Вся жизнь И.Я.Яковлева была посвящена бескорыстному служению своему народу. Он не представлял своей жизни без народа и Родины. Делом всей его жизни было то, чтобы научить других людей читать, писать, понимать то, что написано в книгах. Этот человек жил дл


НПК
Реферат
«Иван Яковлевич Яковлев – просветитель чувашского народа»
Автор работы:
-------------------------
Руководитель:
Сердцева
Светлана Дмитриевна,
учитель чувашского языка и литературы
2016
Содержание:
1. Введение _____________________________________________3-4
1.1. Детство ___________________________________________ 5-6
1.2. В удельном училище__________________________________7
ΙΙ. Процесс обучения и программа удельного училища___________8
2.1. Устав училища_______________________________________9
2.2. Последние годы в удельном училище____________________10
ΙΙΙ. В уездном училище и землемерно-таксаторских классах_______11-12
3.1 Яковлев пробивается в «свет» или в гимназию______________13
3.2 Мысль о родном народе________________________________14-15
IV. Годы учения в гимназии_________________________________16
4.1 Учеба в гимназии_____________________________________17
4.2 Яковлев зажигается идеей_______________________________18-19
V. Заключение____________________________________________20
VI. Список литературы_____________________________________21
Введение
Вся жизнь И.Я.Яковлева была посвящена бескорыстному служению своему народу. Он не представлял своей жизни без народа и Родины. Делом всей его жизни было то, чтобы научить других людей читать, писать, понимать то, что написано в книгах. Этот человек жил для науки, для просвещения людей в котором так нуждались. Иван Яковлевич желал, чтобы в стране было больше грамотных и образованных людей, чтобы образование стало бесплатным. Он добивался этого на протяжении всей своей жизни.
Ивану Яковлевичу Яковлеву было немногим более 15 лет, когда он впервые задумался над тем, как помочь чувашскому народу сохранить, отстоять и развить в условиях царизма свою культуру, язык, иначе народ этот может уйти из истории.
Ставя перед собой цель, И.Я.Яковлев окончил гимназию с золотой медалью и поступил в университет. Учась сам, он одновременно создал на квартире частную школу, набрал учеников и начал обучать их, а затем и готовить к учительской деятельности. Впоследствии эта маленькая школа в Симбирске превратилась в крупное учебное заведение по подготовке учителей для начальных школ всего Поволжья.
И.Я.Яковлев со своими помощниками и единомышленниками создал ныне существующую чувашскую письменность и алфавит. Ознакомившись со многими книгами на чувашском языке, он убедился, что они не доступны народу и нужно, усовершенствовать алфавит чувашей. К осени 1871 г. с учетом практической помощи опытных филологов, языковедов И.Я.Яковлевым был составлен алфавит и в следующем году на нем был выпущен первый чувашский букварь.
Объектом исследования данной темы является чувашская письменность, а предметом, исходя из объекта, является история зарождения чувашской письменности и алфавита. Исходя из приведенных аргументов, сформировалась цель работы – изучить литературу, в основной части раскрыть выбранную тему, обосновать и сделать выводы.
Моя работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка и приложений. Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи. В основной части работы дается краткая история зарождения чувашской письменности, создание чувашского алфавита, анализ «Букваря для чуваш». В заключение работы подводятся основные итоги проведенного исследования. При написании данной работы я использовала Интернет ресурсы, труды самого Ивана Яковлева, книги Г.Н.Волкова, Н.Г.Краснова, Л.П.Куракова и другие научные работы.
Мне всегда была интересна история зарождения чувашской письменности, алфавита и в основной части своей работы хочу подробней разобраться в этом вопросе.
