Реферат по теме Организация взаимодействия с родителями как условие социально – эмоционального развития дошкольников


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Реферат
Организация взаимодействия с родителями
как условие социально – эмоционального развития дошкольников
44.02.01 Дошкольное образование
Исполнитель:
Гостюхина М.А.,
студентка 4 ДО группы
Руководитель:
Устьянцева И.Ю.,
преподаватель педагогических дисциплин
Камышлов,2016
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc463423997 \h 2Глава 1 Социально-эмоциональное развитие дошкольников PAGEREF _Toc463423998 \h 71.1Развитие эмоциональной сферы дошкольника. PAGEREF _Toc463423999 \h 71.2Особенности общения детей дошкольного возраста PAGEREF _Toc463424000 \h 8Глава 2 Работа с родителями по социально - эмоциональному развитию дошкольника PAGEREF _Toc463424001 \h 92.1Способы взаимодействия формы, методы работы ДОО с родителями. PAGEREF _Toc463424002 \h 92.2Организация работы по социально-эмоциональному развитию дошкольников в условиях взаимодействия специалистов ДОО с родителями PAGEREF _Toc463424003 \h 10Список литературы PAGEREF _Toc463424004 \h 12Приложение PAGEREF _Toc463424005 \h 13

ВведениеВажность проблемы социально-эмоционального развития дошкольников очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим. Успех социализации ребенка во многом зависит от уровня развития его эмоционально-нравственной сферы. Именно эмоции регулируют познавательные процессы, характер действий. В работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других ученых, можно найти общие указания на то, что формирование высших человеческих чувств, происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности, содержанием побудительных мотивов ее поведения.
Абрамян Л.А. признавал тот факт, что внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности «вырастает» из его практического взаимодействия с этой действительностью. Этот сложный процесс может составлять содержание развития социальной направленности потребностей и мотивов в дошкольном возрасте. С этой точки зрения возможна взаимосвязь эмоционального, социального и нравственного развития дошкольников. [12]
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия. И семья, и дошкольная организация по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьёй. [15]
Анализ основополагающих документов, регламентирующих образование и развитие дошкольников позволил отметить, что в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделается социально-коммуникативная образовательная область, направленная на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей. [16]В современных условиях содержание и формы работы с семьей в ДОО отличаются разнообразием. Задачей каждого педагогического коллектива должно быть умение быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования. Взаимодействие педагогов ДОО и родителей как равноправных участников педагогического процесса необходимо строить на основе запросов семьи, так как именно она является основным социальным заказчиком. Педагогам и родителям следует искать позитивные способы и формы общения, которые могут побудить партнера по взаимодействию к размышлению, сопереживанию. Положительный результат воспитания и обучения воспитанников дошкольных организаций, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и ДОО в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между родителями и педагогами на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А. И. Захаров, А. Н. Демидова, О.Л. Зверева, Е. П. Арнаутова и др.) показали, что семья остро нуждается в психолого – педагогической поддержке специалистов на всех этапах дошкольного детства.
Основная цель взаимодействия семьи и сотрудников дошкольной организации заключается в стимулировании позитивных факторов семейного и общественного воспитания, организации их взаимодополнения и взаимовлияния. По моему мнению, ключевые направления в работе ДОО с семьей должны концентрироваться на формировании осознанного родительства и компетентного родителя, что в свою очередь обеспечивает полноценное и планомерное сотрудничество заинтересованных в воспитании ребенка субъектов. [8]
Из всего выше сказано вытекают противоречия:
- между объективной необходимостью усиления связи общественного и семейного воспитания по социально-эмоциональному развитию ребенка и их разобщенностью в реальном образовательном процессе;
- между необходимостью объединения усилий родителей и ДОО в воспитании и обучении детей и недостаточной теоретической разработанностью содержания, способов и форм их образовательного взаимодействия.
Проблема: отбор форм и методов организации работы с родителями по социально – эмоциональному развитию дошкольников.
Тема: «Организация взаимодействия с родителями как условие социально – эмоционального развития дошкольников».
Объект исследования: процесс социально – эмоционального развития дошкольника.
Предмет исследования: социально-эмоциональное развитие дошкольника в условиях взаимодействия с родителями.
Цель исследования: изучить возможности взаимодействия сотрудников ДОО с родителями, для социально-эмоционального развития дошкольников.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить особенности эмоционального развития дошкольника;
Рассмотреть особенности общения детей дошкольного возраста.
Выявить методы и формы работы с родителями
Методы исследования: анализ, дедукция, единство логического и исторического педагогических исследований, изучение литературы, изучение документов, изучение и обобщение педагогического опыта.
