Исследование в действии «Как сотрудничество и совместная работа в группах влияют на адаптацию первоклассников к обучению?»

Отчёт
Содержание
Мнение оценщика

А
Отчёт о проведении исследования в действии

«Как сотрудничество и совместная работа в группах влияют на адаптацию первоклассников к обучению?»

Обоснование темы Исследования, согласованной с тематикой семи модулей Программы
В современном мире происходят постоянные изменения. В связи с этим перед учителем ставятся новые задачи. Смена направления в обучении и преподавании на компетентностный подход предполагает неизбежное внедрение новых форм методов обучения.
В последнее время для меня становится актуальным вопрос о том, как наиболее интересно и эффективно подготовить и провести урок для младших школьников. Учёба на курсах повышения квалификации педагогических работников по программе второго (основного) уровня помогла мне переосмыслить свою практику в контексте семи модулей предлагаемой Программы.
В период второго этапа обучения на курсах я смогла применить на практике множество изученных инновационных стратегий, методов и форм обучения и преподавания.
Для проведения исследования в действии остановилась на вопросе «Как сотрудничество и совместная работа в группах влияют на адаптацию первоклассников к обучению?»
Выбор темы исследования обусловлен рядом факторов. Во-первых, первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей. Смена режима, желание, как можно быстрее и лучше выполнить задания. Во-вторых, у детей по-разному проходит привыкание к школьным требованиям. У одних адаптация проходит в течение первого месяца обучения и они эффективно учатся. У некоторых учащихся процесс привыкания к школе затягивается, часто на весь учебный год. Действующие программы не учитывают многие факторы, и на первоклассников ложится значительная нагрузка. Для того чтобы ребёнок с первых дней в школе не попал в разряд отстающих, не начал испытывать страх и отрицательное отношение к учебе, необходимо создать для учащегося благоприятные условия.
Адаптация - это приспособление ребенка к новым условиям. Процесс адаптации зависит от особенностей нервной системы ребенка, его темперамента, характера и развития его познавательных процессов.
Во время первого этапа «Лицом к лицу» Программы второго (основного) уровня я ознакомилась с современной интерпретацией коллаборативного обучения.
Преимуществом для учеников обучения, построенного на основе сотрудничества, является то, что обучаясь в коллаборативной среде у учащихся происходит значительное социальное и эмоциональное развитие. Причиной этого можно считать то, что учащиеся имеют возможность высказать и защитить свою точку зрения по тому или иному вопросу, а также выслушать множество других различных точек зрения. Работая в коллаборативной среде, учащиеся формируют своё собственное мировоззрение, основываясь на мнении значимых для него окружающих людей: родителей, учителя, одноклассников и т.п.
«Таким образом, в условиях коллаборативного обучения учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнение другие концепции и принимать активное участие». (Руководство для учителя, стр.228)
Значимость коллаборативного подхода для учителя заключается в том, что обучение учащихся проходит в интерактивном формате, а это сказывается на эффективности результатов обучения. Немаловажным является и то, что «ученики, которые работают в коллаборативных группах также кажутся более удовлетворёнными своими классами». (Руководство для учителя, стр.229)
Названные выше преимущества коллаборативного обучения также будут влиять на успешное прохождение адаптации первоклассников к обучению, так как обучение в сотрудничестве основано на достижении консенсуса путём сотрудничества членов группы.
Необходимость данного Исследования заключается в том, что в первый класс поступает большинство шестилетних детей. Адаптация этих учащихся к обучению имеет свои особенности. Если не использовать в своей работе сотрудничество с психологической службой школы, то шестилетние ученики могут достигнуть только среднего уровня адаптации. Надо помнить, что очень большую роль в адаптации ребёнка к школе и успешности его обучения играет общение. Психическое развитие ребёнка в процессе общения с родителями, учителями, взрослыми, сверстниками. Только общаясь, ребенок может почувствовать и познать самого себя, найти свое место в жизни. В начале школьного обучения для ребенка очень важно получить радостные и светлые чувства, связанные с общением. Часто бывает, что в этот период ребёнок испытывает трудности в коммуникации с людьми, ему трудно найти друзей, и тогда ему нужна помощь родителей и учителя. Интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую стороны общения ребенок познает в процессе общения.
Для Исследования была определена цель: наблюдать и анализировать влияние сотрудничества и совместной работы в группе на адаптацию первоклассников к обучению.
Задачи Исследования:
организация коллаборативного подхода в обучение учащихся 1 «И» класса через групповые формы работы;
интегрировать ключевые идеи 7 модулей для организации условий успешной адаптации первоклассников;
проанализировать результаты Исследования и спрогнозировать последующие действия для всех участников учебного процесса.
Основными задачами в адаптационный период являются:
1) знакомство педагога с особенностями детей данного класса;
2) создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников; 3) создание доброжелательной атмосферы в классе; 4) помощь первоклассникам в создании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников; 5) создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом; 6) организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества; 7) создание предпосылок для групповой сплоченности. В описании каждого уровня адаптации выделяют возрастно-психологические особенности 6-7-летних учеников.
Высокий уровень адаптации. Дети адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения. Первоклассник положительно относится к школе; учебный материал усваивает легко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации имеет длительный период адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации. Дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Первоклассник отрицательно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах  для отдыха, для понимания нового  и решения задач по образцу, требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. Фактически это уже показатель «школьной дезадаптации».
Хочется отметить, что учебное сотрудничество как особая форма взаимодействия школьников и меня, как педагога имеет свои закономерности становления и развития. Ребёнок, включающийся в сотрудничество, на протяжении многих лет осваивает эту форму взаимодействия и становится всё активнее и самостоятельнее в её разворачивании и осуществлении.

