Родительское собрание с элементами семинара-практикума Чтобы чётко говорить-надо с пальцами дружить.


Управление образования Администрации города Новочеркасска
Методический кабинет
Городская тематическая неделя
«Особенности организации образовательной деятельности (с учетом индивидуализации образования) для детей в группах общеразвивающей и компенсирующей (для детей с ОВЗ) направленности в условиях реализации требований ФГОС ДО по обеспечению их психолого-педагогического сопровождения» 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №61 «Ивушка»
«Повышение компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук через использование нетрадиционного оборудования-как условие успешного обучения к школе детей с ОВЗ»
Родительское собрание с элементами семинара-практикума
«Чтобы чётко говорить - нужно с пальцами дружить».

Подготовила воспитатель
I квалификационной категории
Жукоцкая Наталия Валентиновна
г.Новочеркасск
2016 г.
Семинар-практикум для родителей
«Чтобы чётко говорить - нужно с пальцами дружить».
Цель: Создать условия для ознакомления родителей с нетрадиционными методами и приёмами по развитию мелкой моторики и координации движений. (слайд 1)
Задачи:
-Познакомить родителей с нетрадиционными методами и приёмами пальчиковой гимнастики.
-Сформировать представления о правилах выполнения пальчиковой гимнастики.
-Оптимизировать детско - родительские отношения посредством вовлечения родителей в образовательный процесс. (слайд 2)
Предварительная работа:
-индивидуальные беседы с родителями;
-подбор пособий, игр, литературы по теме;
-оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей;
-подготовка презентации для родителей по теме семинара. (слайд 3)
Оборудование и материалы:
Мультимедийная установка, экран, буклеты.
Игры, шнуровки, пазлы, вкладыши, игры на застегивание и расстегивание, конструкторы мелкие,мозаика, мелкие предметы для выкладывания на плоскости стола (бусины, пуговицы, цветные палочки, цветные шнурки, пробки, верёвочки с узелками).
Различные виды бус (для нанизывания).
Материал для массажа (массажеры Су-джок, массажные мячи, шишки, прищепки, грецкие орехи, шестигранные карандаши).
Ёмкости (сухой бассейн) с различными видами круп, макароны, пшено в стакане.
Бумажные шарики, носовые платочки, игрушки киндер-сюрприз, пластилин, солёное тесто, зубные щетки, решётка для раковины, катушки с нитками.
Картинки для раскрашивания, обведения контуров. Штриховка. (слайд 4)
Участники: дети подготовительной группы, родители.
Предполагаемый результат: (слайд 5)
Повышение уровня компетентности родителей в применении пальчиковых игр.
Заинтересованность родителей в тесном сотрудничестве с воспитателем.

Актуальность:
Как выяснилось из бесед с родителями, многие из них слышали о том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, а как её развивать они не знают. Многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий нужны для развития мелкой моторики рук детей. Во многих семьях вместо пособий по шнуровке, по закручиванию и откручиванию крышек были большие мягкие игрушки, пластмассовые машины, куклы. Эти игрушки способствуют игровой деятельности, воображению, познавательному развитию, но не стимулируют развитие мелкой моторики.
Хотя, при определённых условиях и эти игрушки можно использовать для развития мелкой моторики рук. Отмечалось достаточное внимание родителей к приобретению развивающих игр, но родители не знают как использовать эти игры в развивающих целях. Также уделяется мало внимания совместным играм с детьми. И большинство родителей не считают полезными такие занятия детей, как перебирание и пересыпание круп, манипуляции с мелкими предметами.
Развитие мелкой моторики кистей рук детей необходима для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата,но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, наблюдательность, воображение, зрительная и двигательная память, речь. Следовательно, движения руки всегда связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у ребёнка ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Для решения поставленной цели не достаточно усилий только одного детского сада. Эффективность и результативность развития мелкой моторики ребёнка будет проявляться лишь в том случае, если детский сад и семья будут сообща идти к намеченной цели. Для этого необходимо наладить такой прочный контакт с родителями воспитанников, чтобы они стали «союзниками». (слайд 6)
Ход семинара:
Добрый день дорогие ребята!
Здравствуйте уважаемые родители!
Недаром педагог В.Сухомлинский писал: «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». (слайд 7)
Ребёнок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.
Сегодня мы с вами поговорим о традиционных и нетрадиционных формах развития мелкой моторики, о массаже кистей рук и о том, какие виды работы над совершенствованием мелкой моторики используем в практике.
Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками.
Воспитатель: ребята, начале отгадайте загадку:
У меня и у вас
И у каждого из нас
Есть работники
Во всём помочь охотники
Целый десяток
Дружных ребяток!
