Заседание школьного методического объединения гуманитарных наук Психолого-педагогическая компетентность учителя

Психолого-педагогическая компетентность учителя

(заседание ШМО)

Цель: актуализация развития психолого-педагогической компетентности учителя.

Вступительное слово руководителя ШМО.
Тема заседания (1-й слайд презентации)
Тема нашего заседания актуальна. Ведь в настоящее время необычайно важна проблема обеспечения качества образовательного процесса.
Задача учителя – помочь ученикам развивать способности, осознать свою социальную значимость.
Умение учиться и развиваться, а также умение позитивно взаимодействовать в группе, работая на общий результат, стало в современном обществе одной из основных социальных ценностей и, как следствие этого, основным содержанием школьного образования.
Успех образовательного процесса во многом зависит от личностных качеств, профессионализма, способностей и компетентностей учителя.
Рассмотрим систему компетентностей, которыми должен обладать современный педагог.
Презентация (2-й слайд)

Компетентности педагога

Предметно-методологическая компетентность (ориентация в современных исследованиях по предмету, владение методиками преподавания предмета)
Психолого-педагогическая компетентность (знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика и умение использовать эти знания в конструировании образовательного процесса)
Компетентность в области валеологии образовательного процесса (владение навыками использования здоровьесберегающих технологий)
Компетентность в сфере медиа-технологий и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса (владение методиками и технологиями медиа-образования)
Коммуникативная компетентность (практическое владение приёмами общения, взаимодействие в системе «учитель-ученик»)
Компетентность в области управления системой «учитель-ученик» (владение управленческими технологиями ( педагогический анализ ресурсов, умение проектировать, планировать и анализировать результаты учебного и воспитательного процесса))


Руководитель ШМО.
Современный педагог должен владеть всеми видами компетентностей. Такой учитель – профессионал. Давайте представим себе такого учителя профессионала. Какими качествами, на ваш взгляд, он должен обладать?
(Тактичность, способность к творчеству, работоспособность, способность к сочувствию, коммуникабельность, уверенность в своих силах, уровень саморегуляции и т.д.)
(3-й слайд) (Работа в группах, составление кластера «Качества учителя»)
Презентация кластеров.

Руководитель ШМО.
Каждый учитель – это не просто педагог, но и отличный психолог. Он должен в совершенстве знать индивидуальные особенности психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика. Поэтому важность и актуальность психолого-педагогической компетентности учителя неоспорима. Рассмотрим основные принципы именно этого вида компетентности.

(4-й слайд «Психолого-педагогическая компетентность учителя»). Основную характеристику психолого-педагогической компетентности учителя составляет направленность на ученика как главную ценность.

(5-й слайд «Схема взаимоотношений педагога и ученика»)
(6-й слайд «Основные стили общения»)

Авторитарный стиль
Демократический стиль
Либеральный стиль

Каким стилем общения с учащимися пользуетесь вы? (Мнения педагогов)

(7-й слайд)
1. Для успешного выполнения общения учитель должен занимать эффективную коммуникативную позицию. Важнейшее качество педагога – общительность. Оно формируется на основе потребности в общении – одной из основных социально-обусловленных потребностей человека.

Руководитель ШМО.
Очень важно установить с учащимися коммуникативный контакт, сделать общение интересным и плодотворным. Ребёнок – это личность. Поэтому учителю необходимо как можно ближе и подробнее узнать эту личность. Представьте себя в роли ученика. Проведём тренинг «Что я знаю о себе». Он поможет педагогу ближе узнать своего ученика, найти подход к его особенностям личности, даст благодатную почву для дальнейшего общения.

(8-й слайд Тренинг «Что я знаю о себе»)

Что, кроме нашей внешности, делает нас непохожими на других? Что вы представляете, как личность?
«Я – физическое» (моё тело, возраст, пол, особенности внешности)
«Я - интеллектуальное» (мой ум, представления, интересы)
«Я – эмоциональное» (мои чувства, переживания)
«Я – физическое»




«Я – интеллектуальное»

«Я – эмоциональное»




«Я- социальное»

«Я – социальное» (социальные роли: в школе, дома, в кругу друзей)










( Послушаем, что у вас получилось, итак, ваша самооценка)
(9-й слайд)
2. Ценностно-смысловое ядро – одно из стержневых оснований личности.