Теоретическая значимость: произведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации взаимодействия с родителями в условиях социально-эмоционального развития дошкольника.
Практическая значимость:
Реферат будет полезен для воспитателей, при работе с родителями.
Могут воспользоваться студенты образовательных учреждений

Глава 1 Социально-эмоциональное развитие дошкольниковРазвитие эмоциональной сферы дошкольника.Дошкольный возраст – это период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший от 3 до 4 года, средний от 4 до 5 лет и старший от 5 до 7 лет (Психология развития; Словарь под.ред. Венгера А.Л.). [4]
Дошкольник от 4 до 5 лет – это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких.
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В.А. Сухомлинский)
Развитие способности управлять своими эмоциями, адекватно проявлять их формирует более стабильный эмоциональный фон ребенка – эмоциональную устойчивость. На этой основе более эффективно осуществляется развитие способности к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению, что является условием формирования интеллектуальной зрелости ребенка. На фоне усложнения отношений ребенка с окружающими людьми развивается социальность как механизм формирования социальной зрелости. С 7-ти лет дети начинают осознавать, что другие люди могут иметь иные точки зрения, развивается понимание смысла. [23]
У ребенка развивается способность проводить самоанализ, мотивировать свои поступки, выражать собственные интересы. Через обогащение эмоционально-чувственного опыта и развитие социального «Я» осуществляется становление интегрального личностного новообразования - социальной компетентности. [11]
В отечественной психологии, начиная с работ Выготского Л.С, утвердилось мнение о много уровневости эмоций, как об основной из фундаментальных закономерностей их проявления и развития. Наиболее ярко эта идея проявляется при рассмотрении возрастных этапов развития эмоций, в частности на этапах младенческого, раннего и дошкольного детства. [6]
Развитие эмоций в младенчестве
Как отмечает Урунтаева Г.А. первая социальная эмоция, улыбка в ответ на ласковый голос близкого взрослого и его склоненное лицо, появляется у малыша приблизительно на 3-4-й неделе. В этот довербальный период радостные эмоциональные реакции малыша являются главным коммуникативным средством. Необходимо отметить, что до 6 месяцев общение вызывает у ребенка только положительные эмоции. На этой основе начинает формироваться симпатия и любовь к близким, как ответная реакция на их теплоту и заботу, ласку и доброжелательное внимание. [3]
Развитие эмоций в раннем детстве
Как и в младенческом возрасте, эмоции ребенка раннего возраста неустойчивы, кратковременны и имеют бурное выражение. Как отмечает Урунтаева Г.А., эмоции на этом этапе онтогенеза во многом определяют все поведение ребенка, именно поэтому оно так импульсивно и часто непредсказуемо.
По мнению Шакурова Р.Х., свидетельствует о формировании у ребенка представлений о положительно и отрицательно оцениваемых взрослыми образцах поведения.
Ключевые моменты эмоционального развития детей раннего возраста следующие:
эмоции также неустойчивы и изменчивы, как и в младенческом возрасте;
эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняет их импульсивность;
более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;
особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств и поступков.
Развитие эмоций в дошкольном детстве
Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.
Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее остаются трудно контролируемые эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.
Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций: интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.
На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Около 4 до 5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми с 6-7 лет.[5]
Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:
освоение социальных форм выражения эмоций;
формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;
благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Особенности эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции.
Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств через интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, открыть их для себя.
Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова.
Таким образом, особенности эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте, заключаются в следующем:
изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
формируются высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические;
появляется способность предвидеть эмоциональные результаты своей деятельности;
дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сопереживая другим людям.

Особенности общения детей дошкольного возрастаВ Федеральном государственном образовательном стандарте социализация ребёнка, а именно умение общаться с другими детьми и взрослыми, инициативность, умение занять себя разнообразной деятельностью утверждается в качестве основного критерия развития ребёнка. Поэтому проблема социально-эмоционального развития детей, сегодня становится особо актуальной, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. [15]
В дошкольном возрасте у ребенка увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок, усложняется содержание общения ребенка с окружающими его людьми и расширяется круг этого общения. Важное место в жизни ребенка начинает занимать сверстник.
Усложнение видов деятельности и общения, расширение круга общения приводят к формированию самосознания. Ребенок осознает себя, прежде всего, на уровне субъекта действия. У него складывается устойчивое положительное отношение к себе, определяемое потребностью в признании со стороны окружающих. Ребенок осознает себя как носителя индивидных характеристик - физического облика и пола, как человека, изменяющегося во времени, имеющего свое прошлое, настоящее и будущее. Самооценка дошкольника появляется в особых ситуациях, требующих от ребенка оценить себя, но по содержанию она ситуативно и отражает оценку, даваемую ребенку взрослым. К концу дошкольного возраста формируется конкретная самооценка, ребенок может внеситуативно и обоснованно оценить себя.
