Доклад «О реализации Концепции развития математического образования. Развитие математических способностей учащихся в объединении «Заниматика»


МАУ ДО ГДДТ
Доклад на тему:
«О реализации Концепции развития математического образования.
Развитие математических способностей учащихся
в объединении «Заниматика»
Подготовила: педагог ДОКазыева Б.Б.
г. Радужный, 2015 г.
«Природа – великая книга, написанная на языке математики»
Галилей
(итальянский физик, механик, астроном, философ и математик) 
Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько срослись с ней, что попросту не замечаем её. А ведь с математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес. Малыш растет, не может выговорить слово "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков.
О значении математики в современном мире и в России говорится в Концепцииразвития математического образования в Российской Федерации,утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г., которая представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации. В концепции отражены основные проблемы развития математического образования в стране:
- проблемы мотивационного характера (низкая мотивация учащихся связано с недооценкой значимости математического образования);
- проблемы содержательного характера (выбор содержания математического образования на всех уровнях образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни);
- кадровые проблемы (профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогов не отвечает современным нуждам).
В основных направлениях реализации данной концепции отмечается, что система дополнительного образования, включающая математические кружки и соревнования, является важнейшей частью российской традиции математического образования. Одновременно должны развиваться такие новые формы, как получение математического образования в дистанционной форме, интерактивные музеи математики, математические проекты на интернет-порталах и в социальных сетях, профессиональные математические интернет-сообщества.
Роль математики в современной науке постоянно возрастает. Это связано с тем, что, во-первых, без математического описания целого ряда явлений действительности трудно надеяться на их более глубокое понимание и освоение, а, во-вторых, развитие физики, лингвистики, технических и некоторых других наук предполагает широкое использование математического аппарата.
Для чего мне нужна математика? Этот вопрос нередко задают учащиеся, твёрдо решившие, что их жизнь и профессия никак не будут связаны с этой дисциплиной. Тем не менее, приходится объяснять детям, что нельзя встретить человека, который бы не знал хотя бы элементарные математические знания. Любой человек, какую бы социальную нишу он не занимал и чем по жизни не занимался, способен считать, знает таблицу умножения и сможет назвать большинство геометрических фигур. Математика с давних пор была фундаментальной наукой для других дисциплин. Недаром древние греки говорили, что математика – ключ к другим наукам. Так или иначе, на неё опираются все выработанные человечеством знания. Интеллектуальное развитие личности невозможно без знания математики.
О роли математики в жизни человека, об истории развития математики как науки, о практическом применении математических знаний в повседневной жизни, все это и многое другое, учащиеся узнают на занятиях в объединении «Заниматика».
Занятия в объединении проводятся по дополнительным образовательным программам «Заниматика» и «Планета математики», которые рассчитаны на 3 года обучения и ориентированы на развитие мышления, творческих сил детей, их интереса к математике, на формирование системы прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию. Содержание программ содержит следующие разделы:
- из истории математики.
- Числа и операции над ними.
- Думай, считай, отгадывай!
- Ох, уж эти задачи!
- Математические развлечения.
- Удивительные приключения Вычисляйки- Занимательная геометрия.
- Величины.
- Измеряем, замеряем, и задачи вновь решаем!
Занятия помогают учащимся углублению знаний по математике, знакомят с историей математики, развитию представлений о её практическом применении,
Усвоение программного материала во многом зависит от интереса учащихся к занятиям. Поэтому стараюсь применять различные формы обучения: игры, турниры, соревнования, викторины, брейн – ринги, КВН, занятия – путешествия, олимпиады, конкурсы знатоков. При устном счете использую дидактические игры, математические диктанты, упражнение «Восстановление стертых записей». При изучении задач решаем задачи – сказки, загадки – смекалки, задачи в стихах, логические задачи, задачи – шутки. Всевозможные формы кодирования ответов привлекают внимание ребят не меньше, чем интересная задача. Предлагаю следующие виды:
- программированный опрос (на доске рядом с примерами предлагаю ответы, закодированные буквами). Учащиеся решают пример, выбирают верный ответ и записывают в тетрадь букву-код, соответствующую верному ответу. По окончании счета у ребят появляется новое слово, об этом слове дается интересная историческая справка или готовится дополнительный материал.
- Математическое лото (ответы закрыты карточками. Учащиеся дают ответ, открывают его, перевернув карточку, прикрепляют ее рядом с ответом).Использование на занятиях таких видов упражнений как ребусы, графические диктанты, головоломки, тесты, кроссворды развивают у детей внимание, мышление, воображение, память.
Для активизации познавательной деятельности применяю работу в парах, индивидуальную работу по карточкам, самостоятельную работу, фронтальный опрос, работу с книгой.
Для повышения интереса к занятиям немаловажным является использование различных поощрений на наших занятиях: жетоны, наклейки, словесное поощрение, проверка выполненных заданий у одногруппников.
За время работы объединения дети принимали участие в различных конкурсах и имеют некоторые результаты. В 2013-2014 учебном году 6 учащихся стали призерами в дистанционной олимпиаде: 1 место -1 человек, 2 место – 1 человек, 3 место – 4 человека.
В 2014-2015 учебном году 1 ребенок принял участие в V городской научно-исследовательской конференции «Первые шаги в науку» и получил Диплом в номинации «Перспективный исследователь». Также участвовали во Всероссийском заочном конкурсе «Юный исследователь», стали лауреатом 3 степени. А в дистанционной олимпиаде в этом учебном году приняли участие уже 12 человек, из них 3 человека были награждены дипломами 1 степени, 5 человек – дипломами 2 степени, 3 человека – дипломы 3 степени и 1 ребенок – сертификат участника.
Таким образом, на занятиях в объединении учащиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками, приобретают опыт самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. У детей формируется научное мировоззрение, расширяется представление о практическом значении математики. Также формируются вычислительные навыки, развивается внимание, мышление, воображение, память.
Название конкурса Количество участников Результат
V городская научно-исследовательская конференция «Первые шаги в науку» 1 Диплом в номинации «Перспективный исследователь»
Всероссийский заочный конкурс «Юный исследователь» 1 лауреат III степени.
Международная дистанционная олимпиада «Инфоурок» 12 диплом I степени – 3 чел., диплом II степени – 5 чел., дипломы III степени- 3 чел., сертификат участника- 1 чел.