восприятие произведений живописи yandex.ru/images09.09 3 Прощание с летом. Рисование
с натуры «Насекомые».
Постановка и решение учебной задачи Расширение представления учащихся о насекомых, ознакомление
со строением тела насекомых; приемы рисования разных насекомых, рисунки в теплой и холодной цветовой гаммах, возможности цвета при раскрытии образа. Персонажи сказки Х.-К. Андерсена «Дюймовочка»
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 10–11) и мультимедийную презентацию.
Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему Познакомятся:
с многообразием насекомых в приро-де и последователь-ностью выполнения рисунка.
Научатся: использовать линию симметрии в рисун-ках и узорах, чувст-вовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм; выполнять иллю-страцию; аккуратно работать художест-венными материалами Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее, осознанно рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; регулятивные – научатся планиро-вать свою деятельность, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие корректи-вы, в сотрудничестве с учителем и одноклас-сниками находить несколько вариантов реше-ния учебной задачи; коммуникативные – нау-чатся участвовать в коллективных обсуждении-ях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы. Личностные: ответственно относятся к учебе, сориентированы на эмоцио-нально-ценностное восприятие произведений живописи, бережное отношение к животным http://www.myshared.ru/slide/835430/ 16.09 4 Декоративное рисование «Дивный сад на подносах». Постановка и решение учебной задачи История жостовского промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов цветочных композиций. Основные приемы жостовского письма, последовательность работы над изделиями. Мультимедийная презентация Эвристическая беседа с опорой на мультимедийную презентацию и наглядные пособия. Работа с учебником (с. 14–15).
Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему Познакомятся:
с историей жостовского промысла, с основными приема-ми жостовского письма; схемами размещения букетов на подносах.
Научатся: выпол-нять простейшие приемы кистевой росписи в изображе-нии декоративных цветов, самостояте-льно создавать эскиз росписи подноса Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о народном про-мысле, осуществлять анализ предметов декора-тивно-прикладного искусства, выделять общее и частное; регулятивные – научатся контролиро-вать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, принимать учеб-ную задачу, осуществлять итоговый и поопера-ционный контроль деятельности; коммуника-тивные – научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые выска-зывания, отстаивать собственное мнение, фор-мулировать ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культуре своего народаhttps://yandex.ru/images/search?text=рисование 23.09 5 Художественное конструирование и дизайн. Лепка. «Осенние фантазии». Постановка и решение учебной задачи Способы лепки изделий из пластилина, знакомство с понятием «стилизация»; стиль, стилевое единство, лепка и роспись изделий из пластилина, анализ и сравнение изделий Эвристическая беседа. Просмотр мультимедийной презентации. Художественный анализ произведений изобразительного искусства.
Индивидуальное выполнение работы на заданную тему по собственному замыслу Познакомятся: с понятием «стилизация»; закрепят знания о способах лепки.
Научатся: конструировать предметы сервиза, выполнять лепку предметов из пластилина и расписывать их http://www.myshared.ru/slide/786741 30.09 6 Рисование с натуры «Осенний букет». Постановка и решение учебной задачи Понятия «симметрия» и «асимметрия», «ось симметрии», «аллаприма», «пуантилизм»,«лессировка», «светотень», расширение представлений учащихся о натюрморте как жанре изобразительного искусства, возможности изобрази-тельной деятельности; передача объема предметов светотенью Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 20–25) и мультимедийную презентацию. Художественный анализ произведе-ний изобразительно-го искусства.
Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему Познакомятся: с понятиями «симметрия», «асимметрия», «ось симметрии», «алла-прима», «пуантилизм», «лессировка», «светотень»; расширят представления о натюрморте.Научатся: рисовать осенние листья акварелью; самостоятельно рисовать натюрморт на заданную тему Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о технике рисования, натюрморте, сравнивать предметы, описывать их внешний вид; регулятивные – научатся удерживать цель деятельности до получения ее результата, планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мираhttps://yandex.ru/images/search?text=рисование
07.10 7 Художественное конструирование и дизайн «Линии и пространство». Постановка и решение учебной задачи Выразительные возможности линии, штриховка. Произведения изобразительного искусства, выпол-ненные в стиле оп-арт, особенности этого стиля, линии и штрихи с разным нажимом, расстоянием между штрихами, создание линейных композиций; пространственные представления Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 26–27) и мультимедий-ную презентацию.
Художественный анализ произведе-ний изобразитель-ного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему Познакомятся: с многообразием линий и штрихов, с направлением в искусстве оп-арт.
Научатся: выполнять штрихи и линии с разным нажимом, создавать из линий и штрихов линей-ные композиции;
эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о технике рисования в стиле оп-арт; регулятивные – научатся удерживать цель деятельности до получения ее результата, планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства https://yandex.ru/images/search?text=рисование14.10 8 Рисование по представлению «Портрет красавицы осени». Постановка и решение учебной задачи Что такое колорит? Что может передать художник с помощью колорита? Теплый и холодный колориты, палитра красок, понятие «динамичность». Колорит в произве-дениях изобрази тельного искусства. Пейзажный жанр в живописи.Художники-пейзажисты.
