Технологическая карта «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании». (8 класс)


Технологическая карта
Русский язык. 8 класс.
Учитель: Артюхина Марина Алексеевна
Тема: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании».
Цель: Актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения.
Задачи:
Формирование умения определять тип подчинительной связи слов в словосочетании и предложении.
Дать практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа.
Отработать трудные случаи управления и примыкания.
Тип урока: закрепление изученного
Технологии: алгоритмического обучения с поэлементной отработкой действий, анализа результатов поэтапного формирования учебных действий, развивающего обучения, дифференцированного похода, индивидуально-личностного обучения, здоровьесбережения.
Ресурсы: компьютер, проектор, интерактивная доска, среда SMART Notebook, презентация в PowerPoint, презентация в
Smart Notebook я, учебники.
№п/п Этап урока Цель Виды деятельности УУД
1
Мотивация к учебной деятельности.
Создать ситуацию мотивации к обучению
Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач урока. Приветствие учащихся.
Проверка готовности учащихся к уроку 1.Регулятивные:
уметь мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности».
2. Личностные: действие смыслообразования3.Коммуникативные:
участвовать в формировании атмосферы исследования и сотворчества

- Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи: Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко Ученики определяют тему – «Словосочетание».- Чем похожи и чем отличаются данные словосочетания? - Действительно, слова соединяются друг с другом непроизвольно, а на основе строгих законов, которые называются подчинительными связями слов. Вспомните типы таких связей Полная запись темы урока «Словосочетание. Типы связей в словосочетании».- Предположите, каких целей должны достигнуть на уроке.Проводится целеполагание. 2 Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии Выяснить уровень освоения материала Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание» на данный момент:
Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней. Познавательные:
Общеучебные: Обнаруживать общее (называть) и различное в функциях слова и словосочетания.
Различать функции языковых единиц: называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст).Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении.
Осуществлять определение типов связей.
Логические: анализ, синтез, выбор основания для сравнения.
Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование.
3 Проверка домашнего задания. Формирование умения составлять связное монологическое высказывание на предложенную тему.
Самопроверка домашнего задания (упражнение 72) по образцу, предложенному учителем, устранение обнаруженных пробелов.
Фронтальный опрос по теоретическим понятиям, изученным на предыдущем уроке по теме «Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Способы подчинительной связи слов в словосочетании». 1.Регулятивные:
формировать и реализовывать умения включаться в разные виды учебной деятельности,
применять знания, полученные на предыдущем уроке в рамках созданной учителем учебной ситуации, реализовывать навыки решения практической задачи индивидуальным образом.
2.Коммуникативные:
уметь проявлять себя.
4 Построение проекта выхода из затруднения Формирование понятий и организация действий на их основе с опорой на алгоритм.
Коммуникативная:
уметь определять и помогать учащимся формулировать цели и образовательные рез-ты на языке компетенций.
Рефлексивная:
уметь занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых учащимися компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев 1.Индивидуальная работа учащегося у доски с предложением.
-Орфографическая и пунктуационная работа на основные правил, изученных ранее. Практические советы учителя по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа с использованием алгоритма.

