Деятельность педагога – наставника как условие успешного профессионального становления молодых педагогов


Деятельность педагога – наставника как условие успешного профессионального становления молодых педагогов
Анастасия Викторовна Кибекина, учитель географии МБОУ «ООШ №16»
г. Гурьевска Кемеровской области
Говорят, что труд учителя - удел энтузиастов, которые с детства видели себя в роли наставника, мечтали сеять "разумное, доброе, вечное"... Многие согласятся с тем, что учитель - это не просто профессия, это миссия. Ведь всех нас во многом сформировала школа, и в первую очередь наши педагоги. Трудно переоценить заслуги талантливого учителя, который открывает перед тобой дверь в мир знаний, влияет на формирование его человеческих качеств, закладывает основы его будущего...
Наставничество - индивидуальная направленная помощь молодым специалистам в ознакомлении с коллективными традициями, общими правилами, профессиональными особенностями работы в МБОУ, разновидность индивидуальной воспитательной работы с молодыми специалистами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник  - специалист, обладающий высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в работе, обладающий коммуникативными навыками и гибкостью  в общении; имеющий высшее образование, стаж педагогической работы не менее 5 лет; первую или высшую квалификационные категории.
Целью наставничества является создание в МБОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога. Оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь учетом его индивидуальных наклонностей, формирование в    МБОУ кадрового ядра.
Для того чтобы, я как молодой специалист, начиная свою педагогическую карьеру в школе, легко адаптировалась к новой, профессиональной среде, в педколлективе нашей школе мне помог мой старший коллега.
Для работы со мной были определены задачи:
- формировать потребности в непрерывном образовании;
- помогать, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс;
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;
- создать условия для развития инициативы и рефлексивных навыков;
- привить интерес к педагогической деятельности;
- ускорить процесс профессионального становления и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности;
- раскрыть роль специалиста – педагога в системе работы с учениками и родителями.
Наставником для меня стал опытный педагог высшей категории Скворцова Ирина Леонидовна, она обладает не только высоким уровнем профессиональной компетентности, но и имеет авторитет в коллективе, коммуникабельна. Данный педагог в соответствии с планом, составленным в начале года, проводила со мной ряд мероприятий: заседания, индивидуальные консультации, теоретические занятия, методические рекомендации и советы.
Ирина Леонидовна оказывала мне необходимую методическую помощь. Так были организованы теоретические занятия по вопросам:
ведение школьной документации,
постановка задач урока,
составление рабочих программ,
календарно-тематического планирования,
самоанализ урока,
методические требования к современному уроку,
ошибки начинающего педагога,
полезные сайты.
С целью оказания помощи в освоении и внедрении современных технологий проводились консультации и беседы. Было организовано взаимопосещение уроков молодого специалиста и учителей с большим педагогическим опытом.
        Таким образом, были созданы условия для активного включения в учебно-воспитательный процесс школы, что помогает мне в освоении новых педагогических технологий, приобщает к работе по самообразованию, учит планировать и оценивать результаты своей профессиональной деятельности.
        Мне, как молодому учителю, интересны не только традиционные, но и новые, нетрадиционные формы уроков: психологические тренинги, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями-мастерами, аукцион педагогических идей, поэтому работа наставника направлена в первую очередь на развитие и саморазвитие индивидуальной творческой деятельности учителя.
Как бы оптимистично в ВУЗе нас не настраивали на радужную и безоблачную работу среди отзывчивых коллег и послушных учеников, на деле каждый из учителей-новичков сталкивается с чередой проблем разного калибра, и в первую очередь, это эмоциональное напряжение, которое почти никого стороной не обходит, и плечо старшего товарища, как сказали бы раньше, очень кстати на этом этапе. Опытный педагог может помочь теоретически, практически, ответить на многие вопросы и скоординировать деятельность молодого коллеги.
Именно наставник заинтересован в том, чтобы его молодой коллега приступил к созданию своего профессионального портфолио. Он может показать ему своё портфолио, обратить внимание на требования к нему, подсказать варианты оформления. Наставник должен обладать не только высоким уровнем профессиональной компетентности, но и иметь авторитет в коллективе, быть коммуникабельным, сопереживающим человеком, умеющим грамотно распределять своё время. Помимо того, что наставничество предполагает помощь в профессиональной адаптации молодых педагогов, это ещё и новый этап профессионального роста опытных педагогов. Ведь по сути, они продолжают свою работу и обретают новый опыт, из которого можно почерпнуть многое для работы с «настоящими» учениками.