Мультимедийная презентация Эвристическая беседа.
Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Просмотр мультимедийной презентации.
Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему Познакомятся: с понятием «динамичность»; с правилами смешения основных красок, с теплым и холодным колори-тами в живописи, с приемами перспек-тивного построения изображений.
Научатся: работать живописными материалами; создавать теплый и холодный колориты Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о колорите; регулятивные – научатся удерживать цель деятельности до получения ее результата, планировать решение учебной задачи: выстраивать последователь-ность необходимых операций (алгоритм дей-ствий); коммуникативные – овладеют способ-ностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства https://yandex.ru/images/search?text=рисование 21.10 9 Рисование по памяти «Дорогие сердцу места». Постановка и решение учебной задачи Расширение пред-ставлений учащихся о пейзаже, ознаком-ление с произведе-ниями живописи известных художни-ков, понятиями «воздушная перспек-тива», «линии гори-зонта», разнообразие пейзажных сюжетов; выбор средства выражения художе-ственного замысла, композиционное решение рисунка, соблюдение законов композиции в пей-зажном жанре. Мультимедийная презентация Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 30–33) и мультимедийную презентацию. Работа с рабочей тетрадью (с. 18).
Художественный анализ произведений изобразительного искусства.
Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему Познакомятся: с понятиями «линия горизонта», «пейзаж», «воздушная перспектива»; с ролью линии горизонта в композиции.
Научатся: создавать композицию на заданную тему с соблюдением законов перспективы Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о технике рисования, роли линии горизонта в композиции, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; регулятивные – научатся оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «Что я не знаю и не умею?»), удерживать цель деятельности до получения ее результата, планировать решение учебной задачи: выстра-ивать последовательность необходимых опера-ций (алгоритм действий); коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотруд-ничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоциональ-но-эстетическое восприятие произведений искусства, бережное отношение к природе https://yandex.ru/images/search?text=рисование 28.10 10 Рисование с натуры «Машины на службе человека». Постановка и решение учебной задачи Геометрические тела и их изображение в перспективе, виды транспорта; геометрические тела в перспективе и любые виды транспорта на их основе. Мультиме-дийная презентация, рассказывающая о многообразии средств передвиже-ния Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 34–35) и мультимедийную презентацию.
Художественный анализ произвед-ний изобразитель-ного искусства.
Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему Познакомятся: с правилами рисования параллелепипеда и цилиндра с учетом законов линейной перспективы.
Научатся: выполнять геомет-рический анализ различных видов транспортных средств; рисовать машины на основе различных геометрических тел Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о технике рисования, законах линейной перспективы; регулятивные – научатся выполнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, вносить необходимые дополнения и коррективы; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельностиhttps://yandex.ru/images/search?text=рисование 11.11 11 Рисование на тему «Труд людей осенью». Постановка и решение учебной задачи Тема осени в творчестве русских художников.
Композиция в тематической картине. Колорит осенней природы. Приемы перспективного построения изображений, использование приемов загораживания.
Мультимедийная презентация Эвристическая беседа с опорой на учебник и просмотр мультимедийной презентации.
Художественный анализ произведений изобразительного искусства.
Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему Познакомятся: с последовательностью рисова-
ния тематической картины,
с приемами перспективного построения изображений; с назначением эскизов, этюдов, набросков.
Научатся: выполнять композицию на заданную тему, рисовать фигуры людей в движении; выражать в творческих работах свое отношение к окружающему миру Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о композиции, правилах ее построения, выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); регулятивные – научатся удерживать цель деятельности до получения ее результата, планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства
Электронное приложение 18.11 12 Рисование по памяти или по представлению «Мы рисуем животных». Постанов-ка и решение учебной задачи Художники-анималисты. Особенности и приемы изображения животных. Понятия «динамика» и «статика»; изображения животных в технике графики. Наброски, зарисовки, фиксирующие характерную позу животного. Линия, характер линий Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 42–43) и просмотр мультимедийной презентации.
Художественный анализ произведений изобразительного искусства.
Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему графическими материалами Познакомятся: с понятиями «динамика» и «статика»; с произведениями художников-анималистов.
Научатся: рисовать животных с передачей их состояния (покоя или движения); работать карандашом, выполнять линии, различные по характеру Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о технике рисования; регулятивные – научатся выполнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, вносить необходимые дополнения и коррективы; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на чуткое и бережное отношение к животнымhttps://yandex.ru/images/search?text=Рисование 25.11 13 Лепка животных. Постановка и решение учебной задачи Вид искусства – скульптура. Изображение животных в различ-ные исторические периоды. Материалы для скульптуры. Мелкая пластика. Способы лепки: пластический и конструктивный. Скульпторы-анима-листы: В. Ватагин, П. Клодт и др. Художественно-выразительные средства скульптур-ных произведений Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 44–45) и просмотр мультимедийной презентации.
