Занятие с элементами тренинга для педагогов « Формула эмоционального комфорта»


Занятие с элементами тренинга для педагогов
Тема: « Формула эмоционального комфорта»
Цели занятия:
Активизация процесса самопознания и взаимопознания у педагогов;
Создание условий для групповой сплоченности;
Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;
Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения;
Задачи занятия:
Побуждать участников к анализу своей личной и профессиональной деятельности;
Формировать умения объективного оценивания реальных и желаемых взаимоотношений в семье и на работе;
Рассмотреть и апробировать варианты снятия эмоционального напряжения;
Создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению педагогического коллектива;
Оборудование: музыка для релаксации, лепестки из цветной бумаги, маркеры, цветные карандаши стандартные листы бумаги, раздаточный материал.
Вступление. Актуальность выбранной темы.
Ведущий. Профессия преподавателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с обучающимися, родителями, педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении.  «Учитель соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата».
Труд учителя – это каждодневная работа не только с учащимися в школе, но и регулярная работа над собой.
Основная часть
Упражнение № 1 Цветок настроения”. 
Цель: настрой на позитивное общение, диагностика настроения участников.
Проведение: Участникам предлагается выбрать лепесток по своему настроению и объяснить почему. В заключение занятия, также отслеживается настроение участников.

В любой группе существуют правила, по которым она работает или придерживается. И я предлагаю ряд определенных правил, можете также и вы предложить свои правила, которых мы будим с вами придерживаться. Правила это нормы, которые значительно сокращают потери времени, позволяют продуктивно работать над собой и помогают достичь главной цели занятия.
Правила групповой работы.
Обращаться друг к другу по имени.
Принимать себя и других такими, какие они есть.
Быть искренними.
Избегать оценок друг друга.
Активное участие в происходящем.
Уважение к говорящему.
Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.
Конфиденциальность всего происходящего в группе.
Общение по принципу “здесь и сейчас”.
Упражнение 2. «Комплимент»
Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.
Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.
Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы
« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты…!
Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания.  Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно  не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить. Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.
Например:
- Света, ты такой терпеливый человек!
- Да, это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Надежда, такие красивые глаза!
Анализ упражнения:
С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения? Были ли приятные моменты в упражнении, какие?
Упражнение № 3 “Порядковый счет”.
Цель: установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотрит на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и смотрит на другого.
Упражнение № 4 “Ловец благ”. 
Цель: развивать умения позитивного отношения к жизненным ситуациям.
(Звучит тихая инструментальная музыка.)
Инструкция.
Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся.
Придумайте и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:
Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вы опаздываете на работу, прибегаете на остановку, а автобус перед “вашим носом” уезжает.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вас не поздравил с праздником друг.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комментарии для ведущего.
Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участнику, указавшему более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, вручается медаль: “Ловец благ”!

А сейчас я предлагаю немного подвигаться. Игра « Поменяйтесь местами, те..»- у кого голубые глаза; - короткая стрижечка; - юбочка; - цветочки на одежде.
Игра « Привет бобёр!»
Цель: Снятие напряжения
- Формирование групповой сплоченности
Для педагогических работников обязательно делается акцент на то, что игра проводиться с целью активизации их внимания перед следующим заданием.
 Привет бобер»
Играющие стоят в кругу.
Инструкция: Игра требует скорости и внимания. Водящий идет по внешней стороне круга и хлопает одного из участников по плечу. Они разбегаются по внешней стороне круга в разные стороны. Встретившись, они жмут друг другу руки и говорят: "Привет, привет!" (можно называть свои имена) и бегут дальше, стараясь занять свободное место. Участник, который не успел занять место, становится водящим.
Игра направлена на отдых, поэтому не требует серьезных комментариев с нашей стороны, но хочется отметить, что важно следить за тем, чтобы в игровом азарте участники продолжали дружески хлопать по плечу кого-то из круга, а не бить по спине, что, естественно, может вызвать отрицательные эмоции вместо радости от игры.
Творческая работа. Проективная методика « Куб» ( Щукин А.У.)
Цель: самооценка отношение к важным сферам собственной жизни.
Материал: заготовки кубов, ножницы, клей - по кол-ву участников. Картинки разнообразные в большом количестве, всё, что может ассоциироваться с данными сферами, названия сфер ( я остановилась на выборе: «я и семья, я и дети, я и коллеги, я на отдыхе, я как женщина».сферы участники должны приклеивать сами. т.к. имеет значение где находится грань – сверху, перед собой, нижняя не заполняется – ставится на ладонь.

