Дисциплина Гигиена и экология человека. Практическое занятие по теме: Санитарно- гигиеническая оценка зданий ЛПУ.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Практическое занятие
по дисциплине: Гигиена и экология человека
Раздел 1. Основные положения гигиены и экологии
Тема: Санитарно- гигиеническая оценка зданий ЛПУ.
Специальность: 34. 02. 01. Сестринское дело Курс: 2
(базовый уровень подготовки)

Купино
2016
Рассмотрена на заседании
предметно - цикловой методической комиссии
________________________________________
Протокол____ от_____________ 2016________ г.
Председатель _____________/_ Андреева Н. М./
Автор - составитель: преподаватель дисциплины «Гигиена и экология человека». Квалификационная категория – нет. Романькова Надежда Сергеевна.
Пояснительная записка
К методической разработке по Теме: Санитарно- гигиеническая оценка зданий ЛПУ.
Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования умений по теме: Санитарно- гигиеническая оценка зданий ЛПУ.
В ходе практического занятия студенты закрепляют полученные умения о санитарно- гигиенической оценки зданий ЛПУ.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к умениям по ФГОС III поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности: 34. 02. 01. Сестринское дело (базовый уровень подготовки).
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен уметь:
Давать санитарно- гигиеническую оценку факторам окружающей среды;
Проводить санитарно- гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней;
Проводить гигиеническое обучение и воспитание населения.
ПК 5.3.Осуществлять паллиативную помощь.
ПК 5.6. Оформлять медицинскую документацию.
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности.
ОК 10.Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства
по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Контроль знаний», (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2), «Физкультминутка» (приложение №3) «Самостоятельная работа студентов» (приложение№4), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№5), Подведение итогов (приложение №6).



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Санитарно- гигиеническая оценка зданий ЛПУ.
Место проведения кабинет.
Продолжительность проведения занятия 90 минут.
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 04.
Цели занятия:
1. Образовательная: Знать гигиенические требования к микроклимату и санитарно- технические благоустройства ЛПУ. Уметь оценивать освещение помещений, водоснабжение, газоснабжение, канализация, сбор, удаление и утилизация отходов.
ПК5.3. ПК5.6.
2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения.
3. Развивающая: Повышение мотивации к учебе. Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.
Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен уметь:
Давать санитарно – гигиеническую оценку факторам окружающей среды,
Проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней,
проводить гигиеническое обучение и воспитание населения;
Междисциплинарная интеграция:
Обеспечивающие: Анатомия и физиология человека, Здоровый человек и его окружение, Основы микробиологии и иммунологии. Обеспечиваемые: ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий, ПМ 02. Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах, ПМ 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными.
Внутри дисциплинарные связи: Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы. Гигиенические принципы организации ЗОЖ. Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения.
Методическое обеспечение занятия: Вопросы для контроля знаний, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала.
Самостоятельная работа: конспект лекции, работа с учебным текстом
Перечень литературы: Ю. П. Пивоваров, В.В. Королик, Л. Г. Подунова Учебник. Москва 2012 Гигиена и экология человека.
Дополнительная: Л.Ю. Трушина, А.Г. Трушина, Л.М. Демьянова. Учебник. Гигиена и экология человека.
Л.Ю. Трушина, А.Г. Трушина, Л.М. Демьянова. Учебник. Общая гигиена с основами экологии человека.
В..А. Тутелян, Г. Г. Онищенко. Государственная политика здорового питания населения: задачи и пути реализации на региональном уровне: учебное пособие. – 2008. -257с.




Ход занятия
Основные этапы
занятия. Коды формируемых
компетенций Ориентировочное время Содержание этапа. Методическое обоснование
1. Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность 2 мин. Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста 3 мин. Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3. Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1)
Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию 15 мин. Использование активных форм опроса с указанием цели:
-фронтальный опрос с целью определения уровня знаний
-индивидуальный опрос
4. Изложение нового материала (приложение №2)
Цель- сформировать умения применения приемов психологической само регуляции 40 мин
Словесный, (вербальный) метод обучения.
5. Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению
Цель: организовать студентов для самостоятельной работы 2мин Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: в форме заполнения индивидуальных карт
6. Самостоятельная работа студентов по (приложение №4)
Цель: сформировать умения применения приемов психологической само регуляции 10 мин. Выполнение студентами заданий в рабочей тетради.
Физкультминутка
(приложение №3)
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей 3 мин Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
6. Осмысление и систематизация полученных знаний
(приложение №5)
Цель: систематизировать и закрепить полученные знания и умения 10 мин. Закрепление материала
7. Подведение итогов (приложение №6)
3 мин. Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.
8. Задание на дом мин. Самостоятельная работа: Стр.256-268. Решение ситуационных задач.
Всего 90 мин Приложение№1.
Фронтальный опрос.
Перечислить общие требования к обеспечению качества больничной среды?
Назвать требования к микроклимату ЛПУ.
Определить уровень естественного освещения?
Внутрибольничные инфекции и их предупреждение?
Причины, способствующие сохранению высокого уровня заболеваемости ВБИ?
Назвать пути передачи ВБИ?
Каковы основные требования, предъявляемые к строительству и эксплуатации ЛПУ разного профиля?
Приложение№2.
Санитарно- гигиеническая оценка зданий ЛПУ.
Размещение больниц в черте населенного пункта зависит в первую очередь от профиля. Современные многопрофильные больницы оказывают медицинскую помощь не только госпитализированным больным, но и проживающему населению, так как имеют в своем составе поликлиническое отделение, отделение экстренной медицинской помощи, родильное отделение. Это диктует необходимость максимально приблизить больницу к обслуживаемому населению.
Согласно СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", лечебные учреждения должны располагаться в селитебной, зеленой или пригородной зонах в соответствии с генеральным планом населенного пункта.
Женские консультации, стоматологические поликлиники, дневные стационары можно размещать в жилых и общественных зданиях, в пределах пешеходной доступности (1,5-2,0 км), вблизи улиц и дорог с общественным транспортом. При таком размещении помещения ЛПУ должны быть отделены от основного здания капитальной стеной и иметь самостоятельные системы вентиляции канализации и отдельный вход для пациентов. Не допускается размещать в жилых и общественных зданиях дневные стационары дерматовенерологического, психиатрического, инфекционного и туберкулезного профилей.
Специализированные больницы мощностью свыше 1000 коек для длительного пребывания больных, а также стационары с особым режимом (туберкулезные, психиатрические и др.) необходимо располагать в пригородной зоне, по возможности в зеленых массивах, с соблюдением разрывов от селитебной зоны не менее 1000 м.
Место предполагаемого строительства ЛПУ должно максимально соответствовать гигиеническим требованиям. Выбирают и отводят наиболее благоприятные по своим природным условиям участки, расположенные на возвышенном, сухом месте (уровень стояния грунтовых вод не выше -2,0 м). Местность должна иметь уклон, что способствует оттоку ливневых вод.
Участок должен быть удален от промышленных предприятий, крупных транспортных магистралей, аэропортов и других источников шума, пыли и газовых выбросов, с подветренной стороны от промышленных предприятий.
При размещении в черте города лечебные корпуса должны находиться не ближе 30-50 м от жилых и общественных зданий. Не допускается строительство ЛПУ в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий, на участках бывших свалок, на территориях, загрязненных радиоактивными и химическими веществами. Планировка больничного участка должна обеспечивать наиболее благоприятные условия инсоляции палат и территории, а также максимально защищать здание и палаты от шума.
На территории участка выделяют несколько функциональных зон:
- административно-поликлиническую;
- лечебных корпусов;
- зону радиологического корпуса;
- садово-парковую;
- хозяйственную;
- патологоанатомическую.
Зоны разделяются между собой полосой зеленых насаждений не менее 15 м.
Гигиенические требования к санитарно- техническому благоустройству ЛПУ.
Все палаты должны иметь достаточное естественное освещение и обязательно освещаться прямыми солнечными лучами. Окна палат рекомендуется ориентировать на юг либо юго-восток. При этом койки в палатах целесообразно размещать параллельно светонесу-щей стороне.