(Ответы детей) (слайд 9)
А сейчас нас ждёт увлекательное путешествие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам - страну пальчиковых игр и упражнений.
В начале воспитатель предлагает родителям «вернуться в детство»: «Наверное, каждый из вас хорошо помнит своё детство. И, глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве...И конфеты были слаще, и мороженое вкусней...Предлагаю вам не надолго окунуться в прекрасный волшебный мир детства... где живут ваши дети».
Чтобы попасть в эту страну, необходимо выполнить «волшебный ритуал». В этом нам помогут наши пальчики. Давайте попробуем выполнить некоторые движения вместе.
Выполнение пальчиковой гимнастики. Воспитатель показывает, родители и дети повторяют.
Что за чудо перед нами?Стоит избушка расписная.(Дети имитируют крышу над головой.)Здесь на ставенках — цветочки,(Ладони сомкнуты вместе, затем раскрываются в стороны; руки вместе, ладони разведены, пальцы расставлены в стороны.)А на крыше — кренделёчки,(Указательными пальцами дети рисуют восьмёрки в воздухе.)Из трубы идёт дымок.(Указательными пальцами дети рисуют петельки в воздухе.)Вот так чудо-теремок!(Дети показывают большой палец.) (слайд 10)
Воспитатель обращается к одному из детей: -А какую пальчиковую гимнастику ты знаешь и можешь нам показать.
Ребёнок показывает и проговаривает, все остальные повторяют.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, а что ещё умеют делать наши пальчики?
Ответы детей( лепить, писать, рисовать и т.д.). ( Дети начинают работать, каждый индивидуально, с теми предметами, которые они назвали).
-Ребята, а что можно показать и «сказать» пальчиковой пантомимикой?
Дети показывают взрослым( пригрозить - «не шали», подозвать - «идём со мной!, попрощаться, поздороваться, палец к губам - «не шуми», показать большой палец - «здорово, отлично», покачать указательным пальцем - «нет, не надо»), а взрослые отгадывают.
Есть отличная поговорка: «Если пальцы разминать, каждый день тренировать, речь становится понятной, чёткой, правильной и внятной».
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой? (слайд 11)
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5.  Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6.   У ребёнка развивается воображение и фантазия.
7.   В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
     Воспитатель: - А сейчас предлагаю отдохнуть и поиграть.
Проводится физминутка «Бумажные мячики»
Кто сможет быстро пробежать и пронести «мячики» на вытянутых руках, не уронив их. («мячики» делаются из бумаги, комкая ее правой и левой рукой одновременно). Выполняется по 1 разу.
Мы с вами рассмотрели некоторые варианты пальчиковых игр и упражнений без предметов, а сейчас остановимся на играх с предметами.
Ребята, как вы думаете, какие это игры?
(Ответы детей).
Последнее время все популярнее становится одна из нетрадиционных технологий Су-Джок терапия, которая была разработана южнокорейским учёным и профессором Пак ЧжэВу. В переводе с корейского обозначает Су-кисть, Джокстопа. Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах.
Достоинства Су–Джок: (слайд 13)- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно.- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребёнок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь.Су–Джок с виду - симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы он может принести. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а массажёр «Су-Джок» – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные её зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Использование массажера способствует активизации деятельности у заторможенных детей и наоборот успокаивает гиперактивных. Игровой массаж или самомассаж с массажёром проводится в виде динамических пауз или как самостоятельное упражнение (его длительность не более 5 минут).
Воспитатель предлагает поработать с Су-Джок шариком.
Попробуйте покатать его между ладонями - тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Рассмотрим некоторые формы:1.Массаж Су–Джок шарами ( повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом). (слайд 14).
Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке)Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)И ладошки согревать.Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)Сильней на шарик нажимаем.Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки)Сильней на шарик нажимаем.(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)В руку правую возьмём, В кулачок его сожмём.(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)В руку левую возьмём,В кулачок его сожмём.(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на столИ посмотрим на ладошки,И похлопаем немножко,Потрясём свои ладошки.
«Шарик»
Шарик я открыть хочу. Правой я рукой кручу. Шарик я открыть хочу. Левой я рукой кручу.Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.
2.Массаж пальцев эластичным кольцом. (слайд 15)
(Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).
