«Электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Закон Ома для полной цепи». 10 класс

Урок по физике в 10 классе по теме
«Электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Закон Ома для полной цепи»
Цели урока: 
Обучающая: Ввести понятие электродвижущей силы; сформулировать закон Ома для полной цепи; сформировать у учащихся представление о различии между ЭДС, напряжением и разностью потенциалов.
Воспитательная: Формировать  положительное отношение к учению, внимательность, аккуратность.
Развивающая: Развивать логическое мышление учащихся, проводить связь с жизнью.
Тип урока: 
Комбинированный урок

П л а н у р о к а.

Организационный (ознакомление с планом урока) –
Физический диктант (взаимоконтроль) –
Изучение нового материала:
Закрепление.
Знаешь ли ты приборы?
Тест
Подведение итогов –
Организационный момент
- готовность класса к уроку, внешний вид, порядок в классе.
- деление на группы (3 группы) на счет 1,2,3
Начиная с этого урока, мы начинаем повторение полученных нами знаний в восьмом классе об электрическом токе, а также углубим эти знания.
  II. Физический диктант

1 группа: Учащиеся пишут только ответы на листочках с заранее указанным заданием:
№ задания
Физическая величина
Обозначение
физике (буква)
Единица измерения в системе СИ
Формула для вычисления этой физической величины

1
Сила тока




2
Напряжение




3
Сопротивление




4
Удельное сопротивление




5
Длина проводника




6
Поперечное сечение проводника




7
Электрический заряд




8
Эдс





После выполнения задания, ученики обмениваются листочками и проверяют друг у друга (для быстрой проверки учитель предлагает слайд №3 «Ответы») . Оценивают диктант по следующим результатам (каждый верный ответ -1 балл):
Меньше 12 ответов – оценка «2»
От 12-16 верных ответов – оценка «3»
От 17-21 верных ответов – оценка «4»
От 22 – 24 верных ответов – оценка «5»
2 Группа
1
Электрический ток создают                      
( движущиеся  заряженные частицы)


2
Прибор для измерения силы тока                                     
( Амперметр)


3
Прибор для измерения напряжения                                   
(Вольтметр)


4
Прибор, сопротивление которого можно регулировать       
(Реостат)


5
Амперметр включается в цепь                                        
( последовательно)


6
За направление тока принято                             
направление положительно
движущихся частиц


7
Сопротивление металлов с ростом температуры                      
увеличивается


8
С изменением силы тока или напряжения в цепи    сопротивление проводника

не изменяется


9
Можно ли изменить ЭДС источника тока               изменяя сопротивление в цепи?

нет



3 группа













III. Изучение нового материала:
1 группа: Анализ закона Ома для участка цепи
Что такое вольтамперная характеристика? Почему ее так называют?
График, выражающий  зависимость силы тока от напряжения, называется вольт-амперной характеристикой проводника.
Используя формулу расчета сопротивления проводника и опытные данные, определите сопротивление проводников. Какой из проводников обладает большим сопротивлением? ( R2)
Зависит ли сопротивление проводника от температуры? Как выглядит зависимость?
2 Группа
   - Сформулируйте закон Ома для полной цепи, используя формулу.
Закон Ома для полной цепи:
Сила тока в цепи прямо пропорциональна электродвижущей силе источника тока и обратно пропорциональна сумме электрических сопротивлений внешнего и внутреннего участков цепи.
3 группа
- Проведите аналогию формул
Как вы понимаете короткое замыкание? Что происходит при коротком замыкании?
IV. Закрепление.
Решение задач по теме. Упр 19
№1  Гальванический элемент с ЭДС E = 5,0 В и внутренним сопротивлением r = 0,2 Ом замкнут на проводник сопротивлением R = 40,0 Ом. Чему равно напряжение U на этом проводнике?
Ответ: U = 4,97 В.
№2  К аккумулятору с ЭДС   В и внутренним сопротивлением r =0,5 Ом, подключили лампочку сопротивлением R=100 Ом. Определить силу тока в цепи.
Ответ: 0,995 В
№3  Определить ЭДС источника тока с внутренним сопротивлением r = 0,3 Ом, если при подключении к клеммам источника тока параллельно соединенных резисторов R1=10 Ом и R2=6 Ом сила тока в цепи: I=3 A.
Ответ: 12,15 В
V. На демонстрационном столе стоят приборы:
1)электроскоп 4) манометр;
2) вольтметр; 5) аккумулятор;
3) амперметр; 6) электрометр 7) реостат.

Вопросы.
Какой прибор
измеряет силу тока в цепи?
определяет наличие электрического заряда?
изменяет силу тока в цепи?
служит источником тока?
не применяется в электротехнике?
определяет значение электрического заряда?

VI Тест
1 Формула выражающая закон Ома для замкнутой цепи записывается как:
а) I=U/R;                      б)                  в) ;          г)
2 Ток короткого замыкания можно рассчитать по формуле:
а) ;             б) ;               в) ;                 г)
3. Выразите в миллиамперах 25А

А)25 А;
Б) 2500 А;
В) 25 000 А

4. Сколько мегавольт в 10000 В?

А) 10 МВ;
Б) 100 МВ;
В) 1 МВ;
Г)0,01 МВ;

5. Сколько Ом в 3 кОм?

А) 300 Ом;
Б) 3000 Ом;
В) 30000 Ом;
Ответы:
VII Подведение итогов. Рефлексия.
«Мне все понравилось. Я все понял»,
- «Мне понравилось, но я не все понял»,
- «Все как всегда, ничего необычного»,
- «Мне не понравилось».
VIII. Домашнее задание.
Параграф 9.1- 9.3, 9.5, упр 19 №4,5
СПАСИБО ЗА УРОК!






3 группа:

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415






Root Entry