1.1 Детство
Деревня, в которой родился Иван Яковлевич, Кошки или Ново-Тимбаево, является поселением чуваш. О предках Ивана Яковлевича сохранялось предание как о людях беспокойных, даже забияках, во всяком случае, обращавших на себя внимание односельчан, но никаких других преданий семейные Ивана Яковлевича о них не сохранили. Мать умерла на второй день после родов, отца Ивана Яковлевич тоже не помнил. По очень распространенному тогда, по крайне мере у чуваш, благородному обычаю двухдневную сироту, которому без материнского молока грозила смерть. Взяла и усыновила семья Пахомовых, а кормить ребенка стала соседка, у которой был свой новорожденный. Семья Пахомовых, его усыновившая, была семьей незаурядной. Глава семьи старик Пахомов был на военной службе, участвовал в обороне Севастополя, получил там 4 солдатских «Георгия» и был сделан за свои подвиги главой местного «приказа» удельных крестьян, в который входили Кошки и большое русское село Бурундуки, бывшее центром «приказа». Это обстоятельство сыграло большую роль в жизни мальчика. Старика Пахомова мальчик помнил вернувшимся с крымской войны 1854/1855 гг. когда он, вследствие постигшей его слепоты, уже оставил свою должность. Старый воин имел хорошую славу, судя по тому, что в русской части Бурундуков, когда его внук поступил в школу, нашлась русская семья Мушкеевых, относящаяся к ребенку очень ласково.
В семье Пахомовых мальчик рос как родной и до своего возмужания, даже не подозревал, что он связан с Пахомовыми не кровным родством, а только усыновлен ими.
В раннем детстве мальчик былболезненным, молчаливым ребенком, что зависело от недостатка питания. Названные сестры в семье Пахомовых очень любили его и были с ним ласковы. Старик-севастополец Пахомов был для него дедушкой, а его жена старушка-бабушкой. С восьмилетнего возраста, как это и вообще в ходу в деревенской жизни, мальчик стал принимать участие в домашних работах.
В двенадцатилетнем возрасте он стал самостоятельно пахать, т.е. сначала только запахивать брошенные в землю семена. Пашня для мальчика едва была по силам, и после дня пашни руки у мальчика дрожали так, что при еде он не мог доносить ложку до рта и расплескивал ее. Но разумеется, в этом не было ничего жестокого или необычного: во всех крестьянских семьях делалось тоже самое. Впрочем, как ни дорожила семья подрастающим ребенком, она не могла защитить мальчика от помещения его в училище.
1.2 В удельном училище
Для управления местностями и сбора налогов с крестьян требовались грамотные люди, писари, головы приказов, землемеры. Устав Главных сельских удельных училищ 1828 года предписывал открывать по одному приходскому училищу при каждом сельском приказе удельного ведомства. Учителями в училищах были, как правило, священнослужители. Прием учеников ежегодно производили приказной голова вместе с приходским священником, которые, составляя список, заносили в него большее количество детей, чем требовалось. Крестьяне считали для себя тяжелой обязанностью посылать детей в ученье и откупались, т.е. давали взятки
Летом 1856 года заведующий Бурундукским удельным училищем священник А.Баратынский приехал в деревню Кошки-Новотимбаево для набора учеников на новый учебный год. Старости деревни Питнову он приказал набрать восемь мальчиков, хотя столько и не требовалось, для чего был составлен список кандидатов. Однако их родителям удалось откупиться. Священник записал лишь одного, по имени Иван Яковлев, который по требованию Баратынского был доставлен прямо с поля. Баратынский приказал старосте привезти мальчика к началу учебного года в Бурундуки.
II. Процесс обучения и программа удельного училища
Процесс обучения в удельном училище осуществлялся на русском языке, и поэтому был тягостным для нерусских детей, не знавших его.
Программа удельного училища включала закон божий, краткий катехизис и священную историю, чтение по книгам церковной и гражданской печати, рукописей, чистописание, четыре правила арифметики.
Удельные училища испытывали нехватку учителей, учебников и учебных пособий. В 1829 году удельное ведомство организовало в Москве Главное удельное училище, призванное готовить учителей для начальных школ. Однако и эта мера не помогла.
