Отряды: Грызуны, Зайцеобразные расширить представление учащихся о многообразии млекопитающих познакомить с общей характеристикой отрядов грызунов и зайцеобразных с особенностями строения и образа жизни отдельных представителей названных отрядов с их зн


№ 34от________ дата.
Тема урока: «Отряды: Грызуны, Зайцеобразные».
Цели урока: расширить представление учащихся о многообразии млекопитающих; познакомить с общей характеристикой отрядов грызунов и зайцеобразных; с особенностями строения и образа жизни отдельных представителей названных отрядов; с их значением в природе и жизни человека; показать необходимость охраны представителей названных отрядов.
Задачи:
Образовательная: дать представление учащихся, о отрядах млекопитающих; познакомить с особенностями строения, процессами жизнедеятельности; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.
Развивающая: продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем тему и делать логические выводы; формирование навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы; сформировать интерес к использованию в процессе обучения информационных технологий; продолжить формирование умений самостоятельной работы с текстом учебника, таблицей, развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная: воспитывать бережное отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.
Предметные результаты: Находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические объекты.
Личностные результаты: Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.Познавательные УУД : Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Вычитывать все уровни текстовой информации.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Основные понятия: Грызуны, Зайцеобразные
Межпредметные связи: история, география, экология.
Ресурсы урока: учебник, м/презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал, таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет льва».
Организация пространства: индивидуальная, групповая.
Технология проведения
Содержание деятельности учителяСодержание деятельности учащегося
Самоопределение к деятельности Организационный этап Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Актуализация знаний. (Тест) проверка по слайду. Самооценка.

А. Выполнение тестовых заданий. Выбрать один ответ из четырех.
1.Особенности покровов млекопитающих:
а)кожа влажная, голая, в ней много желез;
б)кожа сухая, покрыта перьями;
в)у большинства кожа покрыта волосяным покровом;
г)кожа покрыта костной чешуей.
2.Теплокровность у млекопитающих обеспечивается:
а) потовыми железами;
б)шерстным покровом;
в)перьевым покровом;
г)сухой кожей без желез.
3.Сердце млекопитающих:
а)двухкамерное;
б)трехкамерное;
в)трехкамерное с неполной перегородкой;
г)четырехкамерное.
4.Кровеносная система млекопитающих характеризуется:
а)трехкамерным сердцем и двумя кругами кровообращения;
б)четырехкамерным сердцем и двумя кругами кровообращения;
в)двухкамерным сердцем и одним кругом кровообращения;
г)трехкамерным сердцем с неполной перегородкой и двумя кругами кровообращения.
5.Более высокий уровень организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися достигается строением:
а)дыхательной системы;
б)нервной системы;
в)пищеварительной системы;
г)опорно-двигательной системы.
6.Сохранность потомства у млекопитающих не зависит от:
а)живорождения;
б)среды обитания;
в)вынашивания детенышей;
г)питания молоком.
7.К признакам более высокого уровня организации млекопитающих не относится:
а)строение нервной системы;
б)живорождение;в)теплокровность;
г) строение дыхательной системы.
8. Доказательством происхождения млекопитающих от пресмыкающихся служит:
а)строение нервной системы;
б)наличие камер в сердце;
в)сходство в развитии зародыша;
г)наличие зубов.
Приветствие учителя.
Проверка готовности к уроку.
Выполнение теста.
Постановка учебной задачи Мотивация к учебной деятельности.
Мы сегодня мы изучаем семейство беличьих, мышиных, бобровых, а что их объединяет? Беседа. Тема нашего урока семейства грызуны и зайцеобразные.

Тема урока, цель, задачи. Беседа Дети высказывают свои предложения. Определяют тему урока, цель урока, ставят задачи.
Построение проекта выхода из затруднения проговаривают
название следующего этапа
Проговаривание темы урока, цели и задач урока Реализация построенного проекта. «Открытие нового знания» Организует подводящий диалог.
Организует формирование нового знания в речи
Первичный контроль знаний

Давайте познакомился с отрядами млекопитающих.
Делимся на 2группы, изучаем 2отряда класса млекопитающих и представляем свои мини, проекты. По ходу презентации проекта заполняем таблицу.
Отряд Представитель Характерные признаки Значение для человека и природы
Заслушивание отчетов в группе. Оценивание групп.
ФизминуткаПроверка знаний. Беседа.
Что можно сказать об особенностях внешнего вида грызунов, их величине?
Где обитают грызуны и о чем это свидетельствует?
Какая особенность строения характерна для всех грызунов?
Каковы особенности размножения грызунов?
Какие особенности строения и образа жизни беличьих, мышиных, бобровых определяют их роль в природе и жизни человека?
Каково значение грызунов в природе и жизни человека?
в чем сходство в строении и образе жизни зайцеобразных и грызунов?
Почему зайцеобразных относили к отряду грызунов и почему это неправомерно с биологической точки зрения?
Какое значение для распространения зайца-беляка имеет то, что зайчата рождаются зрячими, покрытыми плотным шерстяным покровом Участвуют в беседе. Работают с текстом. Производят его анализ. ( работа индивидуальна).

Работа в 2 группах
Представление проектов. Самооценка своей работы.
физминутка
Отвечают на вопросы учителя.
Оценивают себя после опроса.
Рефлексия учебной деятельности на уроке Зафиксировать достижение поставленных целей; оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса; обсудить домашнее задание Мы переходим к последнему этапу - подводим итог работы
-Вспомним тему урока
-Что интересного вы узнали?
-Оцените свою деятельность на уроке
Домашнее задание п.32. пересказ, подготовить сообщения: Китообразные, Ластоногие, Хоботные,
Хищные Называют следующий этап. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку
Приложение к уроку № 34.
А. Выполнение тестовых заданий. Выбрать один ответ из четырех.
1.Особенности покровов млекопитающих:
а)кожа влажная, голая, в ней много желез; б)кожа сухая, покрыта перьями; в)у большинства кожа покрыта волосяным покровом;
г)кожа покрыта костной чешуей.
2.Теплокровность у млекопитающих обеспечивается:
а) потовыми железами; б)шерстным покровом; в)перьевым покровом; г)сухой кожей без желез.
3.Сердце млекопитающих:
а)двухкамерное; б)трехкамерное; в)трехкамерное с неполной перегородкой; г)четырехкамерное.
4.Кровеносная система млекопитающих характеризуется:
а)трехкамерным сердцем и двумя кругами кровообращения; б)четырехкамерным сердцем и двумя кругами кровообращения; в)двухкамерным сердцем и одним кругом кровообращения; г)трехкамерным сердцем с неполной перегородкой и двумя кругами кровообращения.
5.Более высокий уровень организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися достигается строением:
а)дыхательной системы; б)нервной системы; в)пищеварительной системы; г)опорно-двигательной системы.
6.Сохранность потомства у млекопитающих не зависит от:
а)живорождения; б)среды обитания; в)вынашивания детенышей; г)питания молоком.
7.К признакам более высокого уровня организации млекопитающих не относится:
а)строение нервной системы; б)живорождение; в)теплокровность; г) строение дыхательной системы.
8. Доказательством происхождения млекопитающих от пресмыкающихся служит:
а)строение нервной системы; б)наличие камер в сердце; в)сходство в развитии зародыша; г)наличие зубов.