Отчёт о внесённых в практику изменений и использованных методах сбора данных
Исследование проведено на базе 1 класса общеобразовательной школы. В классе 30 учащихся, из них 14 мальчиков и 16 девочек. Большинство учащихся шестилетнего возраста – 23 человека, что составляет 76% от общего числа учащихся. Все учащиеся класса посещали дошкольные учреждения. Дети в классе добрые, отзывчивые, любознательные легко идут на контакт с одноклассниками и учителями, но уже в первые дни обучения наблюдались небольшие конфликтные ситуации между учащимися во внеурочное время.
Для изучения класса использовала пакет диагностик: тест «Лесенка» для исследования самооценки, диагностика мотивации учения, тест школьной зрелости, «Анализ интерактивности класса», «Наблюдение групповой работы».
С учащимся были проведены беседы по групповому взаимодействию с целью изучения мотивационного, социального, эмоционального состояния учеников. А также по каждому уроку проводился опрос-рефлексия при помощи стратегии «Светофор».
Исследование сопровождалось фото- и видеосъемкой, на которой были зафиксированы моменты новых подходов к обучению, и реакция учащихся на введение изменений в обучение. Дополнили Исследование творческие работы учащихся.
Исследование проводилось на уроках математики. За время практики было проведено 20 уроков математики, 4 из которых были проведены как серия последовательных уроков.
Содержание уроков определено ГОСО-2014 в предметной области «Естествознание». Кроме рекомендованных программой учебно-методического комплекса мною использовалось «Руководство для учителя», «Инновационные методы обучения» Мынбаевой А.К., Садвокасовой З.М. В качестве ресурсов мною использовались презентации, видеофрагменты документальных фильмов.
Учащимся было предложено работать в парах и группах. Они охотно откликнулись на это предложение. В совместной работе мы разработали правила работы в паре и группе. Я постаралась сформулировать их в доступной детям форме с учётом возрастных особенностей первоклассников. Например, «Работать надо всем!», «Работать надо дружно!», «Работать надо по заданию!», «Не понял – спроси!», «Знаешь – объясни!» Все дети поняли и приняли эти правила работы в группе.
В целях создания коллаборативной среды, деление на пары и группы производилось на каждом уроке. Количество детей в группе было постоянным и составляло 4-5 человек. Несколько раз менялся состав в группе с целью проследить взаимодействие одних и тех же учеников в разных мини-группах. В течение двух уроков (из серии четырех последовательных) лидерами в группах выступали успешные учащиеся, затем была произведена замена, т.к. мне хотелось, чтобы в роли руководителя почувствовали себя многие ученики.
Осознав роль метапознания, я создала условия для рефлексивной деятельности учащихся. Организация рефлексии на уроке содействует осознанию себя как ученика, осознанию своих метакогнитивных способностей, их оцениванию, способности постановки личных целей развития.
Были использованы следующие стратегии: «Светофор», «Хлопни!». Дети с большим интересом и пониманием выполняли сами оценочные действия: оценивали себя, свою работу на уроке, своё настроение, а также могли оценить своих одноклассников и т.д. Использование стратегий формативного оценивания способствует развитию рефлексивных умений учащихся, а также помогает учителю установить обратную связь с учащимися, а также учащихся между собой.
Работая в рамках этих стратегий, ученики групп АВС проявили себя по-разному. Если ученики АВ при оценке своей работы, своего настроения чаще показывали учителю сигнал зелёного цвета (им многое было понятно, интересно, настроение было хорошим, они были довольны результатом своей работы и т.п.), они активно работали с сигналами при оценивании одноклассников, то ученик С при самооценке на первых уроках чаще показывал сигнал красного цвета (ему многое было не понятно, требовалась помощь учителя, настроение было плохим, он был не доволен результатом своей работы и т.п.), одноклассников оценивал не активно, мог проявить полную пассивность. С учеником С проводились индивидуальные беседы, в ходе которых он не всегда мог указать причину поднятого сигнала. Ему приходилось объяснять эти причины, так как они были очевидны. Например, отвлекание на уроках, ему хотелось поиграть, а не выполнять задания учителя, он не слушал ответы одноклассников. Надо сказать, что в подобных беседах он со многим соглашался. И уже на последующих уроках можно было наблюдать положительные изменения при работе в рамках этой стратегии. Он стал более активным, старался не отвлекаться, слушал ответы одноклассников. В такие моменты я, как учитель старалась поддержать его добрым словом и отметить улучшение в его учёбе. Похвала в этом возрасте очень действенный инструмент. Она повышает и самооценку и оценку сверстников.
При организации учебного диалога, отдавала предпочтение вопросам высокого порядка, т.к. они направлены на формирование у ученика умения применять, анализировать и оценивать информацию. Но были, конечно, и вопросы низкого порядка, т.к. они помогали создать «ситуацию успеха» даже для самого немотивированного учащегося. Используя вопросы закрытого характера, оцениваемые «правильно», «неправильно», «да», «нет», переходила плавно к вопросам так, чтобы они помогали кумулятивную беседу генерировать в исследовательскую. И надо отметить, что у учащихся АВ получалось включиться в такую беседу на достаточном уровне.
Так, например, на уроке по теме «Порядковый счёт. Который?» перед детьми возникла проблемная ситуация в предложенном задании.
Решение проблемной ситуации. Направление счёта
В театре произошла неприятная ситуация. Девочка плачет, ее место занято. Мальчик утверждает, что занял место правильно. Кто же прав?
- Какое по счету место у девочки? Правильный ответ: седьмое. Давайте определим номер ее кресла.
- Как считала девочка? Правильный ответ: слева направо.
- Как считал мальчик? Правильный ответ: справа налево.
- Почему началась путаница? Правильный ответ: Дети начали отсчет с разных сторон.
- Подведём итог. При порядковом счете необходимо указывать направление счета: слева направо или справа налево. Чаще всего принято считать слева направо. Это правило порядкового счёта.
В ходе данной беседы мнения детей разделилось на две группы: одни поддерживали мальчика, другие – девочку. Ответ был аргументирован учащимся с высокой мотивацией к учению. Но получилось это не сразу. Дети долго не могли объяснить свой выбор. Но мной было отмечено, что учащиеся АВС активно приняли участие в этом обсуждении.
Во время проведения урока математики на тему «Объединение и удаление» я задавала учащимся вопросы низкого и высокого уровня. Это позволило мне получить данные о типах мышления учащихся.
Исследование опроса показало:








