Классный час Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями… (5 класс)

Чувашская Республика
Мариинско-Посадский район
МБОУ «Шоршелская СОШ имени А.ГНиколаева»
учитель русского языка и литературы Алексеева Альбина Анатольевна

План проведения классного часа в 5 классе на тему

«Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями »

Никто не пожелает себе жизни без друзей,
Даже если бы он имеет все остальные блага
Аристотель
Кто себе друзей не ищет,
Самому себе он враг.
Ш.Руставели
Caкaр-тaвар туслaха cирeплетет
Хлеб с солью дружбу укрепляют)
(Ваттисен самахе –пословица на чувашском языке)
Цель: 1. Показать значение дружбы в жизни класса.
2. Воспитать уважительное отношение друг к другу, терпимость к себе и другим.
3. Развивать интерес и любознательность, потребность в общении.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Надо помогать друзьям!
Надо помогать друзьям,
Вместе с ними вырастая
И поверьте: сила злая
Не опасна будет вам.

Другу помоги с душой
И пекись, как бы о брате,
Не для выгоды пустой
Или выигрыша ради.
Другу помоги с душой!

О.Шестинский
Другу ты отдать сумей
Всё тепло души своей.
Всё отдал – богаче стал,
Что сберёг, то потерял.



Лишь тот не на год – навсегда богат.
Кто дружбу сохранит, как бесценный клад
Лишь тот не на год – счастлив Навсегда,
Кто дружбу пронесёт честно сквозь года.
Н.Доризо



После чтения стихов ребята берутся за руки и с закрытыми глазами произносят волшебное заклинание:
Мимо белого тумана,
Мимо жёлтого тумана.
Мимо чёрного тумана,
Мимо стран и городов
По лесам и океанам,
По пустыням и полянам
Понарошку, без обмана
Мы летим среди миров.
Тише, тише! Раз, два, три!
Открывай глаза – смотри.

Ребята, сегодня мы с вами проводим необыкновенный классный час «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями?» В ходе классного часа вы постарайтесь ответить на поставленный вопрос.
У каждого из нас есть настоящий друг. Какой он? Сейчас мы узнаем об этом из ваших сочинений.
(Уч-ся читают свои мини-сочинения)
Теперь попробуем нарисовать портрет хорошего друга.
(Уч –ся рисуют портреты друга)
Из хороших друзей получается дружный класс. Какой же портрет дружного класса получился у нас?
(На доске - портрет дружного класса)
У каждого коллектива есть свои законы. Давайте и мы подумаем и создадим законы дружного класса.
Законы дружбы:
- Не оставляй друга в беде.
- Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь.
- Проявляй заботу о друге.
- Дорожи дружбой.
- Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше.
- Будь хорошим, честным, прямым и добрым другом.
(Дети создают законы)
А вот такие законы дружбы были в Павлышской школе, где работал выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский. (Появляются на доске законы)
Ребята, знакомо ли вам слово рецепт? Что оно означает? Правильно, рецепт- это состав продуктов, которые необходимы для приготовления блюда. Как вы думаете, можно ли слово рецепт использовать применительно к классу. Давайте попробуем составить рецепт нашего класса, используя данные слова.
(Появляются слова. Составляется рецепт.)
- Доброта, дружба, озорство, любознательность, смелость, интерес, ответственность, взять, добавить, приправить, размешать, влить, остудить, украсить.
А у меня получился такой рецепт.
(Рецепт на доске)
Взять большой класс, поместить туда моих одноклассников. Добавить доброты и дружбы, приправить ответственностью, влить любознательности, остудить озорство, украсить смелостью. Улыбчивостью.
А как вы думаете, как могут жить эти добрые, любознательные, смелые ребята? .
Давайте совместно с вами, ребята, определим, что среди друзей может быть разрешено, а что должно быть запрещено.
(Появляется на доске)
РАЗРЕШЕНО ЗАПРЕЩЕНО
* помогать друг другу * врать
* радоваться успехам друг друга * завидовать друг другу
* поддерживать в трудную минуту * радоваться горю другого человека
* переживать за неудачи друг друга * смеяться над неудачами
* говорить правду * обижать и давать обидные клички
У всех из вас есть друзья, но в то же время и вы сами чьи-то друзья. Попробуйте составить свою характеристику как друга, выделяя пять самых главных качеств.
(Появляется на доске)
Я ДРУГ: *добрый
*верный
*преданный и щедрый
*бескорыстный и внимательный
*понимающий
А теперь попробуем немного поиграть. На каждый шаг говорить другу комплименты.
Сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете своих друзей (блиц-турнир). Вопросы:
1. О каком подарке мечтает твой друг?
2. Любимый фильм твоего друга.
3. Любимый день недели твоего друга.
4. Любимый поэт твоего друга.
5. Какие отметки получает твой друг?
6. Какой цвет любит твой друг?
7. Сколько ложек сахара кладёт твой друг в стакан чая?
8. Какое животное нравится твоему другу?
9. За какой партой сидит твой друг?
10. Где работает папа твоего друга?
11. Любимое блюдо твоего друга.
12. Какое отчество у твоего друга?
13. Размер обуви твоего друга.
14. Какое время года любит твой друг?
15. Любимый вид спорта твоего друга.
16. Как зовут маму твоего друга?
17. Любимая сказка твоего друга.
18. Номер сотового телефона твоего друга.
19. Номер дома и квартиры твоего друга.