Художественный анализ произведе-ний изобразитель-ного искусства.
Индивидуальное выполнение животного из пластилина на заданную тему по выбору обучающегося Познакомятся: с творчеством известных художников-скульпторов, со способами лепки пластическими материалами. Научатся: выполнять скульп-туру животных раз-ными способами лепки, передавать характерные черты и индивидуальные особенности объек-та; выражать собст-енное мнение о произведениях искусства Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о способах лепки из пластилина; регулятивные – научатся определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения, организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на бережное отношение к животным02.12 14 Иллюстрирование. «Животные на страницах книг». Постановка и решение учебной задачи Иллюстрации. Творчество известных художников-иллюстраторов; развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства; воспитание интереса к предмету, бережного отношения к животным Эвристическая беседа.
Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Просмотр мультимедийной презентации.
Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему Познакомятся: с творчеством известных художников-иллюстраторов.
Научатся: выполнять рисунок-иллюстрацию на заданную тему, работать с различными художественными материалами; выражать собственное мнение о произведениях книжной графики Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об иллюстрации, анализировать информацию, выражать языком изобразитель-ного искусства свое отношение к изображае-мым персонажам; регулятивные – научатся определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, состав-лять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения, организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства https://yandex.ru/images/search?text=«Животные 09.12 15 Рисование по памяти «Где живут сказочные герои». Постановка и решение учебной задачи Ознакомление с элементами избы, замка, законами линейной перспек-тивы; уяснение отличительных особенностей строений; геомет-рические тела, созда-ние на основе геометрических тел изображений различных строений; развитие простран-ственных представ-лений. Мультиме-дийная презентация Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 48–51), просмотр мультимедийной презентации.
Художественный анализ произведений изобразительного искусства.
Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему Познакомятся:с законами линей-ной перспективы, с архитектурными памятниками Средневековья и русской деревянной избой. Научатся: выполнять рисунки различных строений на основе геомет-рических тел; пере-давать в рисунке фактуру материа-лов; проявлять интерес к культуре своего народа Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об элементах различных строений, анализировать информацию, сравнивать различные объекты, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; регулятивные – научатся ориентироваться на образец и правило выполнения действия, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с конкретными условиями; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотруд-ничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельностиЭлектронное приложение 16.12
16 Декоративное рисование. Городецкая роспись. «Сказочные кони». Постанов-ка и решение учебной задачи Декоративно-при-кладное искусство – искусство украшать самые различные предметы; художест-венное ремесло-творчество народных мастеров. История и традиции промысла. Особенности горо-децкой росписи, значение образа коня в декоративно-прик-ладном искусстве городецких мастеров Эвристическая беседа.
Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Просмотр мультимедийной презентации.
Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему Познакомятся: расширят свое представление о городецком промы-сле, особенностях городецкой роспи-си, узнают о значе-нии образа коня в декоративно-прик-ладном искусстве.
Научатся: выпол-нять простейшие приемы городец-кого узора, выпол-нять роспись изде-лия в рисунке Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о городецком промысле; регулятивные – научатся ориентироваться на образец и правило выполнения действия, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с конкретными условиями; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства 23.12 17 Иллюстрирование «По дорогам сказки». Постановка и решение учебной задачи Иллюстрации детских сказок. Сказка в произведениях русских художников.
Построение композиции рисунка. Сюжет. Содержание рисунка. Выделение главного момента содержания сказки в рисунке. Мультимедийная презентация Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 54–57) и мультимедийную презентацию.
Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему Познакомятся:
с творчеством русских художников-графиков, писавших иллюстрации к сказкам (В. Конашевич, В. Билибин и др.).
Научатся: выделять наиболее интересные и впечатляющие моменты в сюжете сказки; строить композицию; выбирать художественные средства Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об иллюстрировании, художниках-иллюстраторах; регулятивные – научатся оценивать и анализировать результат своего труда, планировать алгоритм действий по выполнению творческой практической работы, организовывать свое рабочее место; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства https://yandex.ru/images/search?text=рисование 13.01
18 Художественное конструирование и дизайн «Сказочное перевоплощение». Постанов-ка и решение учебной задачи Традиции проведения карнавалов, маскарадов, костюмированных праздников в разных странах. Цветовой круг. Знакомство с произведениями живописи известных художников на тему праздника. Карнавальный костюм, карнавальная маска. Образ героя в карнавальном костюме. Мультимедийная презентация Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 58–61). Просмотр мультимедийной презентации.
Художественный анализ произведений изобразительного искусства.
Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему художественными материалами по выбору Познакомятся:
с традициями проведения маскарадов и карнавалов; с произведениями художника К. Сомова.