Анализ диаграммы опроса учащихся показал, что преобладает высокий уровень типа мышления. Согласно Таксономии Блума на:
- «знание» - низкий уровень было задано 6 вопросов, на которые была дана возможность ответить одному уче
·нику из каждой группы;
- «понимание» - низкий уровень - 4 вопроса, ответов 7;
- «применение» - высокий уровень был задан 2 вопрос - 2 ответ;
- «анализ» - высокий уровень было задано 3 вопроса, 7 ответов;
- «синтез» - высокий уровень 2 вопроса - 4 ответа;
- «оценивание» - высокий уровень 2 вопроса - ответов 7.
Каждый учащийся обладает своим типом мышления. По данным исследования опроса установлено, что у большего количества учащихся преобладает высокий уровень мышления.
Таблица 1. «Взаимосвязь между опросом и уровнем мышления учеников» Приложение 1
Я считаю, что вопросы, которые я задавала в течение урока, были направлены на понимание новых понятий об объединении и удалении множеств, а также на проверку запоминания этой темы через повторение или узнавание информации; вспоминание информации и материала, определение путей передачи другим запомненной информации, передача содержания термина или понятия своими словами, резюмирование определений знакомыми и понятными словами (не повторение приведенного определения).
Работа с учащимися была построена на основе диалогического обучения. В ходе этой работы учащиеся смогли выделить прямые и скрытые смыслы и действия, смогли защитить свои взгляды с помощью аргументов.
С целью визуализации учебного материала, с учетом возрастных особенностей 1 «И» класса на каждом уроке использовала ИКТ – технологии: на этапе психологического настроя, динамической паузы, при объяснении нового материала, а также при закреплении изученного материала. Для учащихся АВС использование ИКТ вызывало равный интерес при работе на уроке.
При современном подходе к обучению все ориентировано на личность ученика, его способности. Коллаборативная среда урока, в которой ученики взаимодействуют не только с учителем, но и с одноклассниками предоставляет возможность поддерживать обучение в соответствии с их зоной ближайшего развития.
В течение всего периода на практике за учащимися велось наблюдение, видеозаписи, интервью, свободные высказывания самими учащимися. Данные
наблюдения показывают, что все учащиеся высказываются положительно о парной и групповой работе. Им понравилось работать вместе. Наблюдается желание следовать правилам работы в группе. Конфликтные ситуации между детьми во внеурочное время сократились.
На четвертом уроке, наблюдая за классом, было замечено, что совместная деятельность становится не просто инструментом обучения, а незаменимой и необходимой частью в обучении первоклассников.
По ходу своего наблюдения отмечаю, что ученики стали более глубоко мыслить, стараются точно говорить, приводить примеры, аргументировать ответ. Многие дети легче вступают в общение с одноклассниками и учителем.

