Родительское собрание Тайм-менеджмент для детей

Дубовская Светлана Борисовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ№6 г. Сегежи РК

Родительское собрание
Тема: «Тайм-менеджмент для детей»
Цель: знакомство с приёмами тайм-менеджмента (управления временем) для детей.
Задачи:
Актуализировать проблему необходимости управления временем младшими школьниками.
Выявить причины нехватки времени («хронофаги») у детей младшего школьного возраста.
Познакомить с приёмами тайм-менеджмента для детей.
Глоссарий: ФГОС НОО
Тайм-менеджмент
Портфолио
Хронофаги
Введение.
Репродукция картины С. Дали «Утекающее время».
- Какие мысли, размышления навевает картина? («Время течёт»)
Один мудрец сказал, что каждый человек имеет только один-единственный сундук времени. И у одного человека в нем пустота, а у другого бесценное сокровище.

Актуализация.
Беседа с родителями
Вопросы:
- Хватает ли вам времени в сутках, чтобы выполнить все дела? А всё ли успевают ваши дети?
- Как вы думаете, нужно ли учить ребёнка планировать своё время? Почему?

Педагог резюмирует сказанное:
Особенность ФГОС НОО – ориентированность на образовательные результаты нового типа. А именно – метапредметные результаты. Одной из самых сложных групп формируемых УУД являются регулятивные (целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, оценка, волевая саморегуляция).
Тайм-менеджмент одно из средств, помогающее создать благополучие человека, сохранить его здоровье. Тайм-менеджмент это особый подход к жизни, при котором человек оптимально использует свои временные ресурсы. Управлять временем нельзя, а организовать его можно!
Актуальность тайм-менеджмента связана с запросами современности на особый проектный стиль деятельности. Это означает, что человек и в профессиональной сфере, и в личностной сфере, и даже в быту реализует разного рода большие и маленькие проекты. Он осознаёт свои потребности и умело «переводит» их на язык целей и задач. Человек- проектировщик умеет себя организовать, так как понимает, какие шаги и в какой последовательности необходимо предпринять для достижения результатов. Действуя по намеченному плану, он берет на себя ответственность за реализацию проекта (профессионального, бытового, личностного). Он готов корректировать свою деятельность в случае неудачи. Плодотворность проектировщика напрямую зависит от степени владения приемами тайм-менеджмента!
Умение организовывать свое время стало актуальной компетентностью успешного человека.

Из теории вопроса.
Оглянемся назад и посмотрим, насколько нова эта тема? Будет лукавством сказать, что тайм-менеджмент абсолютно новое явление в образовательном пространстве. Обучение детей навыкам планирования всегда было важной задачей школы. Почти у всех детей начальной ступени обучения на стене рядом с рабочим столом висит плакат «Мой режим дня». Дневник, сопровождающий детей на всех этапах обучения, типичный пример планировщика. А еще есть расписание уроков, план подготовки к определенным мероприятиям Все перечисленное элементы тайм-менеджмента! Но приходится признать, что тех навыков организации деятельности, которые традиционно получали ученики в школе, в настоящее время уже недостаточно.
Современный ребенок растет и развивается в интенсивной среде. Человек сталкивается с колоссальным потоком новой информации, которая постоянно обновляется, с большим количеством деловых и личных контактов (в том числе и виртуальных). Быть успешным в современном мире, не научившись управлять этими потоками, невозможно.
Понятие «тайм-менеджмент» пришло к нам из бизнеса. Изначально система разрабатывалась для взрослых людей с целью повышения производительности их деятельности. Работа по формированию навыков тайм-менеджмента у взрослых строилась в трех направлениях: «Цель», «Время», «Управление». Рассмотрим эти направления с точки зрения младшего школьного возраста.

