Занятие Школы Родительского Актива в клубе молодой семьи по теме: «Не бойся, мы с тобой»

Школа и семья Как придти к максимальному взаимопониманию, сотрудничеству между ними? Этот вопрос волнует каждого педагога в школе.
О современной школе много пишут и говорят. По данным социологических опросов 7,8% педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности.
На каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию качеств ребенка? Вопрос этот не нов, но от этого не теряет своей важности и актуальности.
Сейчас приоритетной задачей школы названо воспитание личности способной к самореализации и саморазвитию. Опыт показывает, что мы, педагоги, можем решать эту задачу.
Не должны оставаться в стороне и родители. Ведь они обладают знаниями о своих детях, которыми не располагает классный руководитель. Родители заинтересованы в положительных изменениях личности своего ребенка, поэтому могут внести свой вклад в моделирование и построение воспитательной системы. Они имеют богатый социальный опыт и выражают в себе интересы представителей разных профессий, что дает возможность избежать одностороннего моноролевого взгляда на проблемы развития и воспитания учащихся. Отсюда становится очевидной важность соединения в совокупном субъекте моделирования воспитательной системы класса профессиональной компетентности и организаторского мастерства классного руководителя, активного участия и нестандартных идей учащихся, социального опыта и заинтересованности родителей.

Работая над воспитательной системой класса, я провела изучение не только учащихся, но и их семей, отношений, общения и деятельности в коллективе с целью выявления воспитательных возможностей родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности. В начале учебного года был проведён конкурс сочинений и презентаций «Моя семья», праздник «Наш класс – семья».
Личные беседы с родителями позволили выявить их склонности, интересы и таланты.
Было проведено анкетирование родителей 1 класса с целью изучения мнений по вопросу сотрудничества семьи и школы.
Анкетирование показало, что родители понимают необходимость совместной деятельности со школой. Готовы к сотрудничеству все родители класса, каждый определил сферу деятельности, в которой он может помочь классному руководителю.
На одном из первых заседании Школы родительского актива была разработана модель выпускника начальной школы, определены цели и задачи воспитания.













Школа родительского актива «Ценности нашего класса»

Участники: родительский актив, классный руководитель.

Цель: определение приоритетных ценностных ориентиров воспитания.

Оформление, оборудование и инвентарь:
мультимедийное оборудование;
видеоролик с интервью;
стеклянная банка, камни, зелёный горошек, вода, песок;
бумажные силуэты банки, камней, зелёного горошка и капель воды;
список ценностей;
фломастеры.

Ход заседания
Снятие эмоционального напряжения.

Упражнение: «Круг».

Цель: снятие напряжения через движения, организация взаимодействия.

Участники становятся в круг. Все протягивают руки к его середине. По команде все одновременно берутся за руки и делают это так, чтобы в каждой руке оказалась чья-то одна рука. При этом надо стараться не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. После того, как все руки соединены, участникам предлагается распутаться, не разнимая рук.

Деление на три творческие группы.

Работа с притчей «Полная банка»
Берётся банка и заполняется камнями.
- Полна ли банка?
Тогда в банку высыпается горошек, немного встряхивают. Горошек занимает свободное место между камнями.
- Полна ли банка?
Тогда высыпают в банку песок. Естественно песок занимает полностью существующее свободное место и всё закрывают.
Полна ли банка?
Тогда из-под стола достают кружку с водой и выливают её в банку до последней капли, размачивая песок.
- Банка - это наша жизнь. Камни - это важнейшие вещи нашей жизни: семья, здоровье, друзья, дети- всё то, что необходимо, чтобы наша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек- это вещи, которые лично для нас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок – это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. Так и в нашей жизни, и в жизни наших детей: если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не останется места для важнейших вещей. Заниматься нужно прежде всего камнями, то есть самыми важными вещами в жизни, а для этого необходимо определить приоритеты.
Каждый человек сам определяет свои приоритеты, но первокласснику трудно сделать это самому в силу маленького опыта. Какие же ценности выбирают наши первоклассники?
Видеоролик

Знакомство родителей с условиями формирования ценностей и принятой классификацией ценностей. Определяющая роль ценностей в судьбе людей, так как они служат ориентиром и составляют основу поступков.

Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В детстве эта необходимость ощущается особенно остро.
Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.
Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.
В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. "Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека", - говорил В. А. Сухомлинский.
Социоконструкция.
Каждая творческая группа получает листы со списком ценностей. В течение 10-15 минут выбирают из них те, которые необходимо сформировать у первоклассников ( не более пяти). Выбранные ценности родители записывают на силуэтах камней, горошка, капелек воды, тем самым ранжируя их.
Ценности это то, что для тебя важно в жизни, что ты ценишь больше всего

активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
здоровье (физическое и психическое);
красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
наличие хороших и верных друзей;
общественное признание (уважение окружающих, коллектива);
познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
творчество (возможность творческой деятельности);
уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
воспитанность (хорошие манеры);
жизнерадостность (чувство юмора);
исполнительность (дисциплинированность);
независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
непримиримость к недостаткам в себе и других;
ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
честность (правдивость, искренность);
эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
чуткость (заботливость).

Социолизация
Представитель каждой группы прикрепляет силуэты с надписями на силуэт банки и аргументируют свой выбор. Остальные группы уточняют, выражают своё согласие или сомнение.

Социоконструкция
«Даже путь в тысячу вёрст начинается с первого шага»
-Запишите 1-2 конкретных дела, направленных на формирование той или иной выбранной ценности, которую вы можете организовать сами или помочь в их проведении.
Дела, записанные на камнях, горошке и капельках могут включать в себя следующие виды деятельности: познавательная, проблемно- ценностное общение, художественное творчество, социальная добровольческая, трудовая, спортивно- оздоровительная и туристско – краеведческая, - а на силуэтах –капельках деятельность может носить досугово- развлекательный характер.
Социоконструкция и социолизация.
Родители работают 10-15 минут в группах, а затем выходят к доске и записывают названия коллективных дел на уже прикреплённых соответствующих силуэтах.
Рефлексия




Если люди сами не умеют летать, пусть научат летать своих детей. Притом летать высоко, стремительно, далеко, красиво. И настанет срок, когда дети раскроют крылья и взлетят. Пусть взрослые просто последуют за детьми, чтобы уберечь их от падения. И тогда обнаружат, что, оказывается, они тоже летят...»
Шалва Амонашвили

Ценности это то, что для тебя важно в жизни, что ты ценишь больше всего

Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.



МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)
– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
– здоровье (физическое и психическое);
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
– наличие хороших и верных друзей;
– общественное признание (уважение окружающих, коллектива);
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
– творчество (возможность творческой деятельности);
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
– воспитанность (хорошие манеры);
– жизнерадостность (чувство юмора);
– исполнительность (дисциплинированность);
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
– непримиримость к недостаткам в себе и других;
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
– честность (правдивость, искренность);
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
– чуткость (заботливость).


15