Сбор данных
Совместно с психологической службой школы было проведено диагностическое исследование познавательных процессов учащихся класса.
Психологической службой был сформирован диагностический пакет, который состоит из следующих методик: «Уровень развития памяти», «Логическое мышление», «Внимание», «Методика вербальные фантазии», «Речь».
Таблица 2. «Уровень развития памяти» Приложение







По результатам исследования уровня развития памяти, было выявлено, высокий уровень слуховой памяти составляет 7,6 % это 2 ребенка, зрительной памяти 3,8 % 1 ребенок, средний уровень слуховой памяти 45,6 % это 12 детей, зрительной 49,4 % 13 детей, низкий уровень слуховой памяти 45,6 % это 12 детей, зрительной 45,6 % 12 детей. Данные результаты говорят о том, что у детей в классе практически равный процент среднего и низкого уровня развития слуховой и зрительной памяти, что не является условием хорошей успеваемости, а также приобретение знаний и умений, это говорит о недостаточной подготовки детей к школе. В процессе учебной деятельности перед ребенком встает необходимость произвольного запоминания. Память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность. Такие свойства памяти, как узнавание и воспроизведение учебного материала позволяют ребенку рефлектировать свои личные психические изменения посредством погружения в учебную деятельность.
Таблица 3. «Логическое мышление» Приложение






Результаты, внесённые в Таблицу 3, показывают, что 45,6 % составляет высокий уровень мышления и мыслительных операций, это 12 детей, средний уровень мышления составляет так же 45,6 % 12 детей, низкий уровень составляет 7,6 % это 2 ребенка. Таким образом, мы видим у большинства детей в классе высокий и средний уровень мыслительных процессов, что говорит о развитости и быстром процессе усвоении новой информации детьми. Так же необходимо отметить причины низких показателей уровня мышления у 2 детей в классе, что составило 7,6 %, было отмечено высокая отвлекаемость детей, затруднения в обобщении предметов и поиске противоположностей, а так же нахождение лишнего в ряде предметов.
Таблица 4. «Внимание» Приложение






По Таблице 4, мы видим, высокий показатель составляет 7,6% это 2 ребенка, средний показатель 41,8% это 11 детей, низкий показатель 49,4% это 11 учеников. Данные результаты говорят о практически равном количестве детей с высоким, среднем и низким уровнем развития внимания, это говорит о недостаточной степени концентрации на изучаемом материале. Внимание в школьной среде, так же определяет успешность усвоения знаний. Низкий уровень внимания говорит о некоторых трудностях в концентрации внимания на изучаемом, так же отвлекаемости учеников. При наличии низкого уровня внимания ученик не сможет эффективно демонстрировать и подтверждать свои знания и достигать высоких успехов в учебе. Поэтому крайне необходимо делать акцент на развитие внимания школьника.
Таблица 5. «Методика вербальные фантазии» Приложение