Научатся: создавать образ своего персонажа в карнавальном костюме; конструировать карнавальный костюм; выражать собственное мнение о произведениях изобразительного искусства Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о карнавалах и маскарадах, контрастных триадах; регулятивные – научатся выполнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, вносить необходимые дополнения и коррективы; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства 20.01 19 Рисование на тему «Дорогая моя столица». Постановка и решение учебной задачи Жанр пейзажа. История развития Москвы в картинах русских художников. Художественно-выразительные средства, используемые художником (пятно, мазок, колорит, композиция). Теплая и холодная цветовые гаммы. Мультимедийная презентация Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 64–67). Просмотр мультимедийной презентации. Художественный анализ произведений изобразительного искусства.
Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему Познакомятся:
с расширенной информацией о пейзаже как жанре изобразительного искусства, художественно-выразительных средствах.
Научатся: выполнять композицию на заданную тему; передавать в рисунке настроение; уверенно работать красками Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о технике рисования, о пейзаже, художественно-выразительных средствах живописи; регулятивные – научатся планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства https://yandex.ru/images/search?text=рисование 27.01 20 Рисование на тему «Звери и птицы в городе». Постанов-ка и решение учебной задачи Анималистический жанр; творчество художников-анималистов (Е. Чарушин, Г. Савицкий и др.). Правила линейно-конструктивного построения изображений птиц и зверей. Наброски. Композиция. Мультимедийная презентация Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 68–69). Просмотр мультимедийной презентации.
Художественный анализ произведений изобразительного искусства.
Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему по выбору Познакомятся:
с расширенной информацией о жизни зверей и птиц зимой, об анимали-стическом жанре.
Научатся: выполнять наброски птиц и зверей, используя правила линейно-конструк-тивного построения, составлять из наб-росков композиции на заданную тему; использовать различные приемы работы с художест-венными материалами Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об анималистическом жанре, последовательности рисования птиц и зверей; регулятивные – научатся выполнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, вносить необходимые дополнения и коррективы; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства, проявление заботы по отношению к животным https://yandex.ru/images/search?text=Рисуем 03.02 21 Художественное конструирование и дизайн. Лепка. «Терем расписной». Постанов-ка и решение учебной задачи Русское деревянное зодчество; виды теремов; приемы лепки с использованием готовых форм; творчество выдающегося русского художника В. М. Васнецова; дом-музей Васнецова; царский дворец в Коломенском. Мультимедийная презентация Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 70–73). Просмотр мультимедийной презентации.
Художественный анализ произведений изобразительного искусства.
Индивидуальное и коллективное выполнение работы на заданную тему Познакомятся:
с приемами лепки с использованием готовых форм; творчеством художника В. М. Васнецова; архите-ктурой царского дворца в Коломен-ском.
Научатся: работать с пластилином; эмоционально-цен-ностному восприя-тию произведения изобразительного искусства, работать в коллективе Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о технике лепки из пластилина, русском зодчестве; регулятивные – научатся удерживать цель деятельности до получения результата, планировать решение учебной задачи, корректировать свою деятельность; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, адекватно оценивать свою роль в коллективной деятельности. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, мотивируют свою деятельность, применяют правила делового сотрудничества, сориентиро-ваны на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства 10.02 22 Иллюстрирование «Создаем декорации».
Постанов-ка и решение учебной задачи Роль художника в постановке спектакля. Декорация, принципы ее оформления; роль декораций в постановках спектаклей. Работы известных художников В. Васнецова, В. Поленова, В. Серова, М. Врубеля, Н. Рериха в театре. Современные театральные декорации. Мультимедийная презентация Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 74–77). Просмотр мультимедийной презентации.
Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему Познакомятся:
с информацией о роли декораций в постановках спектаклей; с сутью понятия «декорация»; с именами русских художников-декораторов. Научатся: выполнять декорацию к конкретному спектаклю; использовать различные приемы работы с художественными материалами Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о декорациях, художественно-выразительных средствах, используемых художниками в эскизах декораций; регулятивные – научатся адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства 17.02 23 Рисование на тему «Великие полководцы России». Постановка и решение учебной задачи Батальный жанр в изобразительном искусстве, памятники воинам-защитникам. Великие полководцы России. Творчество П. Корина, В. Сурикова, А. Кившенко. Композиция в картине. Роль цвета в живописи. Мультимедийная презентация Эвристическая беседа. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Просмотр мультимедийной презентации.
Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему Познакомятся:
с творчеством художников батального жанра.
Научатся: составлять компо-зицию на заданную тему с соблюдением законов ее построе-ния; работать с художественными материалами, соблюдать при построении компо-зиции ее законы; проявлять интерес и уважение к защитни-кам Отечества Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о языке изобразительного искусства; регулятивные – научатся адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке; коммуникативные – овладеют способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства, проявление патриотических чувств, уважения к истории страны 24. 02 24 Декоративное рисование. «Красота в умелых руках». Постановка и решение учебной задачи История павловопосадского промысла. Технология выполнения росписи на шали и особенности рисунка. Доски-манеры. Ручная набойка. Набивные шали. Узоры на павловопосадских платках Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 82–83). Просмотр мультимедийной презентации.
