Обобщение опыта на тему Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся

Пацевич Татьяна Константиновна, учитель географии и биологии МБОУ «Алмозерская основная общеобразовательная школа» Вологодская область, Вытегорский район, п. Волоков Мост
Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Российский учитель XXI века только в том случае выполнит свою ответственную миссию, если его педагогическими приоритетами станут духовность, здоровье и творчество.Совершенно справедливо в народе говорят, что девять десятых счастья человека зависит от его здоровья.
  В настоящее время необходимость изменения приоритетов в образовательном процессе, не только выдвигает на первый план традиционную задачу повышения качества образования, но и требует в первую очередь педагогических усилий для решения проблем адаптации и сохранения здоровья учащихся.
Качество здоровья подрастающего поколения - важный показатель качества жизни общества и государства.
В рейтинге жизненных ценностей молодежи здоровье занимает лишь 4 место, вслед за значимостью семьи, дружбы и общения, финансового благополучия. Последствия такого невнимания, а подчас и наплевательского отношения к собственному организму сказываются уже в более зрелом возрасте.
Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. Большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодой человек совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – это «состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
В обобщенном виде здоровье модно определить, как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности для полноценной жизнедеятельности, т.е. обеспечивать свое благополучие.
     Неожиданно холодная пора вновь заставила снова задуматься о здоровье детей. И было бы гораздо лучше, если бы они росли крепкими, закалёнными и выносливыми. Чтобы не думали о врачах и лекарствах, а развивались и учились всем на радость. Но что делать, если болезнь всё-таки настигла? Как помочь ребёнку избежать грозных осложнений? Что должна знать и уметь грамотная, нет, правильнее сказать, заботливая мама, чтобы ребёнок не оказался на больничной койке?
     Сколько угодно случаев, когда, как говориться, "мама не доглядела". И речь идёт даже не о конкретных симптомах болезни, а об общем образе жизни ребёнка, который должен быть, в первую очередь, здоровым, и обеспечить это должны родители.
    Во-первых, нужно следить за тем, как ребёнок одет. И если со старшеклассниками вопросы одежды обсуждать бывает трудно, то в начальной и средней школе контролировать данный вопрос вполне возможно. Ребёнок должен быть одет удобно, по погоде, а самое главное - в одежду, которая ему нравится. Ведь куртку, которая не по душе, он снимет тихохонько за первым же углом. Снимет и, естественно, переохладится.
     Во-вторых, школьник должен правильно питаться, а это означает не бутерброды с чаем, а полноценный горячий обед. И запомните, благом для ребёнка являются не экзотические фрукты, которые он поедает с  удовольствием и в огромных количествах, а местные фрукты и овощи, выращенные в родном регионе, не соки из пакета, а сваренные мамиными руками компоты. И вообще, чем проще блюдо, тем оно полезнее для здоровья. Впору вспомнить старую русскую поговорку "Щи да каша - пища наша". Для того чтобы ребенок не болел, есть одно главное средство - его надо любить. А это значит - не отмахиваться от его проблем, в том числе связанных со здоровьем. Ребёнок, которого любят, будет и правильно одет, и вкусно накормлен, и вовремя уложен спать. Все эти моменты: питание, режим дня, здоровый сон, активный отдых - являются главными составляющими здоровья детей. И без них любые усилия любого доктора  очень часто бывают безрезультатными. Врачи всегда помогут ребёнку, но многое, очень многое, зависит от родителей.
Заболевания
2010-2011
2011-2012
2012-2013