По результатам исследования, мы видим, что 34,2% учеников в классе обладают высоким уровнем развития воображения это 9 человек. Средний уровень составляет 60,8% это 16 детей, низкий уровень 3,8% это 1 ученик. Данные результаты исследования говорят о достаточном развитии воображения для создания образов в сознании у детей. Низкие показатели говорят о том, что у детей возникают некоторые сложности в создании образов и получении конечного результата. В исследование использовалась методика вербальные фантазии, где детям необходимо было закончить рассказ, данный метод позволяет просмотреть умение детей представлять образы.
Таблица 6. «Уровень развития речи» Приложение







По результатам исследования, представленные в таблице 6, мы видим положительную тенденцию развития речи у детей в классе, показатель нормального развития составляет 83,6 % это 22 ребенка, дети имеющие дефекты речи (западание одной или нескольких букв) 15,2%, это 4 ребенка. Это говорит о том, что дети обладаю элементарными речевыми актами, но при этом наблюдается, некоторые проблемы четко выражать свои мысли. Так же у 4 детей в классе наблюдаются речевые искажения в произношении слов, т.е. дефекты дети не выговаривают буквы «р, ш, ж, л», что учитывая возраст детей не является нормой.
Итак, на основе результатов данного многоаспектного исследования и наблюдений за учащимися класса для отслеживания результатов обучения для наблюдения в Исследовании были выбраны трое учащихся: А ,В, С.
А - высокомотивированный ученик, имеет достаточный объем памяти, высокий уровень мышления, исполнителен, легко находит общий язык с людьми.
В - имеет средние способности, проявляет избирательный интерес к учёбе, не всегда внимателен. Коммуникабелен.
С - имеет удовлетворительные способности, слабо мотивирован, учебный интерес не выражен. На уроке чаще пассивен, может заниматься посторонними делами.
Основываясь на собственные знания и опыт, изучая теоретический материал по вопросу влияния коллаборативной среды на успешную адаптацию первоклассников, я наметила себе основное направление по выстраиванию уроков, на которых необходимо было способствовать развитию и поддержке положительной адаптации, через различную организацию сотрудничества.

Анализ данных
Оценивая результаты нововведений в собственный опыт , могу сказать, что они оказались эффективными. Это подтверждается ответом на главный вопрос моего исследования: «Как сотрудничество и совместная работа в группах влияют на адаптацию первоклассников к обучению?» Теперь можно с уверенностью сказать, что сотрудничество и совместная работа в группах оказывает благоприятное влияние на адаптацию первоклассников. Это подтверждает проведённая психологической службой независимая диагностика.
Для определения эффективности нововведений был сформирован диагностический пакет: «Тест Люшера» исследование адаптации, эмоциональной самооценки, эмоционального состояния, эмоциональное отношение ребенка к школьным ситуациям.
Таблица 7. «Уровни адаптации» Приложение






По результатам исследования, представленных в таблице 6, мы видим что высокий уровень адаптации у 68,4% учеников в классе общее эмоциональное отношение детей к школе положительное. Средний уровень у 26,6%, у таких детей возможно проявление негативного отношения как в целом к школе, так и к отдельным сторонам учебного процесса. Низкий уровень 3,8% это 1 ребенок, преобладает негативное отношение к школе.
Мы можем сделать выводы, что у большинства детей в классе период адаптации проходит успешно.
За счет группового взаимодействия произошла активизация взаимодействия. Пассивное восприятие сменилось интерактивными формами взаимодействия «ученик - учитель», «ученик- ученик».
Ученики высказывали своё мнение о работе в группе: что работа в группе интересна, и хочет, чтобы мы продолжали работать так, работать в группе можно, но не всегда им удавалось работать дружно, работа в группе помогает чувствовать себя увереннее.

