Классный час : «Без друзей меня чуть-чуть…»


Тема классного часа: «Без друзей меня чуть-чуть…»Цели:1. Выявление представлений детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.4. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.Предварительная работа.1. Подбор пословиц о дружбе.2. Выставка книг разных писателей о дружбе.3. Рисунки детей, иллюстрирующие пословицы и поговорки о дружбе.Оборудование:1. Песни: В. Шаинский «О дружбе», группа «Барбарики» «Друзья», из мульфильма песня Кота Леопольда «Если добрый ты…», «Когда мои друзья со мной»2. Карточки со словами: друг, приятель, товарищ.3. Плакат, гуашь, ножницы, карандаши, бумага цветная, клей.Ход классного часа.I. Организационный момент.– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать.II. Вступительное слово учителя.– Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа. Отгадайте загадку: На минуту в землю вросРазноцветный чудо-мостЧудо-мастер смастерилМост высокий без перил. /Радуга./Верно! Но наша радуга будет необычной: на ватмане написаны слова, после раскрашивания которых  цветами радуги их можно прочитать: ОбществуДаритьРадостьУлыбкуЖеланиеБлагородствоЕдинствоЧитая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа.– О чем будем говорить? /О дружбе./Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» (слова М. Танича, музыка В. Шаинского из кинофильма «По секрету всему свету»)А кого можно назвать другом?Друг – это тот, кто … (Понимает меня всегда,С кем мне хорошоКто мне всегда поможетВерный человекС кем я могу поделиться секретом)- Назовите слова близкие к слову «друг».(товарищ, приятель)Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь своего друга, подругу, то есть тех, с которыми тебе интересно общаться, играть, читать новую книгу или секретничать. Дружить можно со всеми и с кем-то одним. Дружить можно и в классе и во дворе. Но друзья – это не только ваши сверстники. Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Ведь недаром одна из пословиц гласит: Нет лучше дружка, чем родная матушка. Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе» Что такое дружба? Каждый знает?Может быть, и спрашивать смешно?Слово «дружба» что обозначает?Может быть, поход вдвоём в кино,Может быть, хороший пас в футболе,Может быть, подсказку у доски,Может быть, защиту в драке школьнойИли просто средство от тоски?Ну, а может быть, молчанье в классе,Если друг плохое совершит?Скажем, Коля стены разукрасил,Михаил всё видел, но молчит.Разве это дружба, если кто-тоДроби дома не хотел решать:Заниматься не было охоты,А дружок даёт ему списать…Ну, а может, дружба - это еслиДруг приятно говорит всегда,Речь свою пересыпая лестью,И не скажет резкость никогда?Учитель: Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?Что такое дружба, каждый знает?Может быть, и спрашивать смешно?Ну а всё же, что обозначаетЭто слово? Значит что оно?Дружба — это если друг твой боленИ не может в школу приходить, —Навещать его по доброй воле,Школьные уроки приносить,Терпеливо объяснять заданья,На себя взять часть его забот.Отдавать ему своё вниманьеДни, недели, месяц или год...Если друг твой что-то, к сожаленью.Плохо сделал или же сказал,Надо честно, прямо, без сомненьяПравду высказать ему в глаза.Может быть, понять он всё не сможет,Может быть, обидится он вдруг.Всё равно сказать ты правду должен,Ведь на то и нужен лучший друг.Дружба в радости и дружба в горе.Друг последнее всегда отдаст.Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,Тот, кто не обманет, не предаст.Дружба никогда границ не знает,Нет преград для дружбы никаких.Дружба на земле объединяетВсех детей — и белых, и цветных.Дружба - это если пишут детиПисьма детям из другой страны.Дружба — это мир на всей планетеБез сирот, без ужасов войны.Учитель: Что такое дружба, по мнению автора?Учитель: С какими его мыслями следует согласиться?Учитель: А с чем вы не согласны?Учитель: Что вы можете рассказать о своих друзьях?^ III. Беседа.1. На доске слова: друг, приятель, товарищ.– Прочитайте слова. Чем они отличаются друг от друга?2. Как вы, ребята, понимаете слово «ДРУЖБА»?Расскажите, есть ли у вас настоящий, верный друг? Как вы дружите? Что такое настоящая дружба? Кого человек вправе назвать своим другом? Как проверяется дружба? 3. Рассказ учителя.– Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен каждый. Разговор о дружбе мне хотелось бы начать, как говорится, «от обратного». Понятие противоположное дружбе – эгоизм.Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга. Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь». На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.Обратимся к толковому словарю Ожегова. В нём можно найти: Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. IV. Обсуждение проблемных ситуаций в группах.