«Дорожка»Кольцо на пальчик надеваю. И по пальчику качу. Здоровья пальчику желаю,Ловким быть его учу.3.Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. (ребёнок поочерёдно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш)Этот малыш-Илюша, (на большой палец)Этот малыш-Ванюша, (указательный)Этот малыш-Алёша, (средний)Этот малыш-Антоша, (безымянный)А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец)Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж. Ходит ёжик без дорожек,Не бежит ни от кого.С головы до ножекВесь в иголках ёжик.Как же взять его?4.Использование Су–Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий. (слайд 16)Упражнение «Один-много». Педагог катит «чудо-шарик» по столу ребёнку, называя предмет в единственном числе. Ребёнок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.5.Использование шариков для звукового анализа слов. (слайд 16)Для характеристики звуков используются массажные шарики трёх цветов: красный, синий, зелёный. По заданию педагога ребёнок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
Воспитатель: В нашей волшебной стране очень много различных интересных игр и в стране могут происходит различные превращения.
-Ребята,скажите пожалуйста,а на кого похож наш колючий шарик? Ответы детей.6.Рассказывание сказок с использованием шарика.СКАЗКА «ЁЖИК» (слайд 17)Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр). Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки). Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по
кругу), заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его). Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку.Дыхательная гимнастика: Вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2 раза.Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец), заметил цветочек и понюхал его (на указательный), нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний), приметил ягодку и сорвал её (на безымянный), нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик). Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).
Психогимнастика. (звучит музыка)
Воспитатель: - Нежные, маленькие, тёплые, уставшие ладошки ребёнка. Как ещё много им предстоит трудиться, чтобы стать умелыми. И как хорошо, когда рядом есть большие, добрые ладони взрослого, которые приласкают, помогут, возьмут ладошки малыша в свои ладони и нежно погладят их. - Желаю вам, уважаемые родители и вашим детям преодолевать возникающие трудности также совместно рука в руке.
Кроме Су-Джок существуют ещё некоторые группы упражнений для развития мелкой моторики.какие мы используем и которые способствуют развитию мелких мышц пальцев и кистей рук. И помогаем мы себе с помощью различных предметов.
-Упражнения по выработке обобщённого зрительного образа предмета (слайд 18)
(приложение 1);
-Упражнения по выработке обобщённого двигательного образа предмета (слайд 19)
(приложение 1);
-Упражнения по выработке мускульной памяти (слайд 19) (приложение 1);
-Комплекс упражнений для развития мелкой моторики с грецким орехом, шестигранными карандашами, зубными щётками (слайд 19)(приложение 2);
-Кинезиологические упражнения (слайд19)(приложение 3);
-Упражнения для развития тактильной чувствительности (слайд 19) (приложение 4).
Воспитатель: -Ребята, а какие ещё предметы, которые находятся сейчас у нас на столе, похожи на наш волшебный шарик? Ответы детей (грецкий орех).
Выполнение упражнений с грецким орехом.
«Колобок». Грецкий орех лежит на левой руке, правая рука – сверху. Катаем, катаем, крепко прижимаем. Повторить упражнение для правой руки.
«Крышечка». Пальцы собираются в горсточку – грецкий орех прокатывается между ними.
Правила выполнения гимнастики: (слайд 20)
- Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите ребёнку или научите его помогать себе второй рукой.
-  Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем – другой рукой, после этого двумя одновременно.
- Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь с ребёнком ежедневно около 5 минут.
Рефлексия.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Поэтому мы рекомендуем шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук.Для того чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить его.
Уважаемые родители, поделитесь опытом, а какие игры проводите вы со своими детьми?.
Ответы родителей (пальчиковый театр, лепка из теста, пластилина, выкладывание рисунков из крупы, работа с наклейками и т.д.).
Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т. д.
Игра «Закончи предложение».
Родители берут по одной карточке с началом предложения:
«Удачным сегодня было…»
«Я задумалась…»
«Мне бы хотелось в следующий раз…»
(различные ответы родителей).
Я хочу поблагодарить всех.
Успехов вам! До свидания!
По окончании семинара родителям предлагается подборка методической и детской литературы по данной теме. Помимо этого родителям выдаются буклеты-памятки «Чтобы чётко говорить-нужно с пальцами дружить».
Методические пособия и литература.
1. Бардышева Т.Ю. Разговорчивые пальчики. – М., 2001.
2. Бардышева Т.Ю., Щербакова Т.Н. Вот как пальчики шагают. Пальчиковые игры. – М., 2002.
3.  Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 2002.
4. Гаврина С. Е., Кутевина Н. Л., Топоркова И. Г. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.
5. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие мозга ребёнка. – М., 1973.         
6. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. –  Екатеринбург, 2006.
7. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М., 2001.
8. Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. – СПб., 2002.
9. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб., 1997.
10. Мадышева Е, Машин Л. Домашняя школа Монтессори. – М., 1998.