Исходя из требований к инсоляции, выделяют три группы больничных помещений. К первой группе относятся помещения, которые должны хорошо инсолироваться и в то же время защищаться от перегрева. Это палаты и помещения дневного пребывания больных. Целесообразна южная и юго-восточная ориентация, для районов севера (55° с. ш.) допускается и юго-западная ориентация.
Вторая группа - это помещения, в которых инсоляция не показана из-за слепящего эффекта (операционные, перевязочные, лаборатории, секционные) или из-за перегрева (морги, пищеблоки). В этих помещениях должна предусматриваться ориентация на север или северо-восток.
К третьей группе относятся помещения, к инсоляции которых не предъявляются особые требования, однако они тоже не должны перегреваться (административные, физиотерапия, подсобные). Ориентация их также предусматривается на север, северо-восток. В основных функциональных помещениях ЛПУ, учитывая значимость естественной освещенности, устанавливаются по сравнению с жилыми и общественными зданиями повышенные значения КЕО (0,8-1,6 %), что достигается при отношении площади остекления к площади пола в палатах 1: 5, а в операционных - 1: 3.
Особую значимость в формировании больничной среды имеют системы отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции, удаления твердых отходов. Микроклимат определяется тепловым состоянием среды и зависит от температуры, влажности, подвижности воздуха и температуры ограждающих поверхностей. Комфортный микроклимат обеспечивается системами вентиляции и отопления.
Системы отопления должны обеспечить регламентируемую температуру воздуха и равномерное нагревание его в течение суток, исключать загрязнение воздуха и быть удобными для уборки. В стационарах, как правило, предусматривается центральное отопление, водяное с температурой воды в нагревательных приборах не более 85 °С.
В большей степени гигиеническим требованиям отвечают системы лучистого (панельного) отопления. Лучистое отопление рекомендуется для помещений асептических - операционных, родовых, палат для новорожденных, ожоговых, инфекционных и т. д.
Особое гигиеническое значение в ЛУ имеет правильно организованная система вентиляции, так как она обеспечивает удаление избыточного тепла и влаги, вредных газов, аэрозолей, микроорганизмов. Как правило, в ЛПУ используется обще обменная вентиляция с механическим побуждением. Автономные системы вентиляции и кондиционирования устраиваются в операционных, реанимации, палатах интенсивной терапии, рентгенологических отделениях, лабораториях, а также в боксах и полубоксах. Воздух, подаваемый приточными установками, должен быть профильтрован, а в асептических помещениях (операционной) дополнительно очищен в бактериологических фильтрах. В холодное время года воздух должен подогреваться до комнатной температуры. Вентиляция в ЛПУ должна исключать перетекания воздушных масс из "грязных" зон в "чистые".
Приложение №4.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 1.
При исследовании микроклиматических условий в 3-коечной палате площадью 21 м 2 (при глубине 5,5 м и высоте 3,5 м) терапевтического отделения больницы получены следующие данные: - показания термометра, размещённого на светонесущей (наружной) стене, равнялись 20,50С, размещённого на противоположной (внутренней) стене 220С, на внутренней боковой стене (на расстоянии 3 м от светонесущей стены) - 21,50С. Все измерения производили на высоте 1 м от пола. Перепады температуры по вертикали составили 10С на каждый метр высоты палаты. Относительная влажность воздуха, измеренная аспирационным психрометром, составила 20%, скорость движения воздуха в центре палаты - 0,05 м/с. (Нормативные документы: СанПиН 2.1.3.1375 - 03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров».
ЗАДАНИЕ А. Дайте гигиеническое заключение по приведенной ситуации.
