Комплексный подход при организации научно-методической работы в МБОУ Школа №74 по вопросам повышения эффективности качества результатов ЕГЭ.


Комплексный подход при организации научно-методической работы
в МБОУ Школа №74 по вопросам повышения эффективности качества
результатов ЕГЭ.
Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. Администрация МБОУ Школы №74 пришла к выводу, что только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме.
Под комплексным подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество администрации, психолога, учителей-предметников и классных руководителей, родителей, общественности.
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ мы выделяем следующие составляющие:
Информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
Психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Мотивационная готовность (формирование мотивационных установок субъектов образовательного процесса к организации и проведению ЕГЭ)
Ориентируясь на данные компоненты, мы относим к актуальным вопросам подготовки к ЕГЭ следующие:
организация информационной работы по подготовки учащихся к ЕГЭ;
мониторинг качества;
психологическая подготовка к ЕГЭ.
В информационной деятельности образовательного учреждения по подготовке к ЕГЭ мы выделяем три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.
Содержание информационной работы с педагогами.
1) Информирование учителей на производственных совещаниях ;- нормативно-правовыми документами по ЕГЭ;
- о ходе подготовки к ЕГЭ в школе, в районе и области;
2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:
- проведение пробных ЕГЭ, обсуждение результатов пробных ЕГЭ;
- Заседания МО учителей - предметников с повесткой дня «Подготовка учителей и учащихся к итоговой аттестации. Обеспечение готовности учащихся выполнять задания различного уровня сложности»
- Работа с классным руководителем 11 класса по проблемам: «Контроль успеваемости и посещаемости учащихся», «Психологическая подготовка учащихся к проведению итоговой аттестации в форме ЕГЭ»
- выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ЕГЭ (с учетом психологических особенностей учащихся);
- Разработка и формирование пакета рекомендаций для учителей - предметников по вопросам подготовки к ЕГЭ
3) Педагогический совет "ЕГЭ – методические подходы к подготовке учащихся".
4) Направление учителей на районные и областные семинары и курсы по вопросам ЕГЭ.
Содержание информационной работы с учащимися.
1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:
- правила поведения на экзамене;
- правила заполнения бланков;
- расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет).
2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ.
3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
4) Пробные внутришкольные ЕГЭ по различным предметам.
5) В библиотеке:
- папка с материалами по ЕГЭ (нормативные документы, бланки по различным предметам, правила заполнения бланков, инструкции, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ, перечень ресурсов библиотеки, рекомендации по подготовке к экзаменам);
- стенд с пособиями по ЕГЭ.
Содержание информационной работы с родителями учащихся
1) Родительские собрания:
- информирование родителей о процедуре ЕГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;
- информирование о результатах пробного внутришкольного ЕГЭ (декабрь).
- пункт проведения экзамена, вопросы проведения пробного ЕГЭ в апреле. - мотивационные установки и учет индивидуальных особенностей учащихся с целью выработки оптимальной стратегии подготовки к экзамену в форме ЕГЭ.
2) Индивидуальное консультирование родителей (классные руководители, педагог-психолог).
Мониторинг качества образования
Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ЕГЭ занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ЕГЭ. Напомним определения "мониторинг" и "мониторинг качества образования".
Мониторинг – отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку события, факта по данным единичного измерения
Мониторинг качества образования – "следящая" и в определенной степени контрольно-регулирующая система по отношению к качеству образования.).Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ включает следующие направления деятельности:
- посещение администрацией уроков учителей-предметников, методическая помощь;
- включение в планы работы деятельности школьных методических объединений вопросов подготовки к ЕГЭ, дополнительные семинары, курсы повышения квалификации;
- индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся;
- привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет для подготовки к ЕГЭ;
- широкий спектр элективных курсов, расширяющих программу базового обучения;
- психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к ЕГЭ.
Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. По нашему мнению, он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в форме ЕГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ. Такую работу проводит заместитель директора, ответственный за вопросы ЕГЭ, анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ.
Психологическая подготовка к ЕГЭ
Психологическая подготовка учащихся может осуществляться в форме элективного курса. Цели такого курса: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.
Методы проведения занятий разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.
Работа с учащимися проводится по желанию учащихся – со всем классом или выборочно.
Педагог-психолог может проводить индивидуальные консультации для учащихся по вопросам подготовки к экзаменам.
Опыт показывает, что вопросы подготовки к ЕГЭ решаемы, если деятельность базируется на принципах:
- системности (подготовка ведется последовательно, функционирует команда специалистов, подготавливающая учащихся по различным направлениям – информационно, предметно, психологически);
- гибкости (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ЕГЭ, индивидуальный подход к каждому учащемуся).
План  мероприятий  по повышению качества обучения в старшей школе и устранению причин получения низких результатов  ЕГЭ на 2016 – 2017 уч.год. в МБОУ Школа № 74
Вид деятельности Мероприятия Сроки Предполагаемый результат
Нормативные документы Приведение нормативно-правовой базы по проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников средней школы в соответствии с нормативными документами 2013 года В течение года НПБ соответствует текущей
Работа с учащимися
 
