Семинар с элементами тренинга для педагогов Профилактика выгорания


Как избежать встречи с синдромом
профессионального выгорания.
Советы и упражнения.
Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию
– Один из методов преодоления стрессов является оздоровительная система Сметанкина – с использованием тренажёра БОС (биологической обратной связи) «Дыхание», предназначенный для сохранения и укрепления здоровья, преодоления стрессовых ситуаций, повышения работоспособности, снижение тревожности, путём выработки диафрагмально-релаксационного типа дыхания.– Диафрагмальное дыхание – это специальное дыхание животом, которое позволяет добиться того, что сердце, сосуды, дыхательная система работают без перегрузки и человек максимально расслабляется.– ДАС – дыхательная аритмия сердца – разница величин пульса на вдохе и выдохе: чем выше показатель ДАС, тем выше уровень здоровья, тем меньше биологический возраст человека.
Практическая часть (технология диафрагмально-релаксационного дыхания)
Сядьте в кресло удобно, слегка откинувшись на спинку, мышцы спины, рук и ног должны быть расслаблены. Одну руку положите на живот, а другую – на грудь.
Вдох делается через нос, без напряжения, комфортно.
На вдохе живот надувается. При вдохе нужно контролировать, чтобы рука, лежащая на животе, двигалась, а та, которая расположена на груди, оставалась в покое.
Выдох производится через рот, медленно, плавно, спокойно, через слегка сомкнутые губы, с полным мышечным расслаблением. Брюшная стенка на выдохе медленно втягивается, должно быть ощущение, что вместе с воздухом уходит напряжение.
С каждым выдохом необходимо расслабляться всё больше и больше. Выдох длится в два-четыре раза дольше, чем вдох.
– Давайте попробуем подышать животом без компьютера.– А теперь с помощью компьютера.
Релаксационное упражнение «Горячий воздушный шар»
Включается спокойная музыка.
– Устройтесь поудобнее, займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте их и не шевелитесь. Сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте от 10 до 1. Постепенно полностью расслабьтесь. Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу… Рассмотрим эту картину как можно подробнее. Вы складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара. Когда корзина будет полной, представьте, как верёвка шара сама отвязывается, и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем. В последний раз взгляните на эту еле-еле заметную точку … и вновь переноситесь сюда в этот кабинет … откройте глаза … можете потянуться… встать.
Рекомендаций для профилактики и устранения «эмоционального выгорания».
1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей – успех, который повышает уверенность в себе. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.
2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность «эмоционального выгорания» значительно снижается, или этот процесс становится менее выражен. Полезно общаться не только на работе или дома, но и создавать «Клубы по интересам».
3. Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь).
4. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.
5. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты.
6. Использование личностно-ориентированных методик и арт-терапевтических техник с целью уменьшения профессионального стресса, профилактики и лечения синдрома эмоционального выгорания. Эти методики должны быть направлены на познание своих личностных особенностей и развитие необходимых качеств и навыков. Арт-терапевтические техники в данном случае будут способствовать повышению психологической компетентности педагогов, снятию напряжения, развитию умений направлять свои негативные эмоции на неодушевленные предметы. В занятие можно включать приемы сказкотерапии, рисования, песочной терапии, музыкотерапии и других видов творчества.