11. Метельская М.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М., 2007.
12. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.
13. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2000.
14. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М., 1999.
15. Материалы интернет-сайтов.
Приложение 1.
 Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета.
• внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка;
• графические упражнения;
• дорисовывание второй половины рисунка, его деталей;
• соединение по точкам;
• рисование по образцу и т. д.
 Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета.
• плетение, шнуровка, бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц, рисование верёвочкой; узелки – перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы и т.д. • вышивание, вязание;
• игры и упражнения с пальчиковыми буквами. Данные игры и упражнения обычно используются и на занятиях по подготовке к обучению грамоте. С помощью пальцев рук можно построить несколько вариантов одной буквы русского алфавита. Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений:
Буква А: Пальцы указательные Буква Б: Указательный с большимСтавим под углом. Мы в кольцо соединим.Средний – перекладиной Остальные под угломРовно ляжет в нём. Над кольцом объединим.
• имитация жестом различных конкретных предметов, действий (рассказывание стихов руками); • театр в руке (кукольный, пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней);
 Упражнения по выработке мускульной памяти.
• массаж и самомассаж кистей и пальцев рук  мячиками-ёжиками, прыгунками – вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.Мячик мой не отдыхает,На ладошке он гуляет,Взад-вперёд его качу,Вправо-влево – как хочу.Сверху – левой, снизу — правойЯ его катаю, браво!
• грецкими орехами – катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.«Научился два орехаМежду пальцами катать.Это в школе мне поможетБуквы ровные писать».
Приложение 2.
 Комплекс упражнений для развития мелкой моторики с грецким орехом.
1. Взять грецкий орех в правую руку и крепко сжать на счет 5. Повторить упражнение для левой руки.
2. Правая ладонь прямая, пальцы крепко прижаты друг к другу. Прокатывать грецким орехом от запястья до кончиков пальцев и обратно. Повторить упражнение для левой руки.
3. Кисть правой руки лежит на столе ладонью вниз. Грецкий орех катается вперед и назад по направлению косточек. Повторить упражнение для левой руки.
4. «Колобок». Грецкий орех лежит на левой руке, правая рука – сверху. Катаем, катаем, крепко прижимаем. Повторить упражнение для правой руки.
5. «Упрямый орешек». Пальцы на обеих руках крепко прижаты друг к другу, грецкий орех зажимается между ними – проталкивается между пальцами.
6. «Крышечка». Пальцы собираются в горсточку – грецкий орех прокатывается между ними.
7. Грецкий орех берется большим и указательным пальцами правой руки, затем большим и указательным пальцем левой руки, затем большим и средним пальцем правой руки, затем большим и средним пальцем левой руки и т.д. Пальцы меняются поочередно с проговариванием.
После каждого упражнения выполняются упражнения на расслабление рук (уронили ручки вниз и расслабились).
• шестигранными карандашами – грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Можно пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.«Карандаш в руках катаю,Между пальчиков верчу.Непременно каждый пальчикБыть послушным научу».
• зубными щётками – растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.Я возьму зубную щётку,Чтоб погладить пальчики.Станьте ловкими скорей,Пальчики-удальчики.
Приложение 3.
 Кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.  Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
• мозаика, конструкторы, пазлы, пирамиды, волчки;
• отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации;
• работа с пластилином, бумагой, тканью;
• игры с бусами, чётками — перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество бус (в прямом и обратном порядке).«Дома я одна скучала,Бусы мамины достала.Бусы я перебираю,Свои пальцы развиваю».
• игры с канцелярскими резинками или резинками для волос (для этого нужно резинку надеть на большой и указательный пальцы и растягивать её из стороны в сторону);
• выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;
• игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук);
• игра «Пальцеход» может проводиться с помощью решетки для раковины. «Ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам. На каждый ударный слог стихотворения, делая по шагу. Можно ходить средними и безымянными, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочерёдно или одновременно и т. д.«В зоопарке мы бродили,                 «Идёт собака, кот идёт,К каждой клетке подходили                  И дождь идёт и град…И смотрели всех подряд —                 Ещё часы идут вперёд,Медвежат, волчат, бобрят».               Хоть на столе стоят».
Игра «Лыжники» — используются пробки, большие пуговицы. Двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.«Ног от радости не чуя,С горки снежной вниз лечу я!Стал мне спорт родней и ближе,Кто помог мне в этом?.. Лыжи». • комканье платка — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.«У меня живёт проглот —Весь платок он скушал, вот!»
• игры с эспандерами, губками;
• игры с прищепками:
— ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста в играх — драматизациях, в стихотворных текстах-диалогах.