В дошкольном возрасте складываются механизмы управления своим поведением: усвоение и применение норм и правил поведения, соподчинение мотивов, целевая организация деятельности, умение предвидеть последствия поступков. Однако эти психологические образования еще не выполняют в полной мере своих регулирующих функций, и в этом смысле детям-дошкольникам приписывается недостаточность волевого развития. Одно из ее проявлений – комфортность детей по отношению ко взрослым и сверстникам, степень которой заметно снижается к концу дошкольного возраста. [14]
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется потребность быть как взрослый. Основная характеристика игры – наличие воображаемой ситуации. [9]
Однако ведущей и наиболее специфичной для этого периода является сюжетно-ролевая игра, в которой зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности дошкольника
Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать.
Развитие общения с взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно – ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. [21]
Глава 2 Работа с родителями по социально - эмоциональному развитию дошкольникаСпособы взаимодействия формы, методы работы ДОО с родителями.Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов. Родители - главные воспитатели своих детей!
Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется к 7 годам, в детском саду. Часто педагогам, и родителям воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одеждой. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги, часто испытывают трудности в общении с родителями по этим причинам. [10]
Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. Задача педагогического коллектива заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.
Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО.
И воспитатель, и родитель, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОО профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились.
Сегодня традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива ДОО с родителями воспитанников сочетаются с вариативными инновационными технологиями. Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации и родителей как равноправных участников педагогического процесса необходимо строить на основе запросов семьи, так как именно она является основным социальным заказчиком. Педагогам и родителям следует искать позитивные способы и формы общения, которые могут побудить партнера по взаимодействию к размышлению, сопереживанию. [22]
Родители как основные заказчики образовательных услуг имеют право принимать участие в организации образовательного процесса дошкольного учреждения. Необходимо стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса. Включение членов семей воспитанников в деятельность ДОО происходит через использование различных форм взаимодействия.
Основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:
1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи
2. Повышение компетентности родителей
3. Помощь семье в воспитании и образовании ребенка
4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО
Классификация форм взаимодействия с родителями:
1.Наглядно-информационные
Информационные стенды;
Папки-передвижки;
Буклеты, памятки, брошюры;
Выставки детских работ;
Фотовыставки;
Сайт ДОУ;
Публичный доклад руководителя;
Доска объявлений.
2. Развивающее общественное управление
Родительский комитет
Инициативная группа (оказание помощи в улучшении предметно-развивающей среды, участие в субботниках)
Творческая группа (подготовка и участие в праздничных мероприятиях, организация экскурсий).
3. Просветительские
Беседы, рекомендации;
Тематические консультации;
Мобильная библиотека (прокат методической и популярной литературы по вопросам воспитания детей);
Родительское собрание (семинар-практикум, мастер-класс, демонстрация приемов работы с детьми, деловая игра, викторина).
4. Творческо-продуктивные
Творческая мастерская;
Выставки совместного творчества;
Участие в конкурсах различной направленности;
Изготовление нестандартного оборудования при организации развивающей среды;
Совместные праздники, досуговые мероприятия.
5. Обратная связь
Анкетирование;
Экспресс-опрос;
«Книга доверия» (дневник оценки мероприятий, отзывы, предложения);
Сочинение сказок о семье и детском саде;
Беседа, наблюдение.
Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.
Познавательное направление. Направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
общие, групповые собрания;
консультации и индивидуальные беседы;
выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали;
участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов;
совместные экскурсии;
открытые НОД. Открытые просмотры, очень много дают родителям. Они получают возможность видеть своего ребёнка вситуации отличенной от семейной. Сравнивать его поведение, умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия;
совместное создание предметно-развивающей среды;
телефон доверия (номер заведующей и воспитателей есть у всех родителей);
утренние приветствия;
почта доверия;
семейные проекты.
Составление семейного древа помогает ребенку осознать себя не былинкой, одиноко растущей в поле, а членом целого рода, раскрывает родственные связи и объединяет поколения.
Информационно-аналитическое направление. Направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению можно проводить:
анкетирование;
тестирование.
Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.
Наглядно-информационное направление. Направляет и даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
Данное направление включает:
родительский уголок: включающий различную информацию.
Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.
нормативные документы;
объявления и рекламы;
продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки);
папка-передвижка.
Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.
эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл»;
фотовыставки;
выпуск газет.