Ограничения
Анализируя свои действия, отмечу следующие ограничения:
- потребуется системный подход к структурированию этапов урока для эффективности совместной работы, а этого в полней мере не смогла формировать;
- небольшой объем практического опыта ввела в панику, при отборе ресурсов;
-недостаточное понимание идей Программы мешало при организации процесса оценивания в не традиционных формах работы;
- желание «объять необъятное».
Подводя итоги проведенного исследования, следует отметить проблемы, которые наметились в период практики:
некоторые первоклассники не всегда с желанием работают в группе (проблемы личностного характера - антипатия), усложнило организацию групповой работы в классе;
вопросы высокого порядка, на начало исследования ставили детей в ступор. А для меня при создании таких вопросов требовалось изучение дополнительной литературы и время на обработку;
выбор стратегий в соответствии с особенностями обучаемых.
На первом этапе актуальным стало и решение следующих вопросов:
1. Какой предмет выбрать для проведения исследования?
2. Какие изменения в свою практику учителя внести в первую очередь?
3. Какие выбрать стратегии и использовать в первую очередь?
4. Кого выбрать в категорию исследуемых учеников АВС?
5. Какие задания давать учащимся в группах? Как их разнообразить, чтобы они имели интерактивный характер и отличались от традиционных?
6. Как включить в активный процесс обучения не только сильных, но и слабых учащихся?
7. Какие вопросы стоит задавать, чтобы кумулятивная беседа преобразовывалась в исследовательскую?
8. Какие подобрать диагностики для раскрытия учащихся?
9. Какие использовать критерии оценивания для учащихся, работающих в группе?
Опираясь на поставленные вопросы, было принято решение выработать четкий план действий, использовала ресурсы, полученные на курсах повышения квалификации педагогических работников во время этапа «Лицом к лицу» для улучшения своей практики.

Выводы
Обобщая все выше сказанное, следует выделить главное:
- коллаборативный подход в обучении переводит обучение со стадии «активное обучение» на стадию «интерактивное обучение»;
- применение открытых вопросов активизируют мышление и требуют длительного обдумывания;
- применение вопросов низкого и высокого порядка активизируют мыслительную деятельность, требуют продолжительного обдумывания, концентрации внимания, разных подходов к решению. Ответы носят развёрнутый характер, отражают особенности личности ученика.
Практика в школе меня убедила в том, что мало быть просто организатором своего обучения, надо постоянно обдумывать и проводить рефлексию, анализ над своей практикой, выделять проблемы и решать их. Это приводит к педагогическому развитию. Мои уроки стали динамичны, трудности в применении групповой работы исчезли, видно их эффективность в развитии моих учеников. Определена значимость формативного оценивания, которое, конечно в дальнейшем скажется позитивно и на суммативном. В процессе обучения ведущее место отведено деятельности ученика. Конечная цель - это сформированность практических умений и навыков учеников (а ранее это было, дать учащимся большое количество информации по уроку). Если раньше недооценивала роль наблюдения, как метода изучения эффективности урока, в процессе Исследования в действии. Наблюдая за учащимися, убедилась, что стала слушать и лучше их понимать.
Внедрение модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в образовательный процесс, позволяет сделать вывод о том, что групповые формы работы, диалоговое обучение, дают многое, как для учащихся, так и для учителя. Учащимся обучаться в своей «зоне ближайшего развития», а это является немало важным для когнитивного развития учащихся. В результате учитель понимает, на каком уровне находятся его ученики в процессе своего обучения и способен к формированию навыков в опыте обучения.
В дальнейшем процессе преподавания и обучения планирую продолжить использование стратегий «Новых подходов в преподавании и обучении» по следующим направлениям:
- развитию талантливых и одаренных детей через методы интерактивного обучения;
- развитие коммуникативных компетенций учащихся через решение исследовательских задач;
- формирование навыков саморегулирования через постановку проблемных и поисковых заданий.
После моей практики два учителя из школы подали заявление на курсы. Один из этих учителей – мой подопечный менти. Это приводит меня к мысли, что внедрение новых методов и подходов в работе учителя (Lesson Study) активизирует инновационные подходы в обучении и преподавании в школе. И теперь просто уверена в том, что учителя, которые прошли курсовую подготовку, должны стать проводниками идей 7 модулей Программы в практику своих коллег.

Литература:
Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Второй (основной) уровень. Издание третье. Рекомендовано к печати Методическим советом Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014
Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье. Рекомендовано к печати Методическим советом Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014













13 PAGE \* MERGEFORMAT 141815



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Root Entry#,##0\ "";[Red]\-#,##0\ ""О?

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00\ "";Workbook[Red]\-#,##0.00\ ""Оq*6
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0\ __-;\-* #,##0\ __-;_-* "-"\ __-;_-@_-ОЃ,>
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00\ __-;\-* #,##0.00\ __-;_-* "-"??\ __-;_-@_-1Ї
·
·слуховая память