Игра « Кус-кус» — поочерёдно «кусать» ногтевые фаланги на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
«Если кто-то с места сдвинется,На него котёнок кинется.Если что-нибудь покатится,За него котёнок схватится.Прыг-скок! Цап-царап!Не уйдёшь из наших лап!» — собери звуковые бусы, т.е. вместо обычных фишек синего и красного цвета для обозначения гласных, согласных звуков используем прищепки  соответственных цветов;
— развивать фонематическое восприятие и закреплять пространственные представления: «Собачка-ищейка» ищет в какой части слова спрятался звук [ш] на полоске – в начале слова (левый край полоски), в середине или в конце (правый край полоски);
— прищепки можно одновременно использовать и для развития сенсорики и творческого воображения, украшая фигурки, вырезанные из картона;
Все эти упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, но и обогащают его знание о собственном теле, HYPERLINK "http://planetadetstva.net/pedagogam/srednyaya-gruppa/didakticheskie-igry-na-razvitie-vnimaniya.html" \o "Развиваем внимание" развивают внимание, произвольность, успокаивают.
Приложение 4.
 Упражнения для развития тактильной чувствительности.
С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата.
Предложите ребенку:
• работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т.д.) выкладывается узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;
• выполнить мозаику из пластилиновых шариков;
• геометрические фигуры, цифры, буквы;
• ощупать на бумаге закрытыми глазами узор, нанесенный иголочкой на лист бумаги (можно начинать с простых геометрических фигур (круг, квадрат и т.д.);
• с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);
Можно сделать специальное «Тактильное домино». Деревянные пластинки прямоугольной формы 2х4, разделенные ограничителем на две части. На каждую часть приклеиваются кружочки из различных материалов: шерсти, наждачной бумаги, плёнки — самоклейки, ткани и т.п.
• «Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;
• закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой;
• с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его правой и левой руке педагогом (приём дермолексии);
• игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).
Для создания «Сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью.
Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.
Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.
Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков.
-Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом:«Горох».  Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.«В миску насыпали горохИ пальцы запустили,Устроив там переполох,Чтоб пальцы не грустили».
«Фасоль». На дне бассейна спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в бассейн, помешать фасоль, затем найти и достать игрушки.« В миске не соль, совсем не соль,А разноцветная фасоль.На дне – игрушки для детей,Мы их достанем без затей».
«Тесто». Опустить кисти рук в бассейн и изображать, как месят тесто.«Месим, месим тесто,Есть в печи место.Будут-будут из печиБулочки и калачи».
«Лодочка».  Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности сухого бассейна.«Лодочка плывёт по речке,Оставляя на воде колечки».
«Повар».  Выполнять круговые движения кистью в сухом бассейне по часовой стрелке и против неё.«Варим, варим, варим щи!Щи у Вовы хороши!«Стираем платочки».Выполнять движения раскрытой ладонью по дну в направлении вперёд-назад, пальцы разведены.
«Мама и дочка стирают платочки.Вот так, вот так!Постирали и отжали.Ох, немножко мы устали».
«Колобок».  Сжимать и разжимать кулачки в сухом бассейне.« Кулачок как колобок.Мы сожмём его разок.Кулачки сжимаем,Кулачками мы играем».
«Зарядка».  Сжимать и разжимать кулачки.«Пальцы делают зарядку,Чтобы меньше уставать.А потом они в тетрадкеБудут буковки писать».
«Напрягаем пальцы».  Опустить руки в бассейн. Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.«Только уставать начнём,Сразу пальцы разожмём,Мы пошире их раздвинем,Посильнее напряжём».
«Ладошки здороваются».  Опустить кисти рук в бассейн. Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами.«Наши пальчики сплетёмИ соединим ладошки.А потом как только можемКрепко-накрепко сожмём».
«Лягушки».  Сжать руки в кулачки и положить их на дно пальцами вниз. Резко распрямить пальцы и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.«Две весёлые лягушкиНи минуты не сидят.Ловко прыгают подружки,Только брызги вверх летят».
— Упражнение «Золушка» — разбери крупу в разные кучки, тарелочки.
— Упражнение «Накорми цыплёнка» – на каждое слово ребёнок берёт из тарелочки зёрнышко и кладёт в миску.«Зёрнышки все, что хозяйка давала,Цыпочка клювом по штучке клевала».
— Упражнения с пшеном в стакане. Очень любят дети кашу «варить». Помешивая каждым пальцем руки крупу в стакане. При этом необходимо следить за тем, чтобы двигался только палец, а не сама кисть.