Б. Ответьте на следующие вопросы: Правильно ли производили измерения микроклиматических параметров? Если есть ошибки, отметить их. Какие показатели термометрии следует использовать для оценки средней температуры воздуха в палате? Определить и оценить перепады температуры воздуха в палате по горизонтали и вертикали. Какая физиологическая функция организма в наибольшей степени зависит от микроклиматических условий? Какие теплоощущения будут преобладать при данных параметрах микроклимата? Какой из способов теплоотдачи будет преобладать при данном микроклимате? Какую роль играет влажность воздуха в процессах теплоотдачи? Какое значение имеет скорость движения воздуха в помещении? Какими способами можно регулировать микроклиматические условия в помещениях? Какие варианты микроклиматических условий предпочтительнее для больных со склонностью к повышенному артериальному давлению (тёплые или прохладные)? Какие варианты микроклиматических условий предпочтительнее для больных со склонностью к пониженному артериальному давлению (тёплые или прохладные)? Какой способ теплоотдачи будет преобладать при комфортных условиях микроклимата? 5 Дайте рекомендации по улучшению микроклиматических условий в данной палате.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
А. Поскольку средняя температура воздуха в палате измерена с нарушением правил (на высоте 1 м от пола, а не положенных 1,5 м) необходимо провести коррекцию этого показателя. Из условий задачи известно, что перепады температуры по вертикали составляют 10С на каждый метр и, следовательно, на уровне 1,5 м средняя температура составит 21,50С + 0,50С = 220С. Эта величина превышает норму для палат (18-200С). При повышенной средней температуре и пониженной влажности воздуха (20%) у больных, находящихся в исследуемой палате, будет преобладать отдача тепла способом испарения, вследствие чего механизмы терморегуляции будут работать с напряжением. У больных будет ощущение теплового дискомфорта. Испарение влаги может приводить к обезвоживанию организма, повышенной сухости слизистых оболочек дыхательных путей и увеличению чувства жажды. Пониженная скорость движения воздуха (0,05 м/с) снижает возможности теплоотдачи способом тепло проведения и испарения.
Б. 1. Микроклиматические условия в исследуемой палате не комфортны и при исследовании их имеют место недостатки, в частности: Измерения температуры воздуха произведены не совсем правильно, вследствие чего результаты следует считать заниженными. Температуру воздуха у наружной стены следует измерять на некотором расстоянии от неё (10-15 см). Кроме того, все измерения температуры (кроме перепадов по вертикали) нужно было измерять на высоте 1,5м от пола. Поскольку в соответствии с условиями задачи в данной палате температуру воздуха измеряли на высоте 1 м, а перепад температуры по вертикали составил 20 /м, полученный результат измерения следует увеличить на 1 0. 1. Для оценки средней температуры воздуха в палате следует использовать показания термометра, размещенного на внутренней боковой стене в середине палаты (на высоте 1,5м). С учетом поправки на высоту измерения средняя температура воздуха в данной палате будет равна 22,50С (результат измерения на внутренней стене в середине палаты на высоте 1 м (21,50С) + 10 – поправка на высоту). 2. Перепады температуры воздуха в палате по горизонтали (1,50С) и вертикали (20С/м) - в пределах допустимых (20С и 2,50С соответственно). Если учесть, что измерение температуры воздуха у наружной стены было произведено с нарушением правил (непосредственно у стены), то при правильном измерении (в 10 см от стены) температура будет несколько выше, а, следовательно, перепад ее по горизонтали окажется еще меньше. 3. В наибольшей степени микроклиматические условия оказывают влияние на физическую терморегуляцию организма, снижая или увеличивая теплоотдачу с поверхности тела, и опосредованно на химическую терморегуляцию, снижая или увеличивая интенсивность обменных процессов в организме (выработку тепла). 4. При данных микроклиматических условиях в палате будет душновато (повышенная средняя температура и малая скорость движения воздуха). 5. В результате повышенной температуры и низкой влажности воздуха при данных микроклиматических условиях будет преобладать отдача тепла способом испарения, поскольку при высокой температуре воздуха и, соответственно, окружающих предметов отдача тепла способами проведения и излучения будут снижены. 6. Способом испарения отдаётся значительное количество тепла, а от степени влажности воздуха будет зависеть интенсивность испарения с поверхности тела. При высокой влажности воздуха испарение будет затруднено, при низкой - будет происходить интенсивно. 7. При высокой скорости движения воздуха увеличивается отдача тепла способом проведения (конвекция) и усиливается испарение с поверхности тела, т.е., как правило, при увеличении скорости движения воздуха теплоотдача увеличивается (и наоборот). Кроме того, движение воздуха в помещении является показателем наличия вентиляции (воздухообмена). Малая скорость движения воздуха (менее 0,2 м/с) свидетельствует о слабом воздухообмене, а высокая скорость движения (более 0,5 м/с) вызывает неприятные ощущения сквозняка. 8. Микроклиматические условия в помещении можно регулировать главным образом изменением интенсивности работы отопительных приборов и изменением вентиляции помещения. 9. Больных со склонностью к повышенному артериальному давлению предпочтительнее размещать в помещениях с теплым микроклиматом, поскольку в этом случае будет происходить расширение периферических сосудов, что будет способствовать снижению артериального давления. 10. Больных со склонностью к пониженному артериальному давлению предпочтительнее размещать в помещениях с прохладным микроклиматом (сужение периферических сосудов). 12.При комфортных условиях микроклимата преобладает отдача тепла способом излучения, которым отдается около 45% выделяющегося тепла. 13.Для улучшения микроклиматических условий в данной палате следует усилить вентиляцию, в результате чего увеличится скорость движения воздуха, снизится температура и автоматически увеличится относительная влажность воздуха.
