Занятие с элементами тренинга для обучающихся 8-9 классов

Жестокость. Как она меня касается.
Занятие с элементами тренинга для обучающихся 8-9 классов.

Цель. Осознание разрушительной силы жестокости, агрессивности и ответственности за её проявление.

Задачи:
Знакомство с понятиями «жестокость», «агрессивность» и видами агрессии.
Воспитание толерантности, содействие в формировании убеждения учащихся, что каждый из них представляет уникальную личность, которая способна на самосовершенствование и саморазвитие.
Развивать стремление к внутренней красоте, гармонии как составляющей здоровья человека.

Ход занятия.
Вступительное слово педагога.
Наше занятие я хотела бы начать со слов С. Островой.
В жизни по-разному можно жить – Можно в беде, а можно – в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать – И, помышляя о чуде, Рукой, обожженною солнце достать, И подарить его людям.

Тема нашего сегодняшнего занятия: Жестокость. Как она меня касается.
Слайд 1. Скажите о чём, мы будем сегодня говорить? Как вы понимаете значение слово жестокость? (ответы детей)
Слайд 2. значение слова жестокость
Жесто
·кость  морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь. Также считается, что это социально-психологический феномен, выражающийся в получении удовольствия от осознанного причинения страданий живому существу неприемлемым в данной культуре способом.

Что значит жестокий человек?
Жестокий - бессердечный безжалостный беспощадный бесчеловечный




Качества личности

Жестокого человека
Милосердного человека


















Обучающимся раздаются карточки с качествами человека. Необходимо разделить на те, которые относятся к милосердию, и те которые относятся к жескокости. Объяснить свой выбор.
 
мужество честь сострадание
хвастливость жестокость милость
скромность добро прощение
совесть трусость смирение
зависть жадность раскаяние
честность тактичность любовь
болтливость правдивость
хитрость бестактность
лживость малодушие.
справедливость
выдержка
эгоизм

Слайд 3. Жестокость недопустима и наказуема по закону, так как предполагает нанесение одним человеком другому человеку или иному существу страданий, вреда, ущерба, выражающееся в действиях или бездействии, в словах, в психологическом воздействии т.п. В соответствии с российским законодательством лица, допускающие жестокое обращениие с детьми, несут административную и уголовную ответственность.

Слайд 4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]–  официальный сайт общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.

«Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации».
Принцип 9 Декларации прав ребенка (20.11.1959)
 
«Ни один ребенок не был подвергнут
пыткам или другим жестоким,
 бесчеловечным или унижающим достоинство
видам обращения или наказания».
Конвенция о правах ребенка

Слайд 5. Жестокими люди рождаются или становятся?
Откуда берется жестокость?
Ежедневно тысячи людей во всем мире страдают от жестокости. Причем жертвами жестокости становятся не только взрослые мужчины. Жертвами жестокости очень часто становятся те, кто, казалось бы, не должен подвергаться жестокости – женщины, дети, старики и старухи. Откуда же все-таки берется жестокость? Как мне кажется, можно выделить две группы причин жестокости
Слайд 6. причины жестокости
Первая – это социальные причины. Это те причины, которые порождены болезнями общества – безработица, голод, война, социальное неравенство – все это можно назвать причинами жестокости. Не стоит думать, что подобные причины присущи лишь средневековью или странам третьего мира. Социальные причины порождения жестокости присущи и развитым странам, например, постоянную демонстрацию насилия по телевидению тоже можно назвать социальной причиной порождения жестокости.
Вторая – это психологические причины, связанные с проблемами отдельной личности. Сюда можно отнести комплексы, психологические травмы, одиночество, стремление к самоутверждению, сексуальная неудовлетворенность. Комплексы присущи каждому человеку, и куда их направить – на жестокость и насилие или на преобразование нашего мира в лучшую сторону – есть нравственный выбор личности.
Таким образом, для борьбы с жестокостью нам необходимо с одной стороны - решение социальных проблем, с другой стороны – гуманизм и уважение по отношению к каждой личности.
 Упражнение «Драгоценный камень»

Закройте глаза и представьте себя в образе драгоценного камня. Представьте камень и рассмотрите до мельчайших подробностей. Какого он размера, из какой породы, какой формы и т.д.

А теперь откройте глаза и расскажите об увиденном.
(ответы)

Как вы думаете, почему ни у одного из вас нет похожего камня? С чем это связано?
(ответы)
Каждый из вас уникален и неповторим. Стремление быть таким как все, не отличаться от друзей, не выделяться из коллектива свойственна многим из вас. Но две одинаковые красивые вещи уже не красивы, два человека в одинаковой одежде и с идентичными манерами поведения не вызовут положительного чувства. Вспомните, что одно из основных качеств и шедевра культуры, и человека – его уникальность, непохожесть на других, порождает самоценность каждой личности. Вдумайтесь, вы один вмещаете в себе целый мир!
Осознавая свою неповторимость, вы признаёте неповторимость и уникальность других людей.


