Классный час на тему Тайм-менеджмент для школьников (8 класс)


Классный час
"Тайм-менеджмент для школьников"
Цель – погружение в тему и мотивация детей на освоение новых знаний и умений.
Задачи:
актуализировать знания о понятии «Время»;
изучить индивидуальные особенности: хронотип, умение ощущать течение времени;
создавать и поддерживать эмоционально благоприятный климат в классе во время занятия.
Описание группы учащихся – учащиеся старшего звена, по 10-12 человек (можно класс разбить на подгруппы).
Необходимые ресурсы – фломастеры, бумага формата А4 по количеству участников, бланк ответов и ключ к ответам анкеты «Ваш хронотип» по количеству участников, доска или любое другое место возможное для оформления информационного стенда на тему: «Тайм-менеджмент для школьников», изображение часов.
Ход классного часа
Оформление информационного стенда на тему: «Тайм-менеджмент для школьников».
Вступительное слово. Обсуждение пословицы: «Делу время – потехе час». Где и как найти время для отдыха и работы? (2 минуты).
Упражнение «Чувство времени» (5-7 минут).
Цель: участники тестируют себя – насколько точно они ощущают течение времени.
Инструкция. Давайте проверим, насколько у каждого из вас развито чувство времени. Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь после моей команды „начали" уловить тот момент, когда пройдет минута. При этом не надо считать про себя. Как только, с вашей точки зрения, минута пройдет, поднимите руку и откройте глаза. При этом продолжайте сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза. Итак, начали.
На флип-чарте рисуем шкалу времени. Т.е. прямую линию, с отмеченными на ней временными интервалами –20 сек, –15 сек, –10 сек, –5 сек, 0, 5 сек, 10 сек, 15 сек, 20с ек. Когда остается 20 секунд, начинаете отмерять указкой это время на Вашей шкале. Т.о. участники, открывшие глаза, в тот момент, когда, по их мнению, закончилась минута, наглядно видят на сколько секунд они ошиблись, в "–" или "+", т.е. как работают их внутренние часы.
люди, чьи внутренние часы сильно спешат. Их интересы устремлены вперед в будущее (они живут «там и потом»);
люди, чьи внутренние часы отстают. Их интересы обращены в прошлое (они живут «там и тогда»);
люди, чьи внутренние часы идут точно. Их жизнь зафиксирована только на настоящем (только «здесь и сейчас»);
люди, чьи внутренние часы немного убегают вперед. Их интересы связаны с настоящим, которое является частью будущего («мое завтра начинается сегодня»).
Упражнение «Один день из жизни школьника» (модификация профориентационной игры "Один день из жизни") – (25 минут).
Смысл игрового упражнения — повысить уровень осознания участниками особенности школьной жизни (режим дня, школьные нагрузки, отдых, грамотная организация своего времени и др.).
Упражнение разделено на 2 части.
Первая часть проводится в кругу. Время —10 минут. Основные этапы методики следующие:
Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего школьника. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок —дом — постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу школьника, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным "ради хохмы") испортить весь рассказ.
Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком”.
Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них.
Если игроков мало (6-8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.Вторая часть. Дети выбирают макеты часов. На каждом изображении отображен один час (например, час дня, пять часов вечера и т.д.). Число изображений часов должно соответствовать количеству участников. Если время на изображении будет совпадать, дети могут разбиться по парам, работать совместно. Детям раздается бумага формата А4, сверху листа фломастером они фиксируют свое выбранное время. Затем получают общую инструкцию: «распишите все ваши дела в течении выбранного вами часа, постарайтесь это сделать как можно более подробно. Расписывая свою деятельность за основу берите выходные дни». Для индивидуальной работы учащимся дается 5-7 минут, затем дети зачитывают или вывешивают на доску заполненные листы, учитывая поочередность времени.
При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день школьника, особенности организации школьной жизни и внешкольной деятельности. Необходимо сделать акцент на школьных нагрузках, общем режиме дня и рациональной организации деятельности.
Анкета Остберга «Ваш хронотип».
Подведение итогов. Распространение памяток.
Рефлексия (самоанализ) проведенного занятия
Опыт показывает, что классный час обычно проходит достаточно интересно. Участники нередко находятся в творческом напряжении и могут даже немало уставать, поэтому необходимо быть внимательным и своевременно реагировать на эмоциональное состояние участников. Возможно перестановка упражнений местами или сокращение времени необходимое для того или иного упражнения.