Публицистический стиль, его признаки. Особенности функционирования


Урок русского языка в 11 классе
Тема урока «Публицистический стиль, его признаки. Особенности функционирования»Ход урока
I. Оргмомент.
II.Орфоэпическая разминка (подготовка задания 1 ЕГЭ)
Учитель: Речь грамотного человека должна быть правильной, соответствовать нормам литературного произношения. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание 1. На столах у вас листы со словами. Ваша задача -  записать эти слова и правильно расставить в них ударение.
У доски работают 2 человека.
1.Агент, балованный, добыча, закупорить, договор, торты, баловаться, черпать, жалюзи, свёкла. дефис, красивее.
2.Банты, водопровод, каталог, монолог, звонишь, столяр, щавель, засветло, затемно, озлобить, аэропорты, донизу.
Проверьте себя..(слайд 3)
III. Актуализация знаний учащихся:
- Какие сферы человеческой деятельности обслуживает официально-деловой стиль речи? Перечислите его основные черты и функции.
-Каковы общие черты, объединяющие научный и официально-деловой стили?
-Почему для научного и официально-делового стилей не свойственна экспрессивность и эмоциональность?
-О каких ещё функциональных стилях нам предстоит вспомнить? (См.таблицу)
- Да, публицистический и художественный. Какому же стилю мы посвятим урок?
-Запишите тему урока.( «Публицистический стиль, его признаки. Особенности функционирования»)

IV. Работа по теме урока. Изучение нового материала.
1.Вступительное слово учителя с элементами беседы с целью обобщения имеющихся знаний по теме, активации, мотивации для дальнейшей работы.
На многих уроках русского языка мы обращаемся к текстам публицистического стиля. Данный стиль занимает особое место среди функциональных стилей, так как основная функция, которую он выполняет, - это функция воздействия. Публицистический стиль обращён к слушателям, читателям, об этом говорит уже происхождение самого слова «публицистический» (publicus, лат. – общественный). Слайд 4.
- Назовите сферу употребления публицистического стиля? (общество, политика, экономика, культура). Слайд 5.
-Где реализуется публицистический стиль? (в средствах массовой информации: в газетах, радио, телевидении и т.д.) Слайд 6.
-Какие вы знаете жанры публицистики? (очерк, статья, фельетон, репортаж, интервью, реклама и т.д.).Слайд 7.
-Каковы языковые приметы публицистического стиля: лексические, морфологические, синтаксические? Слайд 8-11.
-Для чего в публицистических произведениях используются изобразительно-выразительные средства языка?(для усиления эмоционального воздействия на читателя и слушателя).Слайд 12.
- В чём сходство публицистического и художественного стилей речи? (отражают индивидуальность автора).Слайд 13.
- Известны ли вам примеры положительного воздействия публицистики в отечественной литературе? Слайд 14. ( А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», А.С.Пушкин «К Чаадаеву», М.Ю.Лермонтов «Прощай, немытая Россия»; публицистика И.Г.Эренбурга, А.Н.Толстого, Л.М.Леонова в годы Великой Отечественной войны и др.)
Учитель: Заполните таблицу «Общая характеристика публицистического стиля», пользуясь теоретическим материалом на стр. 394 учебника. (После выполнения проверяют правильность заполнения на слайде).Слайд 15-16.
2.Сообщения заранее подготовленных учащихся: 1.Чтение отрывка из «Слова о полку Игореве»- «Золотое слово Святослава». Слайд 17
-Определите сферу употребления данного обращения.(политика)
- Почему речь Святослава, обращенная к русским князьям, названа "золотое слово"?
- Какое значение имеет "золотое слово" в раскрытии идейного смысла поэмы?
- Какие словесные приёмы для убеждения князей использует Святослав?
3.Чтение главы из книги Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» - «Молодость- вся жизнь». После прослушивания проводится комплексная работа с текстом.(раздаточный материал на партах)
МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.
Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…
Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат глубокой старости И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!
Всем:
- Определите тему, стиль текста, тип речи текста. Докажите. (Стиль – публицистический, тип речи – рассуждение-размышление; цель -привлечь внимание, воздействовать на читателя и слушателя, дать мудрый совет молодёжи).
-Что вам известно об авторе этого текста - Д.С.Лихачёве? Слайд 18