Слайд 7.
Учёные-психологи отмечают, что обычно жестокие люди  психически нездоровые люди. Обычно это отклонение вызывается травмами в психике (после критического момента; долгого жестокого обращения с субъектом или из-за иной психической травмы) или временным обезумеванием (употреблением наркотика; шоком и тому подобное).
Игра «Самолетик».
 4 пары: от каждой группы по паре участников – остальные поддерживают. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.
Вывод:
Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.
Все мы, люди, довольно разные, воспитаны в разных условиях, разными родителями. И смотря очередной сюжет по телевизору возникает недоумение и немой вопрос – почему люди такие жестокие?
Для каждого из нас понятие жестокости разное. Для кого-то жестокость – это сюжет в новостях, для других – реальность. Хотя она и разная, но не опознать ее невозможно. Жестокость очень разная и многогранная, но она приносит боль и страдания. Давайте постараемся быть терпеливее и добрее друг к другу.
Жестокие люди =агрессивные люди
Что же такое агрессия?
Агрессия - это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.
Скажите ребята вам приходилось когда нибудь подвергаться жестокому обращению или самим проявлять жестокость?
Часто случается так, что человеку нужна помощь, но он не знает к кому обратиться
Слайд 8. общероссийский телефон доверия 8 800 2000 122
Телефон доверия в Алтайском крае 8 800 350 01 23


В течение своей жизни человеку приходиться играть очень много ролей: «жертвы», «зачинщики», «преследователи», «равнодушные зрители» и др.
Какую из этих ролей играете вы? Попробуйте для себя мысленно ответить на этот вопрос.
А теперь представьте себя «жертвами». Что вы испытываете?
(ответы: боль, обиду, разочарование, одиночество, бессилие или, наоборот, желание отомстить и др)
Итак, несмотря на все наши различия в роли жертвы наши чувства схожи. И чувства эти имеют негативный, можно сказать, деструктивный характер.
А теперь попробуйте представить себя «преследователями». Почему, по какой причине вы им стали? (ответы)
Ваши действия для конструктивного разрешения критической ситуации
(предложения уч-ся)

На протяжении многих веков человечество задавалось вопросами: почему люди действуют агрессивно по отношению друг к другу, какие меры необходимо принять, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?
Принято считать, что подростковая агрессия значительно превосходит агрессию взрослых. Чаще всего это объясняется необходимостью самоутверждения. А как считаете вы, в чем истоки повышенной агрессивности жестокости подростков?

Игра «Дождь»
Участники сидят в кругу и с открытыми глазами повторяют движения, которые показывает ведущий:
- шуршат, потирая ладони друг о друга;
- щелкают пальцами;
- негромко хлопают в ладоши; _.-"-
- ударяют себя ладонями по бедрам, притопывают ногами.
После того как последовательность движений разучена, ведущий предупреждает, что сейчас все закроют глаза и начнут повторять звук, который он будет издавать. Сначала ведущий шуршит, потирая ладони. Тут же касается головы одного из детей. Этот ребенок начинает шуршать ладонями, а ведущий, двигаясь по кругу, прикасается ко всем детям по очереди, пока все не начнут шуршать ладонями и не послышится шум моросящего дождя, который постепенно набирает силу. (Для педагога это хорошая возможность погладить каждого ребенка по голове.) Игра продолжается: теперь ведущий щелкает пальцами, касаясь по очереди всех детей, передавая звук по кругу. Моросящий дождь превращается в сильный. Ведущий включает следующее движение: хлопки руками. Все слышат шум проливного дождя. Дождь перерастает в настоящий ливень, когда дети вслед за ведущим начинают ударять себя ладонями по бедрам, притопывать ногами. Потом ливень убывает в обратном порядке: шлепки по бёдрам, хлопки ладонями, щелчки пальцами, потирание ладоней


Анализ упражнения:
- Как вы считаете, получилось у нас это упражнение?
- благодаря почему это получилось?
- Расскажите о своих ощущениях.

Удовлетворение от совместно выполняемой работы, радость при общении с людьми – важнейший момент достижения гармонии жизни, один из залогов человеческого счастья.

Слайд 9.

Несмотря на разногласия, сложности взаимоотношений, внешнюю несхожесть, научитесь относиться к людям терпимее, анализируя себя и других с позиций высших ценностей человеческих отношений


Такой подход требует, чтобы человек отказался от попыток:
«исправить» другого,
использовать других в своих целях,
давать советы другому, «учить его жизни».

Нам стоит посмотреть друг на друга как на уникальных людей и стремиться:
искать в другом хорошее,
находить то, что сближает, а не то, что разъединяет людей,
и если другой человек по каким-либо причинам раздражает вас, задайте себе вопрос «Почему?» и ищите ответ в себе.



 «Дерево толерантности» (творческое задание).
      Вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными. А теперь приклеим их на дерево.
Возможные варианты:
·        Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.
·        Не ссориться, стараться понять друг друга
·        Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки
·        Больше общаться, узнавать друг друга
·        Уважать друг друга, стараться самому стать лучше

Слайд 10.

Пройдя сквозь ад, останься человеком
И не утрать душевной доброты.
Не прикрывайся временем да веком
И светлые не загуби мечты.
Все вытерпи: потери и разлуки,
Утраченную веру обрети,
Преодолей боль тела, сердца муки.
Идти по жизни надо, не ползти!
Когда вдруг слезы душу омывают
Ты слабости минутной не стыдись.
На свете судьбы разные бывают
Твоя из трудных. Побеждай! Борись!
Неси ты гордо имя человека!
Не разучись надеяться, любить.
Живи мечтою будущего века
И верь, тогда ты сможешь победить!
Рефлексия.
Что вы узнали сегодня нового? Чему научились? Что запомнилось, понравилось? Какие можете сделать выводы?

Слайд 10. На прощание я хочу рассказать вам еще одну притчу.
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить!

Слайд 11. Спасибо вам всем за сотрудничество!
Удачи и успехов в работе над собой!