2.1. Устав училища
Устав училищ 1828 года, который появился после либерального устава 1804 г., допускал применение телесных наказаний.
Такой процесс воспитания и обучение в удельном училище как по форме, так и по содержанию вредил детской природе. В Бурундукском училище существовала обстановка вражды и национальной розни, которая как бы в миниатюре отражала царившую в России атмосферу великодержавного шовинизма.
2.2. Последние годы в удельном училище
В годы учения в Бурундуках Иван Яковлев дважды тяжело болел, а весной 1859 года его жизнь висела на волоске. Но молодость взяла свое, помогала ему справиться с недугом.
В семье Мушкеевых Яковлев получил истинно русско-православное воспитание, она заронила в его душу семена любви и уважения к русскому народу, к его культуре.
В последние годы в учебном году Иван Яковлевич по успеваемости был самым первым. Поэтому А . И. Баратынский назначил его старостой класса. Летом 1860 года Яковлев блестяще окончил удельное училище.
Яковлев, благодаря своему трудолюбию и незаурядной памяти, успешно осваивал учебный материал, хотя и не все понимал.
III. В уездном училище и землемерно-таксаторских классах
5 сентября 1860г. Симбирская удельная контора препроводила в уездное училище отношение, в котором просила проэкзаменовать 18 мальчиков, собранных со всей губернии. Средипринятых, кроме Яковлева, оказалось еще три чувашских мальчика из удельных крестьян: Афанасий Тихонов, Степан Федоров, Константин Андрианов. Самым молодым из них был Иван Яковлев. Все принятые готовились стать учителями сельских начальных училищ. Однако обстоятельства сложились иначе. Осенью 1860г. Государственный Совет решили организовать при Симбирской мужской гимназии землемерно-таксаторские классы. 12 ноября 1860г. «Симбирские губернские ведомости» опубликовали объявление о предстоящем открытии этих классов. Но поскольку учебный год уже начался, то укомплектование классов затянулось. Дирекция гимназии решила пополнить контингент учащихся набранными мальчиками 1 класса уездного училища, которое уже тоже находилось в ее ведении так, неожиданно для себя, Яковлев оказался в землемерно-таксаторских классах, хотя возраст еще не позволял ему быть учеником. И здесь чувствуется влияние Баратынского на Плотникова. Открытие этих классов было вызвано предстоящей крестьянской реформой – отменой крепостного права в России (1861 год).
Состав учащихся был разнообразным как по сословной, так и по национальной принадлежности. Здесь обучались дети крестьян, ремесленников и мелких чиновников. Здесь же учился симбирский крестьянин Ф.И.Альдин, с которым Яковлев совершенствовал свои навыки русской разговорной речи. К лету 1861г. в землемеро-таксаторских классах обучались 34 ученика. Весь учебный воспитательный процесс осуществлялся на русском языке. Не всем он был понятен. И это являлось основной причиной отсева учащихся. Но Яковлев не собирался покидать учебное заведение. Наоборот, он по совету Баратынского летом 1861г. он все свободное время использовал для совершенствования навыков разговорной русской речи: разговаривал сам с собой по–русски, на том же языке думал, молился.
В это время Яковлев случайно познакомился с отставным полковником С.Д. Раевским, который проявил большой интерес к одаренному чувашскому мальчику и позднее не разделал пожертвование на содержание Яковлева и его учеников.
В апреле 1864г. Яковлев успешно окончил землемеро-таксаторские классы и получил свидетельство на звание частного землемера и таксатора. Все выпускники, получившие свидетельства, в течение двух лет обязаны были стажироваться в качестве межевых учеников под руководством опытных мерщиков. Яковлев проявил себя весьма даровитым стажером. Вместо двух лет он практиковался всего несколько месяцев: в губернии не хватало кадров и потому наиболее способных выпускников досрочно переводили в мерщики. В числе таких оказался Яковлев. 16 мая 1864г. он был утвержден Департаментом уделов сельским мерщиком с жалованием 120 рублей в год и направлен в Сызрань.