Работа по группам.
Задания первой группе:
- Какие лексические особенности текста вы бы отметили? (использование лексики, обозначающей понятия морали, этики, переживания человека; использование отвлечённых существительных: дружба, жизнь, труд, молодость, богатство, открытость; речевые повторы- пора несчастий, пора утрат, неразделенная радость – не радость.)
Задания второй группе:
-Присутствуют ли средства эмоциональной выразительности? (Эпитеты: глубокой старости, подлинные друзья; метафоры: навыки молодости, богатств молодости, сердцевина счастья, гармония личности, молодость проходит, недостатки жизни, до глубины души; использование фразеологизмы - и в горе и в радости, унесла смерть; используется поговорка- «Береги честь смолоду»).
Задания третьей группе:
-Найдите синтаксические приметы публицистического текста.
(Инверсия: человека ленивого; использование побудительных предложений, предложений с однородными членами, неполных предложений, восклицательного предложения; экспрессивный повтор отдельных слов: в радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения. Сущ. в род. п. в роли несогласованных определений: внимание читателя, пора несчастий,
друзья молодости).
Заслушать выступления групп. Выводы.
4.Новая информация. Учитель:
-В настоящее время широкое распространение получила реклама-особый вид текста, рассказывающая о различных видах услуг с целью оповещения потребителей и создания спроса на товары и услуги. Цель рекламы – привлечь внимание, сообщить краткую, но убедительную информацию.
-Как построена реклама? Слайд 19 - лозунг(слоган), зачин(первая строка текста, вступление), основная часть, заключение.
-Какая реклама называется социальной? Слайд 19 - с 1994 года в России появилась такая реклама. Её цель - пропаганда здорового образа жизни, благотворительность, помощь детям.
VI. Закрепление. Тренировочные упражнения. Творческое задание в парах: придумайте текст соц. рекламы, посвященной защите животных – братьев наших меньших.
Учитель: ряд заданий ЕГЭ как раз и предполагают проверку знаний особенности стилей речи – умения применять их к анализу текста. Это означает, что старшеклассники должны свободно владеть понятийным и терминологическим аппаратом: хорошо знать стили речи (и их основные особенности), типы текстов (и их признаки), средства и способы связи предложений в тексте и языковые средства выразительности. Класс делится на 3 группы, которые работают с текстами упражнений учебника и выполняет задание по вопросам:
1 группа – упр. 528, стр.395.
2 группа – упр. 529 («Сорный язык») стр.395.
3 группа –упр. 529 («Не наш русский») стр.396.
Опорные вопросы к упражнениям:
1.Определите признаки публицистического стиля.
2.Каковы лексические особенности данных текстов?
3.Какой синтаксис используется авторами текстов?
4.Присутствуют ли средства языка, характерные для научного или художественного стилей?
Заслушать ответы по выполненному заданию. Выставить оценки.
V. Итог урока. Выводы по теме урока (комментарии).
Вопросы:
- Какие же признаки публицистического стиля мы повторили?
- Где употребляется данный стиль речи?
- Какой тип речи характерен для публицистического стиля?
- Приведите примеры функционирования публицистического стиля.
VI.Рефлексия. Вспомните задания на уроке, отметьте моменты (+), когда:
1.Было интересно. 2.Вызвало трудности. 3.Хотелось ответить. 4.Вызвало удивление.
Домашнее задание. Параграф 114, упр.529-531, вопросы и задания –стр.399. Задание для желающих: подготовить сообщение в форме мультимедиапрезентации. о публицистическом стиле речи.
Приложения:
Дидактический материал.
Приложение 1.
Стили речи.
Стили речи С какой целью употребляем? Где употребляется?
(сфера употребления) Жанры речи Языковые средства
Разговорный Общение, обмен мыслями Общение в быту, беседы. Беседа, разговор, записка, частные письма Разговорная лексика
Официально-деловой Сообщение, информация Общение людей с учреждениями, переписка Законы, приказы, постановления, протоколы, справки, объявления, деловые бумаги Официально-деловая лексика, устойчивые обороты речи.
Научный Сообщение, объяснение научных трудов. Научно-исследовательская деятельность. Научная статья, научная работа, доклад, учебники Термины, профессионализмы
Публицисти-ческийВоздействие на слушателей, для агитации и пропаганды в газетах, журналах, по радио и телевидении Агитационно-массовая, общественно-политическая деятельностьСтатья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, судебная речь, выступление. Обращения, слова высокого стиля.
Художественный Воздействие с помощью образов на чувства и мысли читателей. Словесно-художественное творчество Драма
Проза
поэзияВсе богатства лексики
Приложение 2
И тогда великий СвятославИзронил свое златое слово.Со слезами смешано, сказав:"О сыны, не ждал я зла такого!Загубили юность вы свою,На врага не вовремя напали,Не с великой честию в боюВражью кровь на землю проливали.Ваше сердце в кованой бронеЗакалилось в буйстве самочинном.Что ж вы, дети, натворили мнеИ моим серебряным сединам?Где мой брат, мой грозный Ярослав,Где его черниговские слуги,Где татраны, жители дубрав,Топчаки, ольберы и ревуги?А ведь было время - без щитов.Выхватив ножи из голенища,Шли они на полчища врагов,Чтоб отметить за наши пепелища.Вот где славы прадедовской гром!Вы ж решили бить наудалую:"Нашу славу силой мы возьмем,А за ней поделим и былую".Диво ль старцу - мне помолодеть?Старый сокол, хоть и слаб он с виду,Высоко заставит птиц лететь,Никому не даст гнезда в обиду.Да князья помочь мне не хотят,Мало толку в силе молодецкой.Время, что ли. двинулось назад?Ведь под самым Римовом кричатРусичи под саблей половецкой!И Владимир в ранах, чуть живой, -Горе князю в сече боевой!"

Приложение 3
МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.
Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…
Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат глубокой старости И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!