– А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. 3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо. V. – Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? /Ответы детей./Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника.Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.^ VI.  У каждого на партеИгра 1. «Искренность»    На столе лежат листочки с разными надписями (аккуратный, добрый, милый, отзывчивый, честный, преданный, весёлый, заботливый, бескорыстный, … и др.). Учащиеся подходят к столу, берут один листочек и называют человека, о котором можно так сказать, и передают ему листок. Затем тот учащийся, которому был дан листок, называет следующего учащегося, которому соответствует написанная черта характера.Учитель. Всем людям нужно ценить и подчёркивать достоинства окружающих. Когда мы говорим комплименты, люди становятся добрее, нежнее, отзывчивее. ^ Игра 2. «Круговая беседа».Все ребята встают в круг. Передают карточку, на которой написаны слова «я чувствую себя счастливым, когда ……». Звучит песня В. Шаинского «О дружбе». / «Дружба верная…»./VII. Какими качествами должен обладать настоящий друг? /Ответы детей./ 
Предлагаю детям обвести свою ладонь на месте цветной бумаги, вырезать, написать на ладони качество, которым должен обладать настоящий друг, приклеить на плакат с радугой.

^ О дружбе есть много пословиц. Я говорю начало пословицы, а вы продолжайте:
Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.Один за всех …… /и все за одного/.Человек без друзей …… /что дерево без корней/.Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/.Недруг поддакивает, а ……/друг спорит/.Кто любит лгать, …/того нельзя в друзья брать/. Лучше честный враг, …/чем коварный друг/. Не бойся врага умного, …/бойся друга глупого/.Скажи мне, кто твой друг,…/ и я скажу, кто ты/.
^ Пословицы о доброте:
(дети читают по очереди)- Учись доброму – плохое на ум не пойдёт.- Про доброе дело говори смело.- Жизнь дана на добрые дела.- Худо жить без ласкового слова.- Доброе слово лечит, а злое калечит.- Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.- Не одежда красит человека, а его добрые дела.- Злой плачет от зависти, а добрый от радости.- Добрые слова дороже богатства.- В ком добра нет, в том и правды мало.- Не ищи красоты, ищи доброты.- кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.- Сумел провиниться, сумей и повиниться.^ VIII. Рассказывание стихотворений.– У Агнии Барто есть прекрасное стихотворение “Требуется друг” /рассказывает ребенок/:Все живут, не тужат,А со мной не дружат.Предлагаю Ильиной:“Ты дружи со мной одной!”.Есть разряд у ИльинойИ девчонок свита.Подружусь я с Ильиной –Стану знаменита.Все пятерки до однойУ Светловой Нади.Я прошу “Дружи со мной!Подружись хоть на день!Будешь ты меня спасать –Дашь контрольную списать.А девчонка на дыбыГоворит: “Молчала бы!”Не вставать же на колениУговаривать подругНапишу я объявление:“Срочно требуется друг!”Вывод: Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?– Говорят, друг познается в беде. У Андрея Дементьева есть стихотворение “Друг познается в удаче”.Друг познается в удачеТак же порой, как в беде.Если он душу не прячет,Чувства не держит в узде.Друг познается в удаче,Если удача твояДруга не радует, значит,Друг твой лукав, как змея.Или же горькая завистьРазум затмила его.И, на успех твой позарясь, Он не простит ничего.Он не простит, но иначеСкажет об этом тебе.Друг познается в удачеБольше порой, чем в беде.Учитель: Слова доброта, внимание, отзывчивость, верность, помощь позволяют охарактеризовать понятия «дружба» и «друг».Учитель: А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.Друг напомнил мне вчера,Сколько делал мне добра:Карандаш мне дал однажды,(Я в тот день забыл пенал),В стенгазете, чуть не в каждой,Обо мне упоминал.Я упал и весь промок -Он мне высохнуть помог.Он для милого дружкаНе жалел и пирожка:Откусить мне дал когда-то,А теперь представил счёт.Не влечёт меня, ребята,Больше к другу не влечёт.Учитель: А может дружба распасться? А по каким причинам? Учитель: Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.Учитель: А для чего нужны друзья?Если есть друзья на свете –Всё прекрасно, всё цветёт.Даже самый сильный ветер,Даже буря не согнет.Мы и в дождь, и в снег и в стужуБудем весело шагать.При любой погоде дружим –Дружбы этой не порвать.И любой из нас ответит,Скажут все, кто юн и смел:Мы с тобой живём на светеДля хороших славных дел.Учитель: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Учитель: Что же у нас получилось? (Правила записываются на доске: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.) Назовём их «Законы дружбы»: 
Уступай
Не бойся просить прощения, если обидел друга
Не злись
Не жадничай
Помогай другу
Будь честным
Один за всех и все за одного.