Систематизация сведений по изучаемой теме с записью.
-Выписывание из предложения словосочетаний, определение способа связи с использованием алгоритма.
Алгоритм определения способов связи в словосочетании
Обозначить «Х», задать вопрос к зависимому слову
Определить часть речи зависимого слова
Зависимое слово – начальная форма глагола, наречие, деепричастие?
ДА НЕТ
примыкание Изменить главное слово
Изменилось зависимое слово?
ДА НЕТ
согласование управление
2.Устный орфоэпический диктант.
- Орфоэпическая работа со словосочетаниями типа «стал красивее», «купленные торты».
-Определение способа связи слов в словосочетании. Предметные Формирование понятий и организация действий на их основе с опорой на алгоритм.
Регулятивные:
формирование предметных понятий, навыков систематизации знаний по орфографии и пунктуации, формирование умений определять грамматическую структуру предложения, правильно ставить ударение в словах, относящихся к различным частям речи.
Коммуникативные:
реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности.
Личностные:
уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.
5 Реализация построенного проекта Методическая: включать учащихся в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами, учитывая их индивидуальные способности к участию в самостоятельной и коллективной деятельности.2.Образовательная:
Формирование навыков работы по предложенным учителем памяткам и алгоритмам деятельности, формирование знаний об основных особенностях грамматического строя русского языка на примере темы «Способы связи слов в словосочетании».
3.Коммуникативная:
установление правил продуктивной самостоятельной работы учащихся и учебных действий на их основе.
4.Организационная:
формировать умения обобщать информацию и делать выводы. Распределите словосочетания по таблице (Слайд11) (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html)Таблица проецируется на доску. Ученики выходят по одному и распределяют задания. Выполните тренировочные упражнения. (Слайды 12-17)
Работа с трудными случаями управления.
-Практические советы учителя по выполнению заданий, связанных с построением и поиском в тексте словосочетаний со связью управление. Систематизация сведений по изучаемой теме.
-Конструирование словосочетаний со связью управление с последующей взаимопроверкой по образцу, предложенному учителем. (Работа на карточках).
-Конструирование предложений с целью научиться верно употреблять форму зависимого слова при управлении (Работа у доски).
2.Работа с трудными случаями примыкания.
- Практические советы учителя по выполнению заданий, связанных с построением и поиском в тексте словосочетаний со связью примыкание Систематизация сведений по изучаемой теме.
- Работа у доски с предложением с целью научиться вычленять из него словосочетания со связью примыкание, определять, какой частью речи выражено зависимое слово. Предметные: Формирование навыков работы по предложенным учителем памяткам и алгоритмам деятельности, формирование знаний об основных особенностях грамматического строя русского языка на примере темы «Способы связи слов в словосочетании».
1.Регулятивные:
формирование навыков решения практической задачи (составление словосочетания, вычленение словосочетания из предложения) индивидуальным образом, формирование умений работать по алгоритмам, формирование знаний об основных особенностях грамматического строя русского языка на примере темы «Способы связи слов в словосочетании».
2.Личностные:
уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.
3.Познавательные:
Общеучебные: уметь обобщать информацию и делать выводы; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
6 Самостоятельная работа. 1.Образовательная:
формирование умения применять полученные знания на практике.
2.Методическая:
включать в учебную деятельность по реализации алгоритмов устного и письменного ответов учащихся.
3.Организационно-рефлексивная:
создание условий для коллективной и индивидуальной работы учащихся с учетом их проблемных зон, установление ситуации осознанного усвоения учащимися нового учебного материала. Диагностическая самостоятельная работа. (Слайд18)
Выполняется индивидуальное тестирование за компьютером. Вход на сайт по закладке.Внимание! Для тестирования на сайте требуется регистрация. Если в классе большое количество учащихся, можно сильной группе выполнять электронный тест, а слабой - задание в учебнике)(http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test74.xml)1.Предметная:
формирование умения применять полученные знания на практике.
2.Регулятивные.
формирование и реализация навыков решения практической задачи индивидуальным и коллективным образом.
3.Личностные.
уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.

7 Включение в систему знаний и повторение 1.Образовательная:
формирование навыков составления лингвистического портфолио учащимися с целью накопления ими опорного материала.
2.Методическая:
ориентирование учащихся на применение памяток и алгоритмов к выполнению дифференцированного домашнего задания.
3.Рефлексивная:
формирование умения рефлексии учебных действий и результатов обучения на основе комментирования учителем достижений учащихся, пути преодоления затруднений в выполнении заданий. Разъяснение вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении (каждому по силам): работа со словом, словосочетанием, предложением. Предметная: формирование навыков составления лингвистического портфолио учащимися с целью накопления ими опорного материала.
1.Регулятивные:
формирование и реализация навыков составления лингвистического портфолио с целью накопления опорного материала, помогающего в выполнении домашних и самостоятельных заданий и способствующего системной подготовке к итоговой аттестации учащихся. Прогнозирование.
2.Личностные:
формирование умений к самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности.
8 Рефлексия учебной деятельности 1.Организационно-методическая:
проектирование способов и форм индивидуально-личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе выявленных индивидуальных достижений учащихся. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные:
выработка учащимися индивидуального маршрута преодоления зон затруднения. Волевая саморегуляция оценки – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.