Жалоб на Яковлева не было за все время его службы. Воспитанный с детства в труде, он привык добросовестно выполнять любое полученное ему дело. За верную службу И. Яковлев и его друга Александрова неоднократно награждали денежными премиями.
3.1 Яковлев пробивается в «свет» или в гимназию
В землемеро-таксаторских классах Яковлев уже свободно читал и говорил по–русски. Читал русские книги, журналы, газеты, которые позднее сам выписывал из разных городов России.
Среди сослуживцев Яковлев прослыл «нигилистом», «фантазером» из-за своих откровений высказываний. Монотонная, однообразная служба не могла удовлетворить растущий духовный запрос молодого Яковлева. Он постоянно искал вокруг себя культурных и образованных людей. Его тянуло в Симбирск. В 1862г. во время полевой практики он вывихнул ногу, которая из-за несвоевременного лечения так и осталась больной на всю жизнь. В конце 1865г. Яковлев переехал из Сызрани в Симбирск и вновь стал служить мерщиком. Здесь он возобновил свои посещения дома Раевских и здесь же приблизился к осуществлению своей давней мечты – поступить в гимназию.
В начале марта 1866г. он обращается в Симбирскую удельную контору с просьбой уволить его со службы, умалчивая, однако, о своем намерении. Но управляющий и думать об этом не хотел. Но Яковлев не переставал писать и требовать, чтобы его уволили. И только в декабре, т.е. через 9 месяцев с момента его первого прошения, он был освобожден от службы.
3.2 Мысль о родном народе
Иван Яковлевич Яковлев, стремясь к образованию, не забывал, однако, о судьбе родного народа. Яковлев считал, что чуваши, как и их соседи, должны учиться у русских, знать их язык, чтобы приобщиться к великой русской и передовой мировой культуре, духовно объединиться вокруг русского народа. Эта мысль не могла ему найти решение вопроса: у кого учиться и как учиться.
Яковлев не только понял историческую необходимость духовного слияния и культурного сближения чувашей с русскими, но и начал искать пути осуществления такого слияния. Средством приобщения чувашей к русской культуре должны были стать, по его мнению, родной язык, национальная письменность и школа родного языка.
Эта идея Яковлева нашла поддержку либерально настроенного поляка, с которым чувашскому юноше пришлось встретиться во время болезни в селе Винтовка в 1865 году, Косинский увезбольного к себе, где тот находился до выздоровления. Пребывание в доме Косинских имело важное значение для формирования мировоззрения Яковлева. Его семья Киримовых дала ему путевку в жизнь, а Мушкеевы и Раевские пробудили в будущем просветителе чувство национального самосознания.
Свои планы, переживания Яковлев охотно поверял своему первому учителю Баратынскому, с которым регулярно переписывался.
Баратынский изо всех сил старался сделать из ученика последователя своих идей, такого же миссионера, каким был сам. Он знвл о дружеских связках Яковлева и Косинского и тайно следил за развитием этой дружбы.
Яковлев намеревался поступить в пятый класс гимназии. Претендовать на поступление в более высокий класс он не мог. Землемерно-таксаторские классы приравнивались к четырем классам гимназии и назывались низшими. Чтобы поступить в один из высших, необходимо было сдать вступительные экзамены, в том числе и по иностранным языкам, которыми он не владел, так как они не входили в программу землемерно-таксаторских классов. В свободное от службы время он усиленно изучал русский, немецкий, французский и латинский языки, математику и историю.
Для поступления в гимназию, кроме прощения на имя директора, требовался еще один документ – свидетельство о знании. Яковлев состоял членом крестьянской общины деревни. Чтобы поступить в гимназию, необходимо было выйти из общины. 23 марта 1867 г. Бюргановское волостное правление выдало ему увольнительное свидетельство за №185. Теперь поступление в гимназию зависело от самого Яковлева.