Художественный анализ произведений изобразительного искусства.
Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему Познакомятся:
с историей павловопосадского промысла, особенностями росписи шалей, технологией их изготовления.
Научатся: выполнять эскиз узора для салфетки в стиле павловопосадской росписи; выполнять набойку на ткани Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о павловопосадском промысле, технологии росписи шалей; регулятивные – научатся планировать алгоритм действий, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в схемах; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусстваhttps://yandex.ru/images/search?text=Рисуем 03.03 25 Рисование по памяти «Самая любимая». Постановка и решение учебной задачи Тема материнства в творчестве П. Пикассо, А. Пластова, К. Петрова-Водкина, Рембрандта. З. Серебряковой. Портрет. Иконопись. Рисование человека.
Мультимедийная презентация Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 84–87) и мультимедийную презентацию.
Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему Познакомятся:
с иконописью, темой материнства в живописи.
Научатся: правильно определять и изображать форму, пропорции, конструктивное строение лица человека; находить необходимый цвет для живописного решения; выражать собственное мнение о произведениях искусства Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о последовательности рисования человека, пропорций человеческой фигуры, находить решение творческих проблем; регулятивные – научатся выполнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, вносить необходимые дополнения и коррективы; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства 10.03 26 Художественное конструирование и дизайн «Подарок маме – открытка» Постановка и решение учебной задачи История праздника 8 Марта. История появления открытки. Многообразие видов открыток по назначению и оформлению. Конструирование и оформление поздравительных открыток. Смешанная техника Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 88–89). Просмотр мультимедийной презентации.
Художественный анализ произведений изобразительного искусства.
Индивидуальное выполнение открытки с использованием материалов по выбору Познакомятся:
с историей появления открытки и ее многообразием по назначению и оформлению.
Научатся: изготавливать открытки в смешанной технике Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об открытке, находить решение творческой проблемы; регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою работу на уроке, адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельностиhttps://yandex.ru/images/search?text=Рисуем 17.03 27 Иллюстрирование «Забота человека о животных». Постановка и решение учебной задачи Картина весны в произведениях художников. Понятия «колорит», «теплые цвета», «холодные цвета», «гармония цвета». Построение рисунка с изображением зайца в разных положениях. Иллюстрация к литературному произведению Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 90–93). Просмотр мультимедийной презентации. Художественный анализ произведений изобразительного искусства.
Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему Познакомятся: с произведениями живописи.
Научатся:
рисовать зайца в разных положениях, создавать композицию на заданную тему; выражать собственное мнение о произведениях изобразительного искусства Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о последовательности рисования животных, человека, поиск решения творческих проблем; регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать собственную деятельность, корректировать ее в процессе работы, выполнять пооперационный и итоговый контроль; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.Личностные: сориентированы на желание участвовать в обсуждении техники изобразительного искусства 24.03 28 Рисование на тему «Полет на другую планету». Постановка и решение учебной задачи Космос, планеты, космические кора-бли, космонавты. Творчество Ван Гога. Особенности работы пастелью, мелками, создание композиции на заданную тему в соответствии с правилами ее
построения, работа карандашом и пастелью (мелка-ми); творческое воображение. Мультимедийная презентация
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 96–97). Просмотр мультимедийной презентации.
Художественный анализ произведений изобразительного искусства.
Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему Познакомятся:
с расширенной информацией о космосе и космических аппаратах.
Научатся: работать пастелью или мелками, создавать композицию на заданную тему в соответствии с правилами ее построения Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о космосе, активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для выражения своих чувств с помощью цвета; регулятивные – научатся выполнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства 07.04 29 Рисование по представлению «Головной убор русской красавицы». Постановка и решение учебной задачи Русский женский национальный костюм. Виды головных уборов для женщин. Творчество художника К. Маковского. Портрет. Пропорции лица человека. Мультимедийная презентация Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 98–101). Просмотр мультимедийной презентации.
Художественный анализ произведений изобразительного искусства.
Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему Познакомятся:
с творчеством художника К. Маковского; узнают о деталях русского женского костюма.
Научатся: создавать в рисунках образ женщины в кокошнике; анализировать произведения живописи и выражать собственное мнение; работать красками
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о технике рисования портрета; регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; коммуникативные – овладеют способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства 14.04 30 Иллюстрирование «Рисуем сказки А. С. Пушкина». Постановка и решение учебной задачи Иллюстрации детских сказок. Сказка в произве-дениях русских художников.Пост-роение компози-ции рисунка. Сю-жет. Содержание рисунка. Выделе-ние главного мо-мента содержания сказки в рисунке. Мульти-медийная презентация Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 102–107). Просмотр мультимедийной презентации.
Художественный анализ произведений изобразительного искусства.Индиви-дуальное выполне-ние рисунка на заданную тему Познакомятся:
с творчеством русских художни-ков, писавших иллю-страции к сказкам.
