Занятие по опытно-экспериментальной деятельности с элементами тренинга «Огонь-наш друг, но не всегда- бывает от него беда»


Управление образования администрации Южноуральского городского округа
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Дельфин» Южноуральского городского округа

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности с элементами тренинга «Огонь-наш друг, но не всегда-бывает от него беда».
Цель: Обучить детей правилам поведения во время пожара, способам тушения огня. Закрепить навыки безопасного обращения с огнем. Развить любознательность (знание свойств огня, решительность в экстремальной ситуации, навыки основных видов движения. Воспитывать уверенность в своих действиях, чувство ответственности за свои поступки, коллективизм.
Оборудование: 4 свечи, лист бумаги, ванночка с песком, ванночка с землей, лейка, плотная ткань, мокрые тканевые салфетки, спички, 2 совка, 2 гимнастических скамейки, 2 дуги, 4 обруча, жетоны по количеству детей.
Ход:
Дорогие, ребята вы любите экспериментировать. (ответ детей)
А загадки вы отгадывать умеете
(ответы детей)
Послушайте загадку:
«Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. »
(Огонь)
(ответы детей)
Сегодня мы с вами поговорим об огне. Что мы знаем огнем? Какой он?
Ответы детей: горячий. жгучий, красный, добрый, злой.
Об огне говорят по-разному. В одних случаях говорят, что огнь – друг.
Перечислите, когда так говорят.
(ответы детей)
В других случаях говорят, что огонь – злейший враг.
Расскажите, когда так говорят.
(ответы детей)
Воспитатель зажигает свечу.
Пламя свечи напоминает отблеск костров. Поднесите ладошку к свече. Что вы чувствуете?
(ответы детей)
Что может произойти, если слишком близко поднести руку к огню?
(ответы детей)
У огня есть невидимая часть пламени, которая также опасна. Поднесите лист бумаги к пламени свечи не касаясь видимой его части. Что мы видим?
(ответы детей: лист задымился, появилось коричневое пятно, затем пламя.)
Какие выводы мы сделаем из проделанных опытов, что нельзя делать с огнем?
Ответы детей:
1. Нельзя близко подходить к огню – можно обжечься.
2. нельзя близко подносить предметы к огню – они могут воспламеняться, нанести вред человеку, стать причиной возникновения пожара.
(читает отрывок из сказки «Кошкин дом»)
Тили – тили – тили – бом!
Загорелся Кошкин дом!
Кошка выбежала,
Глаза выпучила…
Что произошло в этой сказке? От чего возникают пожары?
(ответы детей)
Как видите, причин для возникновения пожара много, но их можно избежать, если быть внимательными, осторожными и следовать правилам пожарной безопасности. Давайте проверим, как вы соблюдаете эти правила, я буду задавать, а вы если согласны, дружно вместе отвечаете: «Это я и все мои друзья». Если же вы не согласны с тем, что услышите, хлопайте в ладоши.
Кто почуяв запах гари,
Сообщает о пожаре? …. (ответы детей)
Кто из вас, заметив дым,
Говорит: «Пожар! Горим!» … .
Кто из вас шалит с огнем,
Утром, вечером и днем? … .
Кто костров не разжигает
И друзьям не разрешает? … .
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками играл? … .
Правила все точно знает,
И всегда их соблюдает! … .
Беда может нагрянуть внезапно. Каждый из вас может оказаться в такую минуту один.
«Если вдруг пришла беда,
Что же делать нам тогда. »
(ответы детей)
А я вас приглашаю на игру «Самый голосистый». Нужно, как можно громче прокричать «Пожар! Спасите!». Так делают, когда зовут на помощь.
Игра «Самый голосистый».
А страшно бывает людям, когда случается пожар?
(ответы детей)
Люди испытывают испуг, страх, панику. Чтобы успокоится – достаточно правильно дышать. Паника, страх сражу же исчезнут и тогда можно действовать спокойно.
А мы с вами выполним несколько упражнений для восстановления дыхания «Все будет хорошо! »
1. И. п: стоя, одна рука на животе, другая на груди. Глубокий вдох грудью на слове «Все». На очень медленном выдохе произносим слово «буддддддет». Резко руки вверх со словом «хорошо! ».
2. И. п: стоя, руки вдоль туловища, сделать глубокий вдох носом. Выдыхаем со звуком «м – м – м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа.
Я зажигаю свечу на подносе. Ребята представьте, что это пламя пожара и вам нужно его потушить. Чем легко это сделать?
Ответы детей – водой (один из детей тушит пламя водой)
А если рядом нет воды, мы можем найти другие средства для тушения?
(ответы детей)
Я зажигаю две свечи.
(двое детей тушат пламя огня песком и землей)
А еще очень важно знать: если в доме возникло возгорание и пока небольшое пламя не превратилось в большой пожар, чем его можно погасить?
(ответы детей)
Пламя можно накрыть плотной тканью, например, толстым одеялом.
(один из детей накрывает пламя)
При пожаре опасен не только огонь, но и дым. От него люди часто теряют сознание и можно задохнуться. Чтобы немного обезопасить себя от отравления дымом, нужно дышать через влажную ткань и стараться пригибаться ближе к полу, так как там дыма меньше. При этом сохранять спокойствие и верить людям, которые обязательно придут на помощь.
А я приглашаю вас на игру «Доверие». Мы с вами будем пробираться из задымленного помещения к выходу все вместе держась одной рукой друг за друга, а в другую руку мы возьмем мокрую ткань и будем через нее дышать.
Игра «Доверие».
Ребята, а кто же приходит на помощь в тушении пожара?
(ответы детей)
Я предлагаю вам стать на некоторое время пожарными и принять участие в мини – эстафете «Мы пожарные».
Разделимся на 2 команды и посоревнуемся в преодолении препятствий
- пролезание под дугу;
- прыжки из обруча в обруч на 2 – х ногах;
- скольжение по гимнастической скамейке на животе.
Мини – эстафета «Мы – пожарные».
Молодцы ребята, вы сильные и ловкие. Будьте же хорошими настоящими пожарными. А я вас награждаю жетонами – памятками с номером телефона пожарной службы «01».
Давайте еще раз расскажем, как вести себя во время пожара.
(ответы детей)
А как можно потушить огонь?
(ответы детей)
Ребята, на этом наше занятие подошло к концу. Но мы с вами будем дальше продолжать экспериментировать и познавать.