Конспект занятия на тему «В гостях у сказки» организация образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе



Отдел образования исполнительного комитета
Сармановского муниципального района Республики Татарстан







КМО воспитателей ДОУ по теме:
«Развитие творческого потенциала ребенка дошкольного возраста в условиях системных обновлений дошкольного образования»






«В гостях у сказки»
организация образовательной деятельности
по речевому развитию
в подготовительной к школе группе







п.г.т. Джалиль воспитатель
МБДОУ №4 I категории
«Красная шапочка» Юсупова Л.Г.






2016г.

Программное содержание: Формировать у детей интерес к произведениям устного народного творчества, навыки монологической и диалогической речи, её интонационную выразительность. Учить детей находить ключевые слова, помогающие изменить название сказки, не потеряв ее смысл; понимать юмористические ситуации, которые получаются в результате изменения героев и их действий в знакомой сказке; узнавать по характерным признакам задуманного в загадке сказочного героя. Развивать творческие способности, фантазию, мыслительную деятельность, память, сообразительность. Обогащать эмоционально-чувственную сферу детей. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству; дружеские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
Оборудование: «волшебный» тоннель, интерактивная доска, набор персонажей по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко», песня В. Толкуновой «Сказки гуляют по свету».
Предварительная работа: Чтение, рассказывание русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр мультфильмов, отгадывание загадок, дидактические игры: «Узнай сказку по картинкам», «Собери сказку», «Из какой сказки герой» и т.д. 
Ход занятия:
Организационный момент: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями и отгадайте загадку:
В ней происходят чудеса,
И добрый побеждает злого.
Её вся любит детвора,
Она заворожит любого (Сказка)
А вам бы хотелось побывать в гостях у сказки? (Да). Для этого нужно преодолеть «волшебный» тоннель, но в нём очень темно. Никто не боится темноты? Тогда в путь!
(Дети проходят через «волшебный» тоннель).
Воспитатель и дети замечают книгу. (На экране появляется книга).
Ой, ребята посмотрите книга.
А книга то не простая, а c заданиями.
1-е задание: Игра «Отгадай, кто мы?» - на интерактивной доске спрятаны под шторкой.
Ребята, в этой книге сказочные герои хотят, чтобы вы угадали их сказки. Если мы правильно отгадаем их, то на экране появятся сказочные герои.
– Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.
А коровушка ей в ответ:
– Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.
(Крошечка-Хаврошечка).
Как помогала Хаврошечке коровушка? - Смотрите, смотрите! - кричали в третьей деревне. - Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?
Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: - Это я! Я! И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. (Лягушка – путешественница из одноименной сказки В. Гаршина). - Какая по характеру лягушка? Почему она не долетела до теплых стран? Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке - клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу - сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали. Тут блин и говорит: - Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет. ( «Крылатый, мохнатый да масляный»). - Почему с друзьями приключилась беда? Какими должны быть настоящие друзья? Вдруг откуда ни возьмись - старушка. - Девочка, девочка, почему ты плачешь? Женя старушке все и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит: - Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок - На какое желание она использовала последний лепесток? (Цветик – семицветик из одноименной сказки В. Катаева) Молодцы ребята мы справились с первым заданием и идем дальше. 2-е задание Игра «Придумай новое название к знакомой сказке» Ребята, мы с вами знаем много сказок. А теперь давайте посмотрим на героев и скажем, из какой они сказки? А еще я бы назвала эту сказку по другому «Дедушкины приключения». А теперь вы попробуйте придумать названия к этой сказки. 1) Русская народная сказка «Репка» - «Дедушкины приключения» - «Веселые помощники» - -- «Сильная мышка» - «Хорошая удача» - «Дедка и репка» - «Семья на огороде» - «Тяжелая репка» - «С маленького зернышка до большой репки» 2) А.С. Пушкин.  « Сказка о рыбаке и рыбке» - «Сказка о золотой рыбке - «Сказка о морской рыбке» - «Говорящая рыба» - «Старик и золотая рыбка» - «Волшебная рыба» 3) Русская народная сказка « Гуси-Лебеди» -«Как девочка братца спасала» - «Злые гуси-лебеди» - «Сказка о том, как Баба-Яга братца украла» - «Аленушка и братец Иванушка» Молодцы ребята вы настоящие сказочники и умелые фантазеры. 3-е задание Игра Чей предмет ( на интерактивной доске дети выполняют) А задание, который приготовил нам волшебник заключается в том, что нужно назвать сказки, в которых встречаются эти предметы. Стрела (Царевна - лягушка) Хрустальная туфелька (Золушка ) Золотой ключик (Буратино) Ковер – самолет (Аладдин) Печка - (Гуси - Лебеди) Скалка - (Лисичка со скалочкой) Корзина с пирожками - (Красная шапочка) Яйцо – (Курочка ряба) Плетеный короб - ( Маша и Медведь) Стулья - (Три медведя) У вас замечательно получилось!!! Все сказки угадали, молодцы! А сейчас приглашаю вас на весёлую зверобику. (музыкальное сопровождение) 4-е задание от доброго волшебника «Угадай сказку» (презентация-игра с использованием интерактивной доски) Сейчас вы услышите песни героев сказок или мультфильмов. Вспомните названия этих сказок. (Звучит аудио запись из сказок «Буратино», «Кот Леопольд», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Чебурашка и Крокодил Гена»). Воспитатель приглашает детей сесть на стулья. Итак, последнее задание доброго волшебника «Исправь ошибки» Злой волшебник перепутал героев  сказок. Ребята, нам придётся помочь сказочным героям распутать сказку. Вы готовы? (Воспитатель читает сказку «Петушок и бобовое зёрнышко» с изменёнными событиями и героями, а дети исправляют его).