В жизни друзья сталкиваются с различными ситуациями. Проверим, какие вы друзья. (Ролевые ситуации)
1. Целую неделю друг болел, а завтра объявили контрольную по математике. Как бы ты помог другу?
2. Мы с другом возвращались домой. Увидели на земле кошелёк с деньгами. друг предложилЯ сказал
3. У вас с другом есть тайна, о которой никто не должен знать. Вы доверяете её только своему самому близкому другу. А он рассказал о ней другому однокласснику. Как ты поступишь?
5. Друг не сделал перевод по английскому языку. Просит дать списать. Как ты поступишь?
Есть много примеров настоящей дружбы в художественных произведениях. С некоторыми из них вас познакомит заведующая Шоршелской модельной библиотекой Кириллова Ольга Васильевна.
Сегодня много говорили о дружбе, дружном классе, а теперь попробуем ответить на вопрос, поставленный в названии классного часа. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями – много!
(Появляется на доске)
Сейчас встанем в дружный круг и передадим частичку тепла друг другу. (Поют песню)
Человек человеку – друг? Друг.
Человек человеку брат? Брат.
Ну а как же так вышло просто так,
Что попал человек впросак? (2 раза)

Мы влюбляемся часто да? Да.
Мы ругаемся часто да? Да.
Ну а если твой друг попадёт впросак,
Помоги ему просто так.(2 раза)

В жизни каждый имеет много друзей.
Ведь на свете с друзьями жить веселей.
Ну а если твой друг попадёт впросак,
Помоги ему просто так (2 раза)
Рефлексия. Ребята, понравился ли вам классный час? Был ли он вам полезен? Спасибо за участие в классном часе, расскажите родителям о том, о чем мы с вами сегодня говорили.
Заклинание. Я предлагаю вам сфотографироваться на память.
Д/З. Подготовиться к игре «В паре с другом».







РЕЦЕПТЫ ДРУЖНОГО КЛАССА,
СОСТАВЛЕННЫЕ УЧАЩИМИСЯ

Рецепт дружного класса прост. Берём 24 картофелины. Это дети нашего класса. 1 помидорчик – это наша классная руководительница Альбина Анатольевна. Посадить их вместе и сфотографировать. Получится большая семья.
(Степанова Зоя.)
Взять класс. Налить дружбу, добавить доброту и любознательность. Подлить немножко интереса и ответственности. Приправить смелостью и улыбчивостью. Украсить весёлостью. Приятной дружбы!
(Терехов Станислав.)
Надо взять дружный класс. Добавить туда доброту, улыбчивость. Влить смелость. Всё это перемешать. Получится дружный класс.
(Павлова Ксения.)
Дружный класс – это класс, который всегда и везде успевает во всём. Учёба для них должна быть всегда на первом месте. Участвовать всем классом во всех школьных мероприятиях. Помогать ветеранам, своим бабушкам, дедушкам, слушаться отца и мать.
Уважать родную культуру и любить свои истоки. Только при таком отношении класс будет дружным.
(Молярова Елена)
В нашем классе редко бывают ссоры. Это всё благодаря классному руководителю Алексеевой Альбине Анатольевне. Она каждый четверг проводит классные часы. На них мы обсуждаем поведение учащихся - нарушителей дисциплины, изучаем Устав школы, Правила поведения для учащихся. Проводим разные игры и конкурсы. Альбина Анатольевна объясняет, как надо себя вести. Она говорит, что надо быть добрыми, сильными, трудолюбивыми и дружными. И не надо ссориться. У всех должен быть настоящий друг. Об этом и в пословице говорится: «Нет друга – ищи, а нашёл – береги». Если у тебя есть настоящий друг, то будет и поддержка.
Взять класс. Влить доброту. Приправить дружбой. Добавить интерес. Залить улыбчивостью. Украсить смелостью. Получится настоящий дружный класс.
(Дима Удорин.)
Берём 16 мальчиков, 8 девочек и 1 классную руководительницу. Всё перемешаем. Добавим интерес, улыбчивость. Размешаем с дружбой. Влить любознательность. Украсить добротой. Приятного аппетита!
(Маша Алексеева.)
Берём дружный класс. Добавляем туда немножко смеха, много радости и, конечно же, помощи, поддержки. Украшаем добротой.
Получится удивительный, дружный класс.
(Лёня Николаев)

15