 
 
  Организация разъяснительной работы среди выпускников средних школ, родителей, общественности через собрания, СМИ, сайты ОУ:
о процедуре организации и проведения ЕГЭ;
о необходимости подачи ими заявлений на участие в ЕГЭ;
о сроках и местах регистрации на сдачу ЕГЭ
о сроках проведения ЕГЭ;
о сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций;
о местах расположения ППЭ, о сроках, местах и порядке информирования о результатах ЕГЭ и выдачи свидетельств о результатах ЕГЭ.  
в течение года
 
до 01.03.2017 г.
до 31.12.16 г.
до 01.04.17 г.
до 20.04.17 г.
 
 
до 13.05.17 г. Проведение родительских собраний, оформление протоколов (февраль, апрель). Информационные стенды в ОУ, НПБ выставлена на сайте ОУ (февраль, по мере поступления НПБ)
Психолого – педагогическая поддержка:
-          - тренинговые занятия
-          - индивидуальные консультации обучающихся, родителей по подготовке к ЕГЭ с целью успешного преодоления пробелов в знаниях. в течение года
  Проведение занятий, ознакомление родителей с планом по подготовке к ЕГЭ учащихся.
Изучение индивидуальных особенностей и построение интеллектуального профиля учащихся.
Работа с учащимися 11-го класса по подготовке к осуществлению ими осознанного выбора предметов для итоговой аттестации. сентябрь-март Выбор
Выполнение обучающимися заданий открытого сегмента федерального банка тестовых заданий ЕГЭ, размещенных на сайте ФИПИ и других сайтов по различным предметам. В течение всего периода подготовки Выявление дефицита, проведение работы по конкретным темам.
Участие в серии диагностических  работ по математике, русскому языку,  проводимых   внешними экспертами В течение всего периода подготовки Выявление дефицита каждого учащегося, составление индивидуального плана работы.
Проведение дополнительных занятий с
обучающимися по темам, при
выполнении заданий по которым имеются затруднения.
Консультации по обязательным предметам и предметам по выбору по графику В течение всего периода подготовки Ликвидация затруднений при выполнении заданий по предметам. Работа над пробелами в знаниях.
Проведение тренировочно – диагностических работ по русскому языку, математике. Сентябрь-октябрь 2016 г. Выявление дефицита каждого учащегося, составление индивидуальный план работы.
Проведение входных диагностических работ по русскому языку, математике, физике, химии. октябрь 2016 г. Выявление дефицита каждого учащегося, коррекция индивидуального план работы.
Проведение психологического теста.
 
«Психологическая подготовка обучающихся к проведению итоговой аттестации в форме ЕГЭ». октябрь 2016 г.
 
в течение года Выявление детей с тревожностью, низкой мотивацией. Составление плана работы по устранению тревожности к ЕГЭ.
Проведение диагностических работ по математике, русскому языку. декабрь, февраль Выявление дефицита каждого учащегося, коррекция индивидуального план работы.
Работа с родителями Знакомство  родителей с результатами диагностических работ, индивидуальные беседы по дальнейшей траектории обучения. октябрь 2016 Родители ознакомлены с результатами и планами работы с учащимися.
Организационно-
методическая работа
 