Научатся: выделять наиболее интерес-ные и впечатляющие моменты в сюжете сказки, соблюдать последовательность выполнения рисунка Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источ-ников, расширяющей и дополняющей представле-ние о выразительных возможностях композиции; регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в учебнике; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклас-сниками, отвечать на вопросы, делать выводы.Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эстетическое восприятие произведений художников и рисунков одноклассниковhttps://yandex.ru/images/search?text=Рисуем 21.04 31 Рисование с натуры «Весенняя веточка». Постановка и решение учебной задачи Пространственное положение цветущей ветки. Определение и изображение формы ,пропор-ции, конструктив-ного строения, локального цвета. Анализ пропор-ции, очертания и цветовой окраски веточки. Красота весенней природы родного края. Мультимедийная презентация Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.108–109). Просмотр мультимедийной презентации.
Художественный анализ произведений изобразительного искусства.
Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему Познакомятся: с картинами художников на тему весенней природы; приемами рисования веточки в графике и живописи.
Научатся: передавать пространство в рисунке; рисовать цветущую веточку, используя графические и живописные материалы Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источ-ников, расширяющей и дополняющей представле-ние о технике рисования, активно использовать язык изобразительного искусства; регулятивные – научатся анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выде-лять этапы и оценивать меру усвоения каждого, находить ошибки и устанавливать их причины, корректировать работу; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотруд-ничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентиро-ваны на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства 28.04 32 Рисование на тему «Праздничный салют». Постановка и решение учебной задачи История появления салюта. Фейерверк. Праздничные салюты в России. Салют Победы. Понятие «граттаж» и материалы для работы в этой технике Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 110–111). Просмотр мультимедийной презентации.
Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему Познакомятся:
с историей возникновения фейерверков; с техникой работы в стиле граттажа.
Научатся: выполнять рисунок в технике граттажа; адекватно анализировать свои работы и работы одноклассников Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о технике рисования, активно использовать язык изобразительного искусства; регулятивные – научатся выполнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения откло-нений и отличий от эталона; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудни-чать с учителем, одноклассниками, отвечать на во-просы, делать выводы. Личностные: имеют моти-вацию к учебной и творческой деятельности, сори-ентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства https://yandex.ru/images/search?text=Рисуем 05.05 33 Рисование на тему «Красота моря. Облака». Постановка и решение учебной задачи Морской пейзаж. Художники-маринисты: И. Айвазовский, П. Синьяк, К. Моне.
Мультимедийная презентация «Морская тема в изобразительном искусстве» Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 112–119) и мультимедийную презентацию.
Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему Познакомятся:
с творчеством художников-мари-нистов.
Научатся: выражать свое отношение к произ-ведению искусства, соблюдать последо-вательность выпол-нения рисунка, работать гуашью, смешивать краски Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о жанрах изобразительного искусства, выражать свое отношение к произведе-нию искусства; регулятивные – научатся оценивать свою работу на уроке, адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклас-сниками, отвечать на вопросы, делать выводы 12.05 34 Рисование на тему «Пусть всегда будет солнце…». Постановка и решение учебной задачи Ознакомление с особым типом музеев. Музеи-усадь-бы «Поленово», «Пенаты». Художественные музеи нашей страны Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 120–123) и мультимедийную презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства Познакомятся:
с художественными музеями-усадьбами.
Научатся: анализировать произведения изобразительного искусства и высказывать свое мнение о них Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся анализировать художественные произведения, осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о технике рисования; регулятивные – научатся анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру усвоения каждого, находить ошибки и устанавливать их причины, корректировать работу; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы 19.05 35 Праздник «В каждом рисунке солнце». Выставка рисунков итоговый Чтение стихов, песен. Выставка рисунков 26.05 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целевая ориентация рабочей программы в практике образовательного учреждения
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 3 классе учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают окружающий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной «Изобразительное искусство. 3 класс» (М.: Дрофа, 2013) в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями основной образовательной программы общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:1. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 1–4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин [и др.]. – 4-е изд., дораб. – М. : Дрофа, 2011.
2. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 3 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин. – 13-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2013.
3. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 3 класс : рабочая тетрадь / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М. : Дрофа, 2011.
4. Ломов, С. П. Изобразительное искусство. 3–4 классы : методическое пособие к учебникам В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. – М. : Дрофа, 2011.
Цели и задачи курса
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
 воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
 развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
 освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
 овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
 совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
 развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
 формирование навыков работы с различными художественными материалами.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
Рабочая программа включает разделы, предложенные авторской программой:
 рисунок, живопись (рисование с натуры, рисование на темы) (18 ч);
 декоративная работа (9 ч);
 скульптура (3 ч);
 восприятие произведений искусства (4 ч).