Жили-были селезень и уточка (Жили-были петушок и курочка). Селезень делал всё не спеша, а уточка знай себе приговаривает: «Поспеши селезень, поспеши селезень». (Петушок всё торопился, а курочка знай себе приговаривает: «Петя, не торопись, Петя, не торопись»). Щипал как-то селезень травку и подавился травинкой. Сидит, молчит, ничего не говорит. (Клевал как-то петушок бобовое зёрнышко, торопился, торопился, да и подавился. Лежит точно мёртвый, ничего не слышит, не видит). Испугалась уточка, бросилась к хозяину и кричит: «Хозяин, дай сметаны, селезень травинкой подавился: лежит, молчит, ничего не говорит. (Испугалась курочка и бросилась к хозяйке: «Хозяюшка, дай скорее маслица, петушку горлышко смазать, подавился петушок бобовым зёрнышком) - Иди скорее к козе, пусть даст молока, а я из него собью сметану. (Беги скорее к корове, пусть даст молока, а я из него собью маслица). Полетела уточка к козе: «Коза, дай молока. Из молока хозяин сделает сметану, я смажу сметаной селезню горло, подавился селезень травинкой. (Со всех ног побежала курочка к корове: «Корова, дай молока, из молока хозяйка собьет маслица, я смажу маслицем петушку горлышко, подавился петушок бобовым зернышком). - Ступай к хозяйке. Пусть она даст мне сена. (Ступай к хозяину, пусть даст мне свежей травы). Поплелась уточка к хозяйке. -Хозяйка, дай козе сена, коза даст молока, из молока хозяин сделает сметану, сметаной я смажу селезню горлышко: подавился селезень травинкой. (Побежала курочка к хозяину – хозяин, дай корове свежей травы, она даст молока, из молока хозяйка собьет маслица. Я смажу маслицем петушку горлышко, подавился петушок бобовым зернышком). - Иди к садовнику за ножницами (Иди к кузнецу за косой). Пошла уточка к садовнику. - Садовник, дай ножницы. Я их отдам хозяйке. Хозяйка даст козе сена, коза даст молока, хозяин сделает сметану, я смажу сметаной селезню горлышко: подавился селезень травинкой. (Пошла курочка к кузнецу. – Кузнец, дай косу. Хозяин даст корове свежей травы, корова даст молока, хозяйка из молока собьет маслица, я смажу маслицем петушку горлышко, подавился петушок бобовым зернышком). Садовник дал ножницы, хозяйка дала козе сена, коза дала молоко, из молока хозяин сделал сметану, уточка смазала сметаной селезню горлышко, травинка проскользнула, селезень вскочил, замахал крыльями и закричал: «Кря – кря - кря!» (Кузнец дал курочке косу, хозяин дал корове свежей травы, корова дала молоко, из молока хозяйка сбила маслице. Курочка смазала маслицем петушку горлышко, бобовое зернышко проскочило. Петушок вскочил и закричал: «Ку-ка-ре-ку!») Вот теперь вы стали настоящими сказочниками и можете сами показать «правильную» сказку про петушка и курочку.
(Драматизация сказки детьми)
Итог.
-Чему вас научила эта сказка? (Все нужно делать не торопясь).
Педагог читает стихотворение: Жаль со сказкой расставаться,
Но пора нам возвращаться.
Будем помнить мы урок:
Чтоб не ошибиться, не надо торопиться!
А сейчас пора возвращаться в детский сад. 
(Дети возвращаются в группу через волшебный туннель).

Заголовок 215