Яковлев занимался языком усиленно, но к несчастью, заболел тифом. К счастью, ко времени сдачи испытаний он успел выздороветь. Но болезнь не могла отразиться на результатах экзаменов. К тому же юноша слабо знал грамматику русского языка. Учитывая его семейное положение, директор условно зачислил Яковлева в список гимназистов 5 класса. Это вдохновило его, и вскоре он успешно сдал и остальные экзамены. Так Яковлев оказался в стенах мужской гимназии, о которой мечтал давно.
IV. Годы учения в гимназии
Годы учения Яковлева в гимназии совпал с освободительным движением в России. 9 ноября был принят устав гимназии. По нему установилось 2 типа гимназий: классическая и реальная. Все гимназии формально объявлялись бессословными учебными заведениями. До 1864 года плата за обучение составляла 10 рублей, а потом 20 рублей. Устав гимназии 1864 года отменил телесные наказания, введенные в 1828 году.
В 1867 году при гимназии открыли двухгодичный подготовительный класс с оплатой за обучение 20 рублей в год. Для гимназистов была установлена особая форма одежды. Вот тогда-то и пригодились Яковлеву накопленные им за время службы деньги. При гимназии существовал пансионат с оплатой 180 рублей в год, но Яковлев не воспользовался им, а продолжал жить у Раевских вплоть до осени 1868 года.
4.1 Учеба в гимназии
В программу пятого класса гимназии входили следующие предметы: закон божий, русский язык, латинский, французский, немецкий языки, алгебра, геометрия, история и физика. Несомненно, в языковом отношении учеба в гимназии нерусской молодежи давалась труднее, чем русским.
Яковлев особенно увлекался математическими дисциплинами, а также историей, но с трудом давались ему иностранные языки. Впервые же месяцы учебы преподаватели гимназии заметили его трудолюбие. Он был первым из чувашей, кто поступил в гимназию.
Обучаясь в гимназии, Яковлев не забывает о своих сородичах, родных и близких. Бесплатные частные уроки Яковлев брал и по другим предметам, прежде всего по иностранным языкам. Первое полугодие 5 класса он завершил успешно и во втором полугодии за успехи в учебе был освобожден от платы.
Иван Яковлев завершил 5 класс гимназии, ничуть не отстав от юношей из семей имущих сословий. Он и другие учащиеся – «инородцы» своим прилежание и способностями доказали, что дети нерусских народов Поволжья могут так же успешно учиться, как и русские.
4.2 Яковлев зажигается идеей
Видя успехи гимназистов «инородцев», директор гимназии М.В.Вишневский убедился в способности нерусских детей учиться не только в училищах, но и в гимназии. Он даже предложил в 1808 году организовать пр уездном училище особый подготовительный класс для нерусских детей.
Яковлев зажегся идеей учить нерусских детей. Толчком к ее практическому осуществлению стала публикация 11 мая 1868 года «Симбирских губернских ведомостях» заметки о марийских мальчиках, изъявивших желание по окончании сельского училища продолжить образование в городе. Газета сообщила, что в Уфу привезли109 мальчиков из миссионерских училищ, на содержание их выделено 200 рублей. В июле 1868 г, Яковлев выехал в Симбирские и Буинские уезды, чтобы набрать учеников, но удалось уговорить лишь одного. Это был Алексей Ренеев, ставший первым учеником Яковлева. Итак, обучаясь в гимназии, Иван Яковлевич Яковлев становится одновременно и учителем. Ему помогали обучать Ренеева одноклассники А. Л. Панаев и Н. П. Соколов.
Во втором полугодии 1868/69 учебного года Яковлев за отличную учебу и поведение снова был освобожден от платы за учение, а по результатам экзаменов награжден Похвальным листом и книгой.