Обучение в третьем классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры. Задача учителя – помочь ребенку научиться видеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства; обращается особое внимание на роль художников в жизни человека.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, к изучению искусства и является необходимым условием формирования их личности.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане в 3 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий, представленная в табличной форме ниже.
Характеристика деятельности учащихся
В течение учебного года учащиеся должны углубить свои знания о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира
и усвоить:
 доступные сведения об известных центрах народных художественных промыслов (Хохлома, Жостово, Полхов-Майдан и т. д.);
 элементарные приемы перспективного построения изображений – уменьшающихся в удалении реки, дороги, сознательное использование приемов загораживания;
 начальные сведения о приемах росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана;
 правила смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
 выражать свое отношение к произведению искусства (понравилось или нет, что конкретно, какие чувства вызывает картина);
 чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
 сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
 правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
 выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
 соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
 чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
 выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
 использовать особенности силуэта, ритма в полосе, прямоугольнике, круге;
 творчески использовать приемы народной росписи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками) в изображении декоративных цветов и листьев;
 использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
расписывать готовые изделия согласно эскизу;
применять навыки декоративного оформления в аппликации, плетении, вышивке, в изготовлении игрушек на уроках технологии.
Материально-техническое обеспечениеобразовательного процесса
Дополнительные пособия для учителя:
1. Азбука народных промыслов. 1–4 классы : дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост. И. А. Хапилина. – Волгоград : Учитель, 2010.
2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник : кн. для учащихся / А. Д. Алехин. – М. : Просвещение : Владос, 1994.
3. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты / Г. В. Беда. – М. : Просвещение, 1989.
4. Ватагин, В. А. Изображение животного. Записки анималиста / В. А. Ватагин. – М. : Сварог и К, 1999.
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологич. очерк : кн. для учителя / Л. С. Выготский. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991.
6. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учеб. пособие для вузов / С. Е. Игнатьев. – М. : Академический Проект : Фонд «Мир», 2007.
7. Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приемам художественно-творческой деятельности / авт.-сост. О. В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2009.
8. Изобразительное искусство. 1–4 классы : упражнения, задания, тесты / авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград : Учитель, 2009.
9. Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / А. В. Пожарская [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010.
10. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников : описание опыта, конспекты уроков. 1–6 классы / авт.-сост. С. А. Казначеева, С. А. Бондарева. – Волгоград : Учитель, 2009.
11. Ильченко, М. Методическое пособие по городецкой росписи / М. Ильченко. – М. : ИД «Грааль», 2002.
12. Кузин, В. С. Изобразительное искусство в начальной школе / В. С. Кузин [и др.]. – М. : Дрофа, 2004.
13. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методы его преподавания в школе : учебник для студентов средних специальных и художественных факультетов педагогических институтов и университетов / В. С. Кузин. – М., 1998.
14. Кузин, В. С. Психология живописи : учеб. пособие для вузов / В. С. Кузин. – М., 2005.
15. Ростовцев, Н. Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка / Н. Н. Ростовцев. – М. : Просвещение, 1982.
16. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методы его преподавания в начальной школе : учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Н. М. Сокольникова. – М., 2006.
17. Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе / А. С. Хворостов. – М., 1981.
Интернет-ресурсы:
 Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
 Единая коллекция ЦОР. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
 Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru
 Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.su
 Педсовет.org. Всероссийский интернет-педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org
 Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа : http://www.school.edu.ru
 Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru
 http://moikompas.ru/tags/plastilin
 http://www.vasnecov.ru
Средства обучения
1. Наглядные пособия.
Произведения изобразительного искусства:
Айвазовский И. Феодосия. Закат солнца.
Бах Р. Памятник А. С. Пушкину.
Белых А. Кострома.
Бенуа А. Баба Яга.
Билибин И. Иллюстрации к сказкам.
Богоматерь Владимирская. Икона.
Брюллов К. Автопортрет.
Бучкин П. Углич. Первый снег.
Васильев Ф. Мокрый луг; Перед грозой; Кучевое облако; После грозы.
Васнецов А. Основание Москвы; Красная площадь начала XVII века.
Васнецов В. Богоматерь с Младенцем. Роспись; Снегурочка; Баба Яга.
Васнецов Ю. Иллюстрации к книгам.
Ватто А. Голова молодой женщины в профиль.
Врубель М. Натюрморт: подсвечник, графин, стакан.
Герасимов А. Кремль. Кутафья башня; Капли дождя.
Герасимов С. Лед прошел.
Гоген П. Студийные зарисовки.
Горбатов Г. Новгород. Пристань.
Грицай А. В Жигулях. Бурный день.
Дейнека А. Эскиз плафона Центрального театра Российской армии.
Дубовской Н. Родина.
Дюрер А. Крыло голубого зимородка.
Ефимов И. Кошка с шаром.
Жуков Н. Сестра и брат.
Жуковский С. Кусково. Малиновая гостиная; Плотина.
Игошев В. Моя Родина.