ЗАДАЧА № 2
Для строительства больницы на 520 коек предлагается участок размером
120(80 м, расположенный по отношению к жилому району так, что ближайшие
жилые дома находятся на расстоянии 30 м, а радиус обслуживания
поликлиники не превышает 5 км. В 40 м от границы участка находится
районная автомагистраль. Уровень шума на участке составляет днем - 60, а
ночью 45 дБ. В 20 км к востоку от участка расположено промышленное
предприятие (теплоэлектростанция).
Оцените пригодность этого участка для строительства больницы, дайте
рекомендации по размещению функциональных зон на участке.
ЗАДАЧА № 3
Ширина палаты больницы - 4 м, глубина- 7, высота 3 м. В палате 2 окна.
Площадь застекленной части каждого - 2 м2. Уровень шума при открытом
окне с 14 до 17 часов - 55 дБ, ночью - 30 дБ. Объем естественной
вентиляции 50м3 в час. Общее искусственное освещение - 30 лк. В палате
4 койки, расположенных по 2 у каждой стены, изголовьем к окну.
Дайте гигиеническую оценку палаты. Как улучшить условия пребывания
больных в палате?
Приложение№5.
Тестовый контроль
Строительные материалы должны обладать:
а) низкой теплопроводимостью и высокой воздухопроводимостью; б) высокой теплопроводимостью и низкой воздухопроводимостью;в) высокой теплопроводимостью и высокой воздухопроводимостью.
Для обеспечения теплового комфорта жилища для человека имеют важное значение следующие показатели:
а) температура воздуха и величина перепадов температуры по горизонтали и высоте помещения, температура внутренних поверхностей стен;б) температура воздуха и величина перепадов температуры по высоте;в) влажность воздуха жилого помещения.
Рекомендуемая ориентация жилых помещений Зауралья:
а) северная;б) юго-восточная;в) северо-западная;г) северо-восточная.
В палатах ЛПУ целесообразны системы отопления типа:
а) водяного;б) парового;в) панельного;г) воздушного.
Оптимальные нормативы микроклимата жилищ:
а) не зависят от возраста и климатического района;б) не зависят от возраста и зависят от климатического района;в) зависят от возраста и не зависят от климатического района.
С гигиенической точки зрения, оптимальной системой отопления жилых помещений, являются:
а) воздушное;б) панельное;в) водяное;г) паровое.
Микроклимат помещений характеризуется следующим показателем:
а) температурой воздуха;б) атмосферным давлением;в) химическим составом воздуха;г) освещенностью.
Рекомендуемая ориентация окон операционных:
а) южная;б) северная;в) восточная;г) западная.
Требования, предъявляемые к искусственному освещению:
а) соответствовать назначению помещения;б) быть достаточным, регулируемым и безопасным;в) не оказывать слепящего действия;г) все перечисленное верно.
Не относится к функциям, выполняющим зелеными насаждениями:
1) улучшают микроклимат2) поглощают углекислый газ и другие токсины3) усиливают солнечную радиацию4) придают эстетичность
Эталон ответов
А
А
Б
В
А
Б
А
Б
Г
В