Участникам предлагается 5 карточек с жизненными сферами и набор картинок. Необходимо выбрать картинки, которые ассоциируются с каждой сферой и приклеить к карточке. Затем карточки наклеиваются на грани куба.
По завершению работы участники должны положить куб пустой стороной себе на ладонь и оценить:
- что находится сверху,
- что ближе к ним и что дальше,
- какие грани соприкасаются, а какие нет,
- свое отношение к результату. Работа имела успех. С интересом педагоги выбирали подходящие для себя картинки, анализировали своё творение. Главная задача педагога – психолога подготовить большое кол-во материала, что бы у участников тренинга был выбор. Положительные эмоции, хорошее настроение участников гарантирую.

Ведущий: В нашем занятии было много игровых моментов. Так в легкой непринужденной обстановке мы рассмотрели серьезную тему. Обратите внимание на высказывания, в которых хранится мудрость веков:
Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.
Не бойся! Трус обречен на поражение.
Трудись! Другого пути к успеху не дано.
Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт.
Не лги! И ты будешь иметь друзей.
Не обманывай себя. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других и ты многое поймешь, избежишь много бед, добьешься уважения других людей.
Оставайся всегда во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемой цели.
Притча о позитивном мышлении.
У одного африканского короля был близкий друг, с которым он вместе вырос. Этот друг, рассматривая любую ситуацию, которая когда-либо случалась в его жизни, будь она позитивная или негативная, имел привычку говорить: «Это хорошо!».Однажды король находился на охоте. Друг, бывало, подготавливал и заряжал ружья для короля. Очевидно, он сделал что-то неправильно, готовя одно из ружей. Когда король взял у своего друга ружьё и выстрелил из него, у него оторвало большой палец руки. Исследуя ситуацию, друг как обычно изрёк: «Это хорошо!» На это король ответил: «Нет, это не хорошо!» — и приказал отправить своего друга в тюрьму.Прошло около года, король охотился в районе, в котором он мог, по его мнению, находиться совершенно безбоязненно. Но каннибалы взяли его в плен и привели в свою деревню вместе со всеми остальными. Они связали ему руки, натаскали кучу дров, установили столб и привязали короля к столбу. Когда они подошли ближе, чтобы развести огонь, они заметили, что у короля не хватает большого пальца на руке. Из-за своего суеверия они никогда не ели того, кто имел ущербность в теле. Развязав короля, они его отпустили.Возвратившись домой, он вспомнил тот случай, когда он лишился пальца, и почувствовал угрызения совести за своё обращение с другом. Он сразу же пошёл в тюрьму, чтобы поговорить с ним.— Ты был прав, — сказал он, — это было хорошо, что я остался без пальца.И он рассказал всё, что только что с ним произошло.— Я очень жалею, что посадил тебя в тюрьму, это было с моей стороны плохо.— Нет, — сказал его друг, — это хорошо!— Что ты говоришь? Разве это хорошо, что я посадил своего друга на целый год в тюрьму?— Если бы я не был в тюрьме, то был бы там вместе с тобой.
Спасибо всем за активное участие.
Надеемся, что наша встреча помогла вам еще раз внимательнее посмотреть на себя и других.
Хочется добавить, что все упражнения имели положительный результат. Если тщательно подготовить материал для работы, то успех гарантирован!
Желаю удачи!