Кол-во уч-ся в школе
68
67
65

ОРВИ и грипп
43
53
61

Ангина
5
3
2

Воспаление лёгких
-
-


Чесотка
-
-
-

Ветряная оспа
5
-
-

Травмы: Бытовые Школьные




Пропущено уроков по болезни за год
3517
3561
5327

  Анализируя данные таблицы можно сделать следующие выводы, что чаще всего учащиеся нашей школы болеют простудными заболеваниями. Факты свидетельствуют о том, что с каждым годом уменьшается количество учащихся, но растёт заболеваемость детей и количество пропусков по болезни. Некоторые дети болеют не по одному разу в год. В связи с этим, учениками нашей школы был разработан буклет для обучающихся на тему «Грипп и ОРВИ» по профилактике и лечению этих заболеваний. Школьный возраст - период приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю, а в последнее время и к наркотикам. Поэтому главная задача профилактики вредных привычек - это формирование у детей с самого раннего возраста установки на здоровый образ жизни. Анализируя данные анкетирования за последние два года, можно сделать вывод, что в нашей школе снизилось число курящих учеников. В нашей школе проводится большая работа по профилактике здорового образа жизни (спортивно – оздоровительные кружки, конкурсы рисунков и плакатов, антинаркотические фестивали, родительские собрания, классные часы).
      Ещё в древности было замечено, что физическая активность способствует формированию сильного и выносливого человека, а неподвижность ведёт к снижению работоспособности, заболеваниям и тучности. Физическая культура по определению - очень широкое понятие. Оно включает в себя использование физических упражнений в определённом количественном и качественном сочетании, направленных:
1)     на закаливание организма; 2)     поддерживание и укрепление здоровья человека; 3)     рациональную организацию труда и отдыха; 4)     формирование активной жизненной позиции и долголетия.
    Три урока физической культуры в неделю лишь частично могут компенсировать потребность организма в физической нагрузке. Основная цель уроков физической культуры - научить правильным экономным движениям при выполнении ходьбы, бега, прыжков, катании на лыжах, при работе на спортивных снарядах. Основная физическая нагрузка приходится на занятия спортом. Они способствуют развитию костно-мышечной, кровеносной, дыхательной, нервной систем.  Большое значение для каждого имеет правильный выбор вида спорта. При этом надо исходить не только из стремления остаться в привычной компании, но и из анатомо-физиологических предпосылок, способностей, возраста, состояния здоровья. Важное условие успешности любых мероприятий по физическому воспитанию - не забывать, что формирование организма происходит не только во время, отведённое на зарядку, спортивные занятия и игры во дворе, но в любую минуту жизни ребёнка, когда он ест, спит или готовит уроки. Надо следить за тем, чтобы мебель была подобрана правильно, чтобы были соблюдены гигиенические правила для полноценного сна, а пища удовлетворяла требованиям по содержанию калорий, витаминов и минеральных солей. По данным соцопроса для подавляющего большинства подростков наилучшими видами спорта являются катание на лыжах, коньках, спортивные игры. При этих видах спорта в движение вовлекаются почти все мышечные группы тела, что способствует гармоническому развитию организма. Ученики нашей школы занимаются физкультурой согласно своим физкультурным и медицинским группам.
Группа здоровья
2010-2011
2011-2012
2012-2013

Всего уч-ся
68
67
65

I
-
-
3

II
57
61
61

III
11
6
11

IV
-
-
-


Физкультурная группа
2010-2011
2011-2012
2012-2013

Всего уч-ся
68
67
65

Основная
-
-
3

Подготовительная
57
61
61

Специальная
11
6
11

Освобождены
-
-
-

Под умелым руководством учителя физкультуры, ученики нашей школы принимают активное участие в районных соревнованиях.
     Часто приходится слышать мнение: если хочешь быть здоров - занимайся физкультурой. С этой точкой зрения невозможно не согласиться, потому что она совершенно справедлива. Никогда не поздно приобщиться к физкультуре. И эффект будет, безусловно, положительным. Здоровье легче сохранять и поддерживать на хорошем уровне, чем укреплять пошатнувшееся. Да и экономически это дешевле и проще.
      В старину говорили: "Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами". Это значит, что стать  здоровым можно  постепенно, а вот потерять   здоровье можно сразу. Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками.
     Учёные считают, что продолжительность активного внимания, например, первоклассников составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37 %, а качество её – на 50%. При этом около 50% учащихся начинают отвлекаться от работы. Для соблюдения требований СанПиНа в школе присутствует ростомерная мебель, соблюдается тепловой режим, горячее питание. Все ученики с 1-го по 9-й  класс обучаются в первую смену. Урок длится 35 минут у 1-го класса, по 45 минут в остальных классах. В начальных классах, а также учителя старшего звена стараются проводить физкультурные минутки на уроках.
      Физкультурные минутки - кратковременные перерывы на занятиях (1-3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Их цель проведения – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.
      Для первоклассников проводят динамическую перемену – организованная форма активного отдыха на открытом воздухе. Длительность динамической перемены – 30 минут.
      Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в сою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.
     Анализ данных показывает, что в школе забота о здоровье подрастающего поколения включает в себя профилактическую работу (профилактика заболеваний и вредных привычек) и физическое воспитание.
      Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой.
Проводя анализ работы школы по ЗОЖ, можно сделать вывод, что в школе большое внимание уделяется здоровью учеников, ведётся активная пропаганда здорового образа жизни.



Используемая литература:
1.     Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – СПб.6 «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
2.     Ковинько Л.В. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника: Пособ. для средн. и высш. педагогич. учебн. заведений, преп. начальн. классов и родит. - М.: Издательский центр "Академия", 1996 г.
3.     Коростелёв Н.Б. 50 уроков здоровья, М.: Дет. лит., 1991 г.
4.     Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле - здоровый дух: Учеб. пособие для ученика и учителя. 7 - 11 классы. Кн.1. - М.: Педагогическое общество России, 2004 г.
5.     Новая популярная медицинская энциклопедия /Покровский В.И. – М.: «ООО Издательство «Энциклопедия», 2004.
6.     Санитарные правила СП 2.4.2.782-99 Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений.
7. Ушакова О.Д. Откуда пришли слова: Этимологический словарик школьника. – СПб.:Издательский Дом «Литера», 2008.



15