С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.
Не ябедничай, лучше сам поправь.
Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось. Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.
В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
Учитель: Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги».Исполнение песни «Вместе весело шагать» (Слова М. Матусовского, музыка В. Шаинского, из кинофильма «И снова Анискин»)Припев:Вместе весело шагать по просторам,По просторам, по просторам!И, конечно, припевать лучше хором,Лучше хором, лучше хором.Спой-ка с нами, перепелка, перепелочка!Раз иголка, два иголка — будет елочка!Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!Раз словечко, два словечко — будет песенка!Припев.В небесах зари полоска заполощется.Раз березка, два березка — будет рощица!Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!Раз словечко, два словечко — будет песенка!Припев.Нам счастливую тропинку выбрать надобно.Раз дождинка, два дождинка — будет радуга!Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!Раз словечко, два словечко — будет песенка!Припев.Учитель: А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами? Орденом Дружбы народов награждаются: граждане России; предприятия, учреждения, организации, воинские части и соединения, республики, края, области, города. Орденом Дружбы народов могут быть награждены и лица, не являющиеся гражданами нашей страны. Учитель: Во многих наших песнях поётся о дружбе … Давайте вспомним и споём. 
С голубого ручейка начинается река, Ну а дружба начинается с улыбки.
Я иду и пою обо всём хорошем. И улыбку свою я дарю прохожим.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги! Нам любые дороги дороги!
Если добрый ты, то всегда легко, 
А когда наоборот – трудно. 
Жил на свете добрый жук, старый добрый друг. Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал, Громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал. 
Если с другом вышел в путь - веселей дорога. 
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит. Вот, что значит настоящий друг. 
     ^ 4. Что такое дружба? (высказывание детей) Что такое дружба?Это совесть чистаяИ душа открытаяТак считают исстариЧто такое дружба?Дружба – это равенствоА дружить без равенстваНикому не нравитсяЧто такое дружба?Если станет тугоТо во всём, как на себя,Положись на друга.Что такое дружба?Крепкая опораВместе верные друзьяМогут сдвинуть горыЧто такое дружба?Это счастье детиЭто небо чистоеМир на всей планете! 5. «Хоровод дружбы»Сейчас мы сделаем «Хоровод дружбы» - складываем полоску бумаги гармошкой, рисуем силуэт девочки или мальчика, вырезаем – получается группа людей, которые держатся за руки, приклеиваем на плакат – получается огромный хоровод.  Если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия, если они добры и отзывчивы, то и дружба бывает настоящей, крепкой, верной и долгой.Умению дружить, общаться нужно учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю. Нужно помнить, что человек живёт на Земле один раз, поэтому надо каждый день творить добро.«Солнышко» У нас на плакате нарисовано солнышко, но оно без лучиков, давайте на каждом лучике напишем признаки, которые свойственны дружбе:(настоящая, верная, крепкая, долгая, честная, бескорыстная, преданная и т.д.).^ Итог: Учитель: Подошло время для подведения итогов нашего классного часа. Учитель: Пожелание: удачи всем в поисках настоящего друга!Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.Перед тем как нам расстатьсяИ уйти всем по домам,Хочется мне попрощаться,Пожелав при этом вам,Чтобы добрыми вы были,Слов волшебных не забыли,Чтобы добрыми словамиГоворили вы с друзьями.- Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра.- Спешите делать добро! Старайтесь каждый день приносить людям пользу!а теперь наша ученица исполнит вам песню «Друзья» (гр. «Барбарики»)

