Формирование ключевых компетенций на примере изучения новой темы Способы подчинительной связи в словосочетании


Цель: показать формирование ключевых компетенций учащихся – лингвистической, языковой, коммуникативной – при объяснении нового материала
Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся самой актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
Ключевые компетенции, их формирование на каждом уроке русского языка – очень важная задача и для учителя и для ученика. Сегодня всё больше замечаешь, что у половины обучающихся слабо сформированы навыки развития речи, они допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. Поэтому в экзаменационную работу включены задания, проверяющие следующие виды предметных компетенций:
– лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить лингвистический анализ языковых явлений; умение владеть лингвистическими терминами
– языковая компетенция, т.е. практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
– коммуникативная компетенция, т.е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
На примере нашего мастер-класса попробуем показать формирование этих компетенций.
Тема урока «Способы подчинительной связи в словосочетании» дается в 8 классе, но это не первый урок в системе уроков по разделу «Синтаксис». В 5 классе учащиеся уже имеют начальные сведения о словосочетании и его строении, в 8 классе эта тема расширяется, учащиеся знают о трех общих типах словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные. Теперь наша задача – на основе уже имеющихся знаний продолжать формирование лингвистической компетенции, включая новые понятия о словосочетании.
Поэтому первый этап урока – это актуализация уже имеющихся знаний и пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения
Запись в таблице в графе «Знаю». Работа идет по группам. Каждая группа записывает, что знает о словосочетании. Потом обмениваются информацией. Недостающее восполняется и записывается в ходе обсуждения.
Для закрепления все записанное в ходе обсуждения сформулируем в одном предложении, для этого нужно распутать логическую цепочку подчинительной связью – словосочетание - связанных между собой - это соединение - двух самостоятельных слов (слайд 2)
Итак, мы повторили, что знали ранее о словосочетании, что такое подчинительная связь. Теперь нам предстоит ответить на другой вопрос. Очень важным элементом в проведении успешного урока является самостоятельная формулировка темы и целей урока самими учащимися, то есть целеполагание. Посмотрите на тему нашего урока. Попробуйте догадаться, что нам нужно узнать сегодня, что мы запишем в графе «Хочу знать».
Делаем запись в своих таблицах. – хочу узнать – какие способы связи существуют между словами
Для того, чтобы подтолкнуть ребят к самостоятельной формулировке темы, часто использую разные наглядные средства или элементы игры, элементы спектакля. В данном случае попробуем подвести ребят к формулировке темы эмпирическим путем, разыграв ситуацию
К доске вызываются пары от каждой группы, которая будет представлять «словосочетания». Наша задача –наблюдение над их поведением и отношением друг к другу, а именно, как ведет себя зависимое слово по отношению к главному. Акцентирую внимание ребят именно на этом, потому от их поведения зависит название способа связи.
Учащиеся под руководством учителя разыгрывают сценки и учащиеся называют способы связи, их три:
1 пара – Согласование
2 пара – Управление
3 пара – Примыкание
Записываем в колонку ЧТО УЗНАЛ названия способов связи в словосочетании. Узнали новые термины лингвистические, это лингвистическая компетенция.
На каждом уроке стараюсь подвести ребят к осознанному пониманию новых терминов, знаний для чего нам нужно знание этой темы. Это нужно для организации правильной речи, для связи слов в предложении, так как предложение состоит из словосочетаний. Поэтому правильное словосочетание ведет и к правильной организации предложения, то есть формированию языковой и коммуникативной компетенций. Очень важно и для сдачи экзамена.
Следующий этап в развитии - это практическое применение полученных знаний, практическое владение нормами и грамматическим строем языка - языковая компетенция. Если мы будем нарушать способы связи в словосочетании, то получим неграмотные тексты, неграмотную речь. Поэтому очень важно владеть практическими навыками. Важно закреплять материал. Задания в игровой форме очень приветствуется, легче запоминается .Даю интересное задание
Задание . А теперь мы сварим СУП. Догадались, что будет входить в наше блюдо? Нужно отобрать для него ингредиенты. Первая группа тщательно отбирает согласование, вторая –управление, третья – примыкание. НО! Будьте бдительны, в наш СУП пытаются попасть совсем не нужные ингредиенты. Для этого вам нужно вспомнить, что не является.....(словосочетанием)?
Уехать в отпуск, новая работа, работать по-новому, проявить заботу, по зимней дороге, около берега, первая группа, постоянно заботиться, наступила весна, рабочий чертёж, по-зимнему холодный, очень красивый, требовать справедливости, зелёный и синий, беседовать с друзьями, в течение месяца, справедливое решение, поворот налево, руководитель хора, светит солнце, под землёй, вблизи посёлка.
Проверка Слайд 8
На этапе формирования коммуникативной компетенции – провожу работу с текстом, узнавание способов связи и устранение ошибок в тексте, пополнение словарного запаса путем синонимичной замены словосочетаний, используя разные способы связи – в 9 классе в текстах ЕРЭ.
Задание на формирование коммуникативной компетенции – умения воспринимать чужой текст, ориентироваться в нем, видеть в тексте изученные языковые явления
Выпишите из фрагментов стихотворений А.С. Пушкина по 2-3 словосочетания с различными типами связи. Обозначьте главное и зависимое слова, укажите тип связи в словосочетании.
Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.Итог урока: учащиеся узнали о способах связи в словосочетании и их названии – лингвистическая
Закрепили полученные знания на практике – узнавали тип связи – языковая
Работали с чужим текстом – выписывали словосочетания с заданным способом связи
Рефлексия – теперь напишите свои впечатления об уроке, используя способы связи по группам: согласование, управление, примыкание.