Иванов А. Ветка; Набросок коня.
Каменский Ф. Молодой скульптор.
Конашевич В. Иллюстрация к сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Коровин К. Москворецкий мост.
Крымов А. Деревенский пейзаж.
Куинджи А. Полдень. Стадо в степи; Облака.
Куприн А. Зима. Москва.
Левитан И. Гумно. Сумерки; Озеро. Русь; Бурный день; Вечер на Волге; Буря – дождь.
Леонардо да Винчи. Наброски коня.
Лиотар Ж. Шоколадница.
Мане К. Портрет госпожи Гийоме.
Микешин М., Шредер И. и др. Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде.
Моне К. Скалы в Бель-Иле.
Мочальский М. Псков.
Мухина В. Рабочий и колхозница.
Нарбут Г. Иллюстрации к басне И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», сказке В. А. Жуковского «Как мыши кота хоронили».
Нисский Г. Подмосковье. Февраль.
Орлов С. Сюжет из сказки П. П. Ершова «Конек-Горбунок».
Орлов С., Антропов А., Штамм Н. Памятник Юрию Долгорукову.
Оссовский П. Московский Кремль зимой.
Павлов С. Натюрморт.
Петровичев П. Ростов Ярославский.
Петров-Водкин К. Мать.
Пикассо П. Мать и дитя.
Пименов Ю. Новая Москва.
Пластов А. Мама; рисунки животных.
Поленов В. Белая лошадка. Нормандия; Московский дворик.
Рафаэль. Сикстинская мадонна; Мадонна Альба.
Рембрандт. Святое семейство. Старик в кресле; Лежащий лев; Слоны.
Репин И. Отдых. Этюд; Портрет И. С. Остроухова.
Ромадин Н. Жигули – моя родина; У сельсовета.
Рудаков К. Иллюстрации к сказкам.
Руднев Л., Абросимов П. и др. Главное здание Московского государственного университета.
Саврасов А. Вид на Московский Кремль. Весна.
Серов В. Рабочие с тачками; Борзые.
Синьяк П. Гавань в Марселе.
Судейкин С. Натюрморт.
Суриков В. Минусинская степь.
Ткачев А., Ткачев С. Матери; Отец; Дождик.
Толстой Ф. Стрекоза.
Тройон К. Отправление на рынок.
Трубецкой П. Девочка с собакой. Друзья.
Фирсов И. Юный живописец.
Шевченко Т. У Киева.
Шилунь Цзян. Полевые ирисы.
Шишкин И. Облака над рощей; «Среди долины ровныя…»; Последние лучи.
Щедрин С. Берег Сорренто с видом на остров Капри.
Эрьзя С. Женский портрет.
Юон К. Раскрытое окно; Голубой куст; Конец зимы. Полдень.
Яблонская Т. Хлеб.
Народные игрушки. Современные технические игрушки. Жостовские подносы. Русское кружево и вышивка. Декоративные ткани. Творчество мастеров родного края.
2. Печатные пособия.
 Комплект таблиц. Искусство. Введение в цветоведение (16 таблиц). – М. : Спектр, 2007.
 Комплект таблиц. Искусство. Основы декоративно-прикладного искусства (12 таблиц). – М. : Спектр, 2007.
 Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство : учебно-наглядное пособие для учащихся 1–4 классов (папка) / Е. И. Коротеева. – М. : Просвещение, 2009.
 Кузин, В. С. Художники в начальной школе : дидактическое пособие / В. С. Кузин, П. Ю. Коваленко. – М. : Дрофа, 2010.
3. Модели и натурный фонд.
 Гербарии.
 Гипсовые геометрические тела.
 Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
 Муляжи фруктов и овощей.
4. Информационно-коммуникативные средства.
 Аудиозаписи. Классическая музыка.
 Живопись акварелью. Базовый уровень [Электронный ресурс] : энциклопедия. – М. : Полезное видео, 2010. – 1 электрон. опт. диск (DVD).
 Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс] : мультимедийное УМК. – М. : ООО «Кирилл и Мефодий», 2009. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
 Овощи. Фрукты [Электронный ресурс] : наглядно-дидактический материал. – Волгоград : Учитель, 2010. – 1 электрон. опт. диск (СD).
 Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства [Электронный ресурс] : энциклопедия. – М. : Изд-во «1С: Мультимедиа», 2010. – 1 электрон. опт. диск (СD).
 Познавательная коллекция. Энциклопедия [Электронный ресурс]. – М. : Изд-во «1С: Мультимедиа», 2010. – 1 электрон. опт. диск (СD).
 Секреты живописи для маленьких художников (возраст от 4 до 10 лет) [Электронный ресурс]. – М. : Media 2000, 1999–2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM «Форма»).
5. Технические средства обучения.
 Компьютер.
 Мультимедийный проектор.
 Экран проекционный.
 Принтер.
 Интерактивная доска.
 DVD.
 Музыкальный центр.
6. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала, мольберт.