 
  Анализ результатов ЕГЭ в прошедшем учебном году.
  август 2016 г. Разработан план устранения недостатков и обеспечение его выполнения в течение года.
Составление реестра  тем, на которые было допущено большинство ошибок выпускниками. август 2016 г. Классификация западающих тем.
Корректировка учебных планов с учётом осуществления подготовки к ЕГЭ, выбор элективных курсов учащимися по подготовке к ЕГЭ. Увеличение количества часов на элективные курсы по математике и рус. языку из часов школьного компонента. сентябрь Элективные курсы включены в УП ОУ из школьного компонента.
Анализ диагностических работ, психологического теста на предметных ШМО. Прогнозирование возможных результатов ЕГЭ. Ноябрь 2016 г. разработка плана устранения недостатков и обеспечение его выполнения
Составление банка данных обучающихся, имеющих низкую мотивацию, пробелы в знаниях, возможность не сдать ЕГЭ. ноябрь 2016 г. Составление программы по устранению пробелов
Составление педагогами индивидуально-тематических планов работы со слабоуспевающими обучающими по устранению пробелов в знаниях.сентябрь-ноябрь Составление плана работы по ликвидации пробелов.
Методический совет: «Итоговая аттестация учащихся: успехи и проблемы» ноябрь 2016г. Выявлены западающие звенья в преподавании, выработка рекомендаций.
Семинар: «Технология подготовки учащихся к итоговой аттестации» ноябрь Знакомство с практикой учителей подготовки к ЕГЭ.
Взаимопосещение уроков учителями – предметниками с целью выявления форм и качества подготовки к ЕГЭ. в течение учебного года для учителей составлены рекомендации по качеств.подг.к ЕГЭ
Организация индивидуальных консультаций для учителей, испытывающих затруднение при подготовке учащихся к ЕГЭ. декабрь-январь Проведены ШМО по проблемам в подготовке к ЕГЭ..Контроль реализации индивидуальных планов по устранению пробелов в знаниях у учащихся. декабрь Наличие индивидуальных планов, их реализация.
Проверка администрацией школьной документации (кл. журнал, тетради, дневники) в течение года Составлены справки по контролю.
Контроль своевременного прохождения программного материала учебных предметов в 11 классе. по полугодиям Проведены беседы по контролю.
Контроль успеваемости и посещаемости занятий и консультаций учащимися. в течение года Отслежены неуспевающие и часто пропускающие дети, приняты меры.
Организация курсовой подготовки учителей. январь-апрель Прохождение курсов
Сверка данных паспортов выпускников 11 класса внесенных в КИАСУО с фактическими данными паспортов. до 31.12.2016 Данные паспортов в КИАСУО соответствуют фактическим данным
Внесение данных о выпускниках 11 класса сдающих русский язык и математику в базу КИАСУО.
  до 16.01.2017 Участники ЕГЭ по русскому языку и математике внесены в КИАСУО
Организационно-методическая работа «Организация проведения итоговой аттестации в форме ЕГЭ» Ознакомление с вновь поступившими материалами. февраль 2017 Проинформированы о вновь поступивших материалах, материалы выставлены на сайт.
Классно – обобщающий контроль в 11 классе. февраль выявлены уровни сформированности знаний выпускников по предметам и прведена коррекция в знаниях обучающихся, нуждающихся в педагогической поддержке.
Контроль эффективности преподавания русского языка и математики в старших классах в условиях подготовки к ЕГЭ.
(Т.С.Малетина, Т.В.Яшнова) февраль Выявлены успехи и проблемы в подготовке к ЕГЭ
Оформить стенд с актуальными нормативными и справочными материалами по вопросам проведения государственной (итоговой) аттестации и поступления в учреждения высшего и среднего профессионального образования. Пополнять его по мере поступления нормативных документов текущего года. до 15.02.2017 Стенд оформлен и вывешен в ОУ с нормативными и справочными материалами.
Представить в управление образования сканированные фотографии оформленных стендов, плана подготовки к ЕГЭ, выставить информацию по ЕГЭ на сайтах образовательных учреждений. февраль 2017 Информация выставлена, фото отправлено.
Анализ пробных экзаменов по русскому языку и математике проведённых в ОУ. февраль 2017 Выявлены западающие звенья в преподавании, составлен план работы по ликвидации пробелов.
Оперативные проверки посещаемости обучающимися уроков и индивидуальных консультаций по подготовке к ЕГЭфевраль Отслежены часто пропускающие дети, приняты меры.
Работа с учащимися Проведение пробных экзаменов в ОУ по КИМам прошлых лет февраль Определена степень готовности выпускников к ЕГЭ.
Информационная работа по вопросам апелляции, присутствия общественных наблюдателей во время проведения ЕГЭ. февраль Ознакомлены с правилами подачи апелляции.
Обучение выпускников технологии заполнения бланков ЕГЭ. февраль Обучены технологии заполнения бланков.
Работа с родителями Проведение родительского собрания «Порядок проведения ЕГЭ в 2013 году»
о процедуре организации и проведения ЕГЭ;
о необходимости подачи ими заявлений на участие в ЕГЭ;
о сроках и местах регистрации на сдачу ЕГЭ
о сроках проведения ЕГЭ;
о сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций;
о местах расположения ППЭ, о сроках, местах и порядке информирования о результатах ЕГЭ и выдачи свидетельств о результатах ЕГЭ. февраль Протокол №4 от 17.02.12. Родители проинформированы: о порядке проведения аттестации, выбором экзаменов учащимися, расписанием экзаменов.
Нормативные документы Анализ диагностических работ по математике в Московском институте открытого образования (сайт СтатГрад) по ЕГЭ По мере
поступления
данных Выявлен уровень подготовки к ЕГЭ.
Работа с учащимися Обучение выпускников технологии заполнения бланков ЕГЭ. в течение всего месяца Обучены технологии заполнения бланков.
 