Приложения1. « Всё в твоих руках»     Я хочу рассказать вам одну историю. Эта история произошла давным – давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней, и подумал: «Спрошу – ка я у мудреца: скажи о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая. Я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.»      Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправили к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мёртвая? И тогда мудрец, который был очень умным человеком, сказал: «Всё в твоих руках»     Действительно, всё было в руках завистника: оставить бабочку живой или мёртвой.  2. Стихи 
Ты улыбкой, как солнышко брызни,
Выходя поутру из ворот,Понимаешь, у каждого в жизни,Предостаточно бед и забот…Разве любы нам хмурые лица,Или чья та сердитая речьТы улыбкой сумей поделиться,И ответную искру зажечь.Давайте и мы с вами улыбнемся Когда по склонам вечной суетыБежать от неудач устанешь люто.Направь шагиТропою добротыИ радость помоги найти кому-то.Как бы жизнь не летела –Дней своих не жалей,Делай доброе делоРади счастья людей.Чтобы сердце горело,А не тлело во мглеДелай доброе дело –Тем живём на земле. А как нам добрые слова нужны!Не раз мы в этом убедились сами,А может не слова – дела важны?Дела – делами, а слова – словами.Они живут у каждого из нас,На дне души до времени хранимы,Чтоб их произнести в тот самый час,Когда они другим необходимы. В доме добрыми делами занята,Тихо ходит добротаУтро доброе у насДобрый день и добрый часДобрый вечер,Ночь добраБыло доброе вчераИ откуда спросишь тыВ доме столько доброты.
^ В.М.Найдёнов. Стихотворение.
Не стой в стороне равнодушно,Когда у кого-то беда.Рвануться на выручку можно В любую минуту всегда.И если кому-то поможетТвоя доброта и дружба твоя,Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!На свете живёшь ты не зря.Будь весел, чтоб радостней сталоТому, с кем подружишься ты,Чтоб каждому в жизни хваталоПрекрасной людской доброты.
«Давайте будем дружить»
 Давайте вспомним с вами песни о добре и дружбе.Давайте будемДружить друг с другом,Как птицы с небом,Как поле с плугом,Как ветер с морем,Трава с дождямиКак дружит солнцеСо всеми нами!Давайте будем к тому стремитьсяЧтоб нас любилиИ зверь и птицаИ доверяли, повсюду намКак самым вернымСвоим друзьям!Давайте будем, беречь планету,Во всей вселеннойПохожей нету.Во всей вселенной совсем одна,Что будет делать без нас она?^ Чтение рассказа В.А.Осеевой «Три товарища»Витя потерял завтрак. На перемене все ребята стали завтракать, а Витя стоял в сторонке. - Почему ты не ешь? – спросил его Коля.- Завтрак потерял.- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок бутерброда. До обеда ещё далеко.- А ты где его потерял? – спросил Миша.- Не знаю – тихо ответил Витя и отвернулся.- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша.А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок бутерброда и протянул товарищу:- Бери, ешь!- Кого из мальчиков можно назвать настоящим товарищем? Почему?^ Чтение рассказа Л.А.Сергеева «Над кем лучше смеяться»Я любил смеяться над своими друзьями. У моих друзей было много недостатков и поэтому я смеялся целыми днями. Например, выходил во двор, а там Юрка учился кататься на велосипеде и у него не получалось. Ну как тут не засмеяться? Или как-то мы с Вовкой играли в футбол, а он мячом попал в свою бабушку. Я до слёз смеялся. И так всегда. Как-то раз я сказал отцу:- Юрка дуралей! Я выменял у него цветной карандаш за какую-то наклейку!-Да? – удивился отец. – А я сейчас иду через двор, а твой Юрка говорит кому – то про тебя: «Егор глупец! Обменял такую наклейку на ерундовый карандаш. Вот так-то!Я обиделся и хотел уйти, но отец остановил меня:- Ты любишь смеяться над другими, а когда над тобой смеются – не любишь. Это никуда не годиться. Знаешь, над кем смеяться интереснее всего?- Над кем?- Над собой. Смотри на себя как бы со стороны и увидишь в себе много смеш-ного.- Можно ли смеяться над недостатками других?- Какой совет дал папа сыну?