Осенью 1869 г. Яковлев перешел в последний класс, но к этому времени ему уже было ясно, что будет учиться дальше: он собирался поступить в университет.
Обучаясь в гимназии, Яковлев одновременно готовился к учебе в университете: работал над совершенствованием своих знаний, не ограничивался изучением одних только учебников.
В Симбирске в это время уже росло детище Яковлева — частная школа, которая вскоре должна была стать важным рычагом в культурном подъеме чувашского народа, и ради этого он готов был забыть личные обиды.
Несмотря на занятость делами частной школы, Яковлев учился отлично и потому в 1869/70 учебном году снова был освобожден от платы за обучение.
И. Я. Яковлев был необычным гимназистом. Он не только блестяще учился, но одновременно руководил созданной им же самим школой. С каждым годом расширялась его учебно-педагогическая деятельность, возрастал интерес к наукам.
В июне 1870 г. Яковлев окончил гимназию первым учеником.
25 июня состоялось торжественное вручение аттестатов и медалей.
Итак, гимназия позади, впереди новые высоты — университет.
V. Заключение
В заключение работы можно сделать следующие выводы.
Данная исследовательская работа имеет научную и практическую значимость, является немаловажным в жизни чувашей. Благодаря выбранной теме я многое узнала о жизни и деятельности Ивана Яковлевича Яковлева, изучила историю зарождения чувашской письменности, алфавита, анализировала и сравнила первый букварь - с современным. В помощь учителю я подготовила альбом со страницами чувашского алфавита и букваря, создала электронный вариант исследовательской работы для использования на классных часах, уроках культуры родного края, чувашского языка.
«Имя Яковлева известно теперь не только каждому чувашу, но и каждому просвещенному россиянину. Он дал родному народу Книгу. Мы вправе гордиться и возвеличивать своего Патриарха, так как не каждому народу Бог дал таких людей, каким является для чувашей великий Иван Яковлев», - говорил в своем выступлении Президент Чувашской Республики Н.В.Федоров. Я полностью согласна словами нашего Президента. Благодаря многолетним трудам И.Я.Яковлева мы можем читать на чувашском языке и узнать различные стороны жизни и быта чувашского народа, их нравственные идеалы, мировоззрение. В школе мы изучаем чувашский язык и на уроках немало говорим о И.Яковлеве.
Иван Яковлев принадлежит к числу тех выдающихся деятелей, чьи свершения сохраняются в памяти народа и становятся явлением духовной жизни. Еще десятилетия и столетия будут жить в памяти народной его добрые дела. Не зря ежегодно в апреле проходит серия событий, посвященных дню рождения Ивана Яковлева. В нашей школе каждый год 25 апреля учителя чувашского языка и литературы проводят праздник чувашского букваря. Пусть букварь останется навсегда народной книгой на родном языке.
VI.Список литературы
1. Г.Н. Волков, Судьба Патриарха. – Ч.: Чув. кн. изд-во. -1998 г.
2. И.Я.Яковлев. Детские рассказы. – Ч., 2001.
3.И.Я.Яковлев. Жизнь и деятельность просветителя чувашского народа в рисунках Петра Сизова: Пос. для ср.шк. – Ч., 1986 г.
4. Л.П. Кураков, Прометей из чуваш: Размышления о выполнении Завещания И.Я. Яковлева. – Ч.: Чув. кн. изд-во. - 1999 г.
5. Народная школа № 4. – 2008 г.
6. Н.Г. Краснов, Выдающийся чувашский педагог-просветитель. - Ч.: Чув. кн. изд-во. - 1992 г.
7. Н.Г. Краснов, Иван Яковлев и его потомки. - Ч.: Чув. кн. изд-во. - 1998 г.
8. И.Я.Яковлев и его школа. Ученые записки, вып.XXXIII.-Ч.,1971.
9. http://www.yandex.ru.