Досуговое направление. Призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
По данному направлению можно организовать:
праздники, которые можно закончить чаепитием.
развлечения;
знакомство с профессиями родителей;
празднование дней рождения;
выставка семейной коллекции
акции. У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.
дни добрых дел.
Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
Таким образом, организация эффективного взаимодействия педагогов ДОО с родителями включает в себя следующие направления: информационно-аналитическое, организационно - просветительское и досуговое. Содержание и формы работы с семьей в ДОО отличаются разнообразием и определяются потребностями участников образовательного процесса. Целесообразно традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива ДОО с родителями воспитанников сочетать с вариативными инновационными технологиями. [17]

Организация работы по социально-эмоциональному развитию дошкольников в условиях взаимодействия специалистов ДОО с родителямиЗначительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье.
В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.[19]
Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.
Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.
Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта (математических способностей и т.д.), и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку как будущему гражданину.[1]
Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.
Встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время – время научно-технических достижений и прогресса – многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. «Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же?» - спрашивают в этих случаях у детей.
В воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка в семье очень важно:
эмоциональный микроклимат семьи, определяющийся в значительной степени характером взаимоотношений членов семьи, и в первую очередь родителей. При отрицательных взаимоотношениях огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношению со сверстниками наносит разлад родителей;
представление родителей об идеальных качествах, которые они желали бы видеть у своего ребенка в недалеком будущем. Идеальным большинство родителей считают те качества ребенка, которые прямо или косвенно связаны с интеллектуальным развитием: усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность, прилежание, желание учиться, добросовестность. Реже можно слышать о таких идеальных качествах, как доброта, внимание к другим людям;
интимные переживания родителей по поводу тех или иных качеств, обнаруженных в собственном ребенке. Что родителям нравиться, что радует в ребенке и, что огорчает, беспокоит в нем. Ответы свидетельствуют, что родители сознают необходимость воспитания у ребенка не какого-то одного, изолированного качества, а системы качеств, соотнесенных и связанных между собой: интеллектуальных и физических, интеллектуальных и нравственных;
важно, чтобы родители замечали некоторую избирательность ребенка в отношении к занятиям, к разным видам деятельности и насколько эта избирательность выражена. Любит ли он играть и в какие игры, как долго может заниматься этим; любит ли мастерить, клеить, вырезать, строить из конструктора; сохраняет ли свои поделки и постройки или тут же выбрасывает и ломает их;
привлекать ребенка к участию в будничных делах семьи: уборке квартиры, приготовлению еды, стирке и пр. Необходимо постоянно обращать внимание родителей на то, что, поощряя ребенка даже за незначительную помощь, подчеркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребенка, укрепляют его веру в свои силы, пробуждают социально необходимые качества личности; понимать родителям роль их собственного участия в совместной с ребенком деятельности. Распределяя с ребенком действия, чередуя их, включая его на равных в выполнении посильных дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств: внимания к другому, умения прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние.
дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального отношения к другим людям. [7]
Большинство родителей всегда готовы помочь ребенку в получении традиционного образования и чувствуют себя в этой роли вполне естественно. Они поощряют ребенка, как можно раньше научиться читать, писать и пр. Но современным детям нужно от родителей нечто гораздо большее, а именно, чтобы те принимали столь же активное участие в эмоциональном образовании ребенка.
Под воздействием целого ряда негативных факторов (нарушение детско-родительских отношений, неблагоприятный психологический климат и др. патологические факторы) у ребенка формируются признаки социально-эмоционального неблагополучия. Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают регрессирующее воздействие на процесс онтогенеза.
Условия для эмоционального развития ребенка
Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.
Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. [18]
Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.
1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.
Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессии снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.
2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, чтения сказок) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки). Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.
3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.
Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание.
4. В процессе трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы. [19]
Важной особенностью эмоционального развития является тесная связанность с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений.
В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени - с речью.
Одним из важнейших компонентов нравственного развития детей является развитие эмпатии, как способности человека к сочувствию другим людям и сопереживанию с ними, к пониманию их состояний. Изучение эмоций ребенка играет большую роль в выявлении причин поведения ребенка, позволяет определить его отношение к миру.