Вопрос целеполагания неразрывно связан с интеллектуальным развитием человека. Умение видеть причинно-следственные связи, устанавливать последовательность действий, способность к анализу и синтезу вот основа, на которой будет формироваться эта способность. Обучая ребенка тайм-менеджменту, нужно объективно оценивать его интеллектуальную готовность к освоению этих знаний. Для того чтобы ребенок мог сформулировать цель деятельности, он должен обладать высоким уровнем развития самосознания, хорошими рефлексивными способностями. Ведь тайм-менеджмент это организация деятельности по достижению собственной цели! Это возраст, когда цель ставит взрослый. Ребенок должен понять и принять цель, а также выстроить сам или с помощью взрослого путь ее достижения. Поэтому ориентирована на разграничение понятий «мечта», «желание», «цель».
Чаще всего цель ребенку задает взрослый, а роль детей сводится к тому, чтобы
понять, что же от них хочет родитель или педагог. А если у ребенка нет своей цели, то нет и желания найти время для того, чтобы ее достичь. И получается следующая картина: взрослый ставит цель, которая значима для него; предлагает детям эту цель достичь; сам определяет время, когда ребенок должен этим заниматься; да еще и контролирует, чтобы всё было сделано в срок. И если «чадо» вовремя пришло к финишу с нужным для взрослого результатом, то взрослый считает, что сделал всё необходимое и достаточное. Ситуаций, в которых ребенок сам вырабатывает цели своей деятельности и определяет стратегию их достижения, в школьной практике очень мало.
Выход – портфолио, который является не только копилкой результатов, но и секретов успешной учёбы. Один из важных разделов в портфолио должен быть посвящён определению краткосрочных и долгосрочных целей, прогнозированию результата, планированию своих действий для достижения этих целей, самооценку результатов («Лестница успеха»).

Направление «Время»
Время сложная категория как в философском, так и в физическом аспектах. Для ребенка отслеживание времени является очень трудной задачей. Время для ребенка и взрослого «течет» неодинаково. Восприятие времени детьми дошкольного и младшего школьного возраста строится с опорой на быт и природные явления. «Понедельник» это когда у нас урок физкультуры, «неделя» это время, когда нужно ходить в школу.
Упражнения, развивающие у детей способность чувствовать время, понимать
влияние субъективных факторов на восприятие времени и очень важная задача отслеживать ситуации, в которых время расходуется впустую. К таким упражнениям относятся, например, наблюдение, фиксирование времени на какую-либо деятельность, расчёт средней величины затраченного времени, лимит времени.

Направление «Управление»
Специфика определяется тем, что освоить приемы тайм-менеджмента теоретически невозможно. Это практическое умение! Всем известна поговорка, что можно лошадь привести к водопою, но нельзя заставить ее пить. Мы можем рассказать ребенку о том, как быть эффективным, как планировать свою деятельность и как распределять время. Но если он не увидит практической значимости этого знания лично для себя и не захочет освоить предложенные приемы, мы не можем считать, что достигли цели.

Работа в группах.
- Почему же и детям, и взрослым не хватает времени?
Вывод: Существуют хронофаги - «поглотители» времени.
1 задание группам: Найти «хронофаги» в жизни ребёнка.
Обсуждение, составление списка «хронофагов» (левый столбец)
2 задание группам: Как бороться с «хронофагами»? (правый столбец)

Хронофаги
Практические советы





Обсуждение предложенных советов.
Педагог знакомит с советами психологов по данной теме:
1. Список конкретных дел.
2. АБВ-анализ (определение приоритетных дел с лимитом времени).
Запиши все дела, которые тебе предстоит сделать.
Отметь маркером одного цвета самые важные из них – те, которые необходимо сделать в первую очередь.
Другим цветом отметь те дела, которые можно отложить до выходных дней. Выпиши их на отдельном листе и прикрепи этот список на видное место.
Третий маркер тебе пригодится, чтобы выделить дела, которые можно отложить до каникул.
А может быть, есть что-то, что вообще можно не делать? Если такие дела найдутся, оставь их невыделенными.
7+-2 (объединение дел в группы). Психика человека может оперировать определённым числом объектов. Исследования показали, что это 7+-2. Поэтому дела можно объединять в группы по итоговому результату, единообразию действий, по территориальной близости.
4. «Якорь» для начала работы: организационная, подготовительная работа, «метод швейцарского сыра» (т.е начинать, «выгрызая» приятное), промежуточная радость.
Рефлексия.
Высказывания родителей:
Считаю ли я тему актуальной?
О чём задумался?
Изменилось ли моё отношение к времени?
Буду ли применять в воспитании ребёнка что-либо из услышанного?

Используемая литература:
Т. В. Меркулова, А. Г. Теплицкая «Тайм-менеджмент, или Как эффективно
организовать свое время». Педагогический университет «Первое сентября» 2011. 40 c.













































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315