Практическое занятие по дисциплине Русский язык на тему «СПОСОБЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ»


Методическая разработка практического занятия
по дисциплине «Русский язык» на тему
«Способы подчинительной связи в словосочетании»
для студентов СПО специальности 030912«Право и организация социального обеспечения»
Автор: преподаватель русского языка
и литературы Бартенева Н.С.
Тема: Способы подчинительной связи в словосочетании
Цель: создать условия для формирования умений определять виды синтаксической связи и типы отношений в словосочетаниях.
Продолжительность занятия: 2 часа.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:
Студент должен
уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
выделять главное и зависимое слова в словосочетаниях;
определять, какой частью речи выражены главное и зависимое слова в словосочетаниях;
определять виды синтаксической связи и типы отношений в словосочетаниях.
знать:
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;виды синтаксической связи и типы отношений в словосочетаниях.
Критерии оценки:
Оценка «5» выставляется, если студент умеет определять способы связи и типы отношений в словосочетании;
Оценка «4» выставляется, если студент при определении способов связи и типов отношений в словосочетании допускает негрубые ошибки.
Оценка «3» выставляется, если студент при определении способов связи и типов отношений в словосочетании допускает грубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если студент не умеет определять способы связи и типы отношений в словосочетании.
Предварительная подготовка. Теоретическая справка
Словосочетание, подчинительная синтаксическая связь: согласование, примыкание, управление; типы словосочетаний: именные, глагольные, наречные.Содержание работы
Задание 1
Инструкция: Выделите: словосочетание, предложение, слово. Аргументируйте свой ответ.
Светило солнце, около дома, учебный год, русский язык, лист бумаги, идущий человек, дом на берегу, дом стоит, лес, ночь, ласточки улетели.Задание 2
Инструкция: Запишите словосочетания в соответствии с типом (по столбикам) именное, глагольное, наречное.
Правка  текста, косо висела, зеленая трава, бежать быстро, алмазная грань, грамотный человек, ищу человека, читать внимательно, достигнуть цели, веселый ребенок, жить честно.Задание 3
Инструкция: Укажите тип связи слов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание).
Интересная книга; написать изложение; встречаться изредка; уехать на юг; уединенное место; каждый ученик; войдя в комнату; советы родителей; писать быстрее; писать карандашом; любовь к родине; предложить сесть; заниматься по плану; проснуться рано; последние известия; подплыть к берегу; готовый услужить; достойный похвалы; стремление к знаниям; желание учиться; вытереть насухо; говорить по-английски.Задание 4
Инструкция: (Работа в микрогруппах). Замените словосочетание на синонимичные, пользуясь листом-помощником.
I. Заменить данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление.1. жалостно посмотрел –
2. смело спрыгнул –
3. устало шагал –
4. осторожно слез –
II. Заменить данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание 
1. говорил с тревогой –
2. ждал с напряжением –
3. охранял с заботой –
4. глядел со смущением –
III. Заменить данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управлении
1. бессонная ночь –
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача –
4. школьный портфель –
ЛИСТ-ПОМОЩНИК
I. Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со связью управление, нужно сделать следующие операции:
1. найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово – бассейн
2. задать от этого главного слова падежный вопрос: бассейн для чего?
3. зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?) для плавания.
ИЛИ: стеклянная крыша - крыша (из чего?) из стекла
II. Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание со связью согласование, следует произвести следующие операции:
1. найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово - (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово - гнездо;2. зависимое слово нужно заменить согласованным определением (прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением), отвечающим на вопрос КАКОЙ? ЧЕЙ? Гнездо (чье? какое?) глухариное
ИЛИ: топот коня - топот (чей?) конский
III.Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со связью управление, следует сделать следующие шаги:
1. найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово - слушать (как?) внимательно: главное слово - слушать; 2. зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи - инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) с вниманием
ИЛИ: поехать работать - поехать на работу
Выводы (студент формулирует выводы по всему занятию)
Контрольные вопросы:
Что такое словосочетание?
Каким образом связаны слова в словосочетании?
Перечислите типы подчинительной связи. На чём они основаны?