Необходимо использовать специально организуемые разные виды детской деятельности. Создание в этой деятельности условий для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), а также включение ребенка в разнообразные жизненные ситуации, значимые и неподдельные для него, в которых бы выявился уже приобретенный и формировался новый эмоциональный опыт ребенка, - все это может обеспечить существенный воспитательный эффект, развить нравственные побуждения ребенка. Важнейшим результатом такой целенаправленной, определенным образом организованной деятельности является улучшение эмоционального климата в отношениях детей с взрослыми, со сверстниками, а также обогащение, расширение и коррекция (в случаях необходимости) эмоционального опыта дошкольника. [20]
Профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Преемственность воспитания и обучения в детском саду и семье является непременным условием социально-эмоционального развития ребёнка. Воспитательные усилия должны быть согласованными. Это не означает, что дома и в детском саду должны быть созданы равные условия, так как то, что возможно дома, может быть не разрешено в детском саду и наоборот. Общая тёплая атмосфера и хорошие контакты между взрослыми особенно важны в случаях возникновения проблем у ребёнка. Чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать своими союзниками используются как традиционные, так и новые формы работы.
Обмен опытом семейного воспитания позволяет родителям делиться информацией, приводить примеры взаимодействия со своим ребёнком в какой-либо деятельности, рассказывать об интересных ситуациях, о своих успехах и трудностях в воспитании.
Для проведения экскурсий выходного дня детей и их родителей разрабатывается тематика и ее содержание, которые предлагают родителям посетить мероприятия, проводимые в городе (выставки, спектакли, кинофильмы), игры и развлечения для «семейных досугов», организация семейных экскурсий (парк, походы), с целью формирования познавательных потребностей, освоения социального опыта.
Взаимодействие с родителями воспитанников позволяет лучше узнать индивидуальные особенности каждого ребёнка, помогает взрослым глубже узнать желания и переживания детей. [13]

ЗаключениеПодводя итоги, можно отметить, что ценность эмоциональной составляющей как базисной составляющей человеческой жизни не вызывает сомнений. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи. Именно потому многие психологи (Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Семаго и др.) утверждают, что формирование эмоций человека являются важнейшим условием развития его как личности. [2]
Нами было отмечено, что для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.
В процессе социально-эмоционального развития дошкольника необходимо взаимодействие воспитателей ДОО и родителей.
Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.
Родители как основные заказчики образовательных услуг имеют право принимать участие в организации образовательного процесса дошкольного учреждения. Необходимо стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса. Включение членов семей воспитанников в деятельность ДОО происходит через использование различных форм взаимодействия.

Список литературыБожович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2008. – 124с.Вайнер, М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2013.- 96с.Валлон, А. Психическое развитие ребёнка. – Санкт-Петербург: Питер, 2011.- 190с.Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 160с.Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2009. – с.107. HYPERLINK "http://www.persev.ru/vygotskiy-lev-semenovich" \o "Выготский Лев Семенович" Выготский Л.С. развитие личности и мировоззрения ребенка. // Психология личности. Хрестоматия. – СПб: Питер, 2002. – 480 с.Данилина, Т. А., Зегденидзе, В.Я., Стёпина, Н. М. В мире детских эмоций. - М.: Изд. «Айрис-пресс». 2009. – 412 с.Дошкольная педагогика С.А. Козлова Т.А. Куликова 12-е издание М.: Норма, 2011. - 416 с.Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании".Из опыта работы Добавил: Aron(28.04.2010)|Автор:Лукьяненко Ю.А.:http://srcnlsk.ru/publ/specam/opyt/osobennosti_ehmocionalnogo_razvitija_rebenka_doshkolnogo_vozrasta/2-1-0-1;Изард, К.Э. Методы изучения эмоций // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В.Фаликман. - М.: ЧеРо, 2009. – 416 с.Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. Учебное пособие для ВУЗов. –М.: Академия, 2009. – 288с.Козлова Е.В., канд. психол. наук, доц. БПГУ им. Шукшина В.М., Ворстер А.В., аспирант БПГУ им. Шукшина В.М.. СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 7 (19) 2009 :http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-emotsionalnoe-razvitie-starshih-doshkolnikov;Лаврентьева, М.В. Общая характеристика развития детей среднего дошкольного возраста // Православный образовательный портал "Слово"Практикум по креативной терапии / Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. – СПб.: Речь, 2014.-391с.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации к 2012-2013 учебному году / сост. Е.В. Пляскина. – с. Троицкое: РМК, 2013;Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде / Материалы международного семинара. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.-412с.Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка. – М: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2009. – 213с.Теория и практика сказкотерапии. Опыт психодиагностики и психокоркекции/ Т.Д. Зинкевич, А.М. Михайлов. – СПб.:Смарт, 2013. – 235с.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.Шведовская, А.А. Особенности переживания детско–родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М.: МГУ, 2013.-281с.Эмоциональное развитие дошкольника / Под.ред. А.Д. Кошелевой. – [Текст] / Под.ред. А.С. Кошелевой. – М.: Просвещение, 2007.-341с.


Приложение