  Диагностическая работа по математике, проводимая в рамках Федеральной целевой программы развития образования Московским институтом открытого образования (сайт СтатГрад) по ЕГЭ. Март2017 Выявлены западающие звенья в преподавании, проведена корректирующая работа.
 
  Проведение районного пробного экзамена по математике и русскому языку.
Проведение тренировочных тестирований по предметам по выбору с целью овладения учащимися структурой тестовых заданий и отработки технологии их выполнения. Март 2017 Выявлена степень готовности учащихся к итоговой аттестации по основным предметам.
Сбор заявление от учащихся 11 кл. о сдаче экзаменов по выбору в формате ЕГЭ. до 1 марта Составлены списки.
Работа спедагогическим
коллективом Работа с классным руководителем 11 класса по проблемам «Контроль успеваемости и посещаемости учащихся», 12-17.03.17 Выявлены причины пропусков уроков учащимися, определены методы решения проблемы.
Организационно-
методическая
работа Подробный анализ ошибок пробных экзаменов. 26.03.17 Выявлены западающие звенья в преподавании, выработка рекомендаций, составлен план работы по ликвидации пробелов.
Подготовка списков обучающихся 11-го кл., подлежащих по состоянию здоровья к итоговой аттестации в щадящем режиме.    
Организационно-методическая работа Совещание с повесткой дня «Мониторинг результатов экзамена в форме ЕГЭ и ГИА в школе». Вопросы для обсуждения:
1 .Анализ результатов пробного экзамена в форме ЕГЭ и ГИА
по русскому и математике
2.ЕГЭ и ГИА: опыт и проблемы.
З.ЕГЭ и ГИА глазами субъектов образовательного процесса (выпускников, родителей, классных руководителей, учителей) 09.04.17 Определена степень готовности выпускников к ЕГЭ, уровень овладения заполнения бланков, уровень информированности родителей, учащихся, проведена корректирующая работа.
Нормативные документы Оформление протокола родительского собрания и листа ознакомления с результатами пробного экзамена по русскому языку и математике в форме ЕГЭ, с обновлениями НПБпо ЕГЭ. 12.04.17 Протокол оформлен.
Работа с учащимися Индивидуальное консультирование учащихся по русскому языку. каждый вторник Проведена корректирующая работа по ликвидации пробелов в знаниях.
 
  Индивидуальное консультирование учащихся по обществознанию. каждую пятницу Проведена корректирующая работа по ликвидации пробелов в знаниях.
 
  Организация работы с заданиями различной сложности по математике. каждый четверг Проведена корректирующая работа по ликвидации пробелов в знаниях.
Индивидуальное консультирование учащихся по химии и биологии. каждую среду Проведена корректирующая работа по ликвидации пробелов в знаниях.
  Работа по заполнению бланков в теч.месяцаПовышено качество заполнения бланков.
 
  Диагностическая работа по математике, проводимая в рамках Федеральной целевой программы развития образования Московским институтом открытого образования (сайт СтатГрад) по ЕГЭ. 24.04.2017 Выявлены западающие звенья в преподавании, проведена корректирующая работа.
  Проведение пробных ЕГЭ по русскому, математике, химии, биологии, физике, обществознанию. Апрель 2017 г. Выявлены западающие звенья в преподавании, проведена корректирующая работа.
Работа с родителями Проведение родительского собрания, посвященного результатам пробного экзамена в форме ЕГЭ по математике и русскому языку. 12.04.17 Ознакомлены с результатами пробного экзамена, проведены индивидуальные беседы.
Организационно-
методическая работа
 
 
  Подготовка графика проведения консультаций (за 2 недели до экзамена) 10-12.05.17 График подготовлен и вывешен на стенд в ОУ.
Итоговый педсовет по допуску учащихся к ЕГЭ. 24.05.17 Составлен протокол.
Заполнение пропусков на ЕГЭ 08.05.17 Пропуска заполнены.
Пед.совет по допуску выпускников к участию в итоговой аттестации. Май2017 Приказ о допуске к ЕГЭ.
Организация проведения ЕГЭ:
доставка учащихся к пунктам проведения ЕГЭ. в соответствии с расписанием ЕГЭ Учащиеся доставлены к пункту проведения ЕГЭ.
Работа с учащимися Индивидуальные консультации учащихся по русскому языку, обществознанию. еженедельно Проведена корректирующая работа по