Руководитель ШМО

· Каждый человек имеет определённую систему ценностей. С помощью опросника «Мои ценности», разработанного на основе опросника Рокича, вы можете определить, какие ценности занимают главное положение в вашей жизни или в жизни ваших учеников. Перед вами два списка ценностей: ценности-цели и ценности средства. Они взаимосвязаны. Подумайте, насколько значима каждая ценность для вас сейчас, и обозначьте это соответствующими знаками.
(Работа в группах, опросник заполняет каждый участник группы). Такая работа помогает выявить дальнейшие пути сотрудничества и направить педагогическую деятельность в нужном русле.
(слайды 10,11,12,13)


Опросник «Мои ценности»
Условные обозначения:
х – не имеет никакого значения
v – иногда имеет некоторое значение
- иногда имеет большое значение
- имеет значение для всей жизни
- имеет большое значение для всей жизни
Ценности-цели
Твоя оценка

Активная, деятельная жизнь


Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл)


Здоровье (физическое и психическое)


Интересная работа (специальность)


Красота природы и искусств


Любовь (духовная и физическая)


Материально-обеспеченная жизнь


Наличие хороших и верных друзей


Общественное признание (уважение окружающих, коллектива)


Познание (расширение своего образования, кругозора, культуры)


Свобода как независимость в поступках, действиях и оценках


Счастливая семейная жизнь


Творчество (возможность творческой деятельности)


Уверенность в себе


Развлечения


Развитие (собственное изменение, совершенствование)


Продуктивная жизнь (полезная жизнь)


Счастье других


Чудо (нечто удивляющее человека своей необычностью)



Ценности-средства
Твоя оценка

Аккуратность, чистоплотность


Воспитанность


Высокие запросы


Жизнерадостность


Исполнительность


Независимость


Непримиримость к недостаткам


Образованность


Ответственность


Рационализм (рассудочное отношение к жизни, не чувственное)


Самоконтроль


Смелость в отстаивании своего мнения


Твёрдая воля


Терпимость


Честность


Широта взглядов


Эффективность в делах


Вера (в людей, в Бога, в победу, в себя и пр.)


Чуткость




(слайд 14)
3. Осознание, критический анализ и определение путей совершенствования своей деятельности осуществляется с помощью педагогической рефлексии.
Педагогическая рефлексия определяет отношение учителя к себе как субъекту профессиональной деятельности.

Руководитель ШМО.
Я предлагаю вам порефлексировать, все свои педагогические надежды, желания, успехи, эмоции, переживания выразить 1 группе в эссе «Зачем я работаю педагогом?», а 2 группе в рисунке «Психологический портрет учителя».

(слайд 15)
(Работа в группах, презентация эссе и портрета учителя)

Руководитель ШМО.
Вот такие мы – педагоги есть на самом деле и хотим быть. Я желаю вам, занимаясь обучением и воспитанием ребят, оставаться такими же активными, творческими, креативными и, конечно же, счастливыми!
В завершение нашего заседания хочу подарить вам притчу о Счастье.

(слайд 16)

Притча о Счастье

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что ещё слепить тебе? – спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. И это действительно так Бог благословил каждого И мы сами являемся творцами своего же счастья Ведь оно в наших руках или совсем рядом стоит лишь протянуть руку Главное условие – это действие, а оно зависит от нас В бездействии оставшийся кусочек глины станет твёрдым Поэтому, не претендуй, а БУДЬ! Не обещай, а ДЕЙСТВУЙ! Не мечтай, а СВЕРШАЙ! Ведь СЧАСТЬЕ в твоих руках!


Тренинг «Что я знаю о себе»
Что, кроме нашей внешности, делает нас непохожими на других? Что вы представляете, как личность?
«Я – физическое» (моё тело, возраст, пол, особенности внешности)
«Я - интеллектуальное» (мой ум, представления, интересы)
«Я – эмоциональное» (мои чувства, переживания)
«Я – социальное» (социальные роли: в школе, дома, в кругу друзей)

«Я – физическое»








«Я – интеллектуальное»


«Я – эмоциональное»








«Я – социальное»


Тренинг «Что я знаю о себе»
Что, кроме нашей внешности, делает нас непохожими на других? Что вы представляете, как личность?
«Я – физическое» (моё тело, возраст, пол, особенности внешности)
«Я - интеллектуальное» (мой ум, представления, интересы)
«Я – эмоциональное» (мои чувства, переживания)
«Я – социальное» (социальные роли: в школе, дома, в кругу друзей)

«Я – физическое»








«Я – интеллектуальное»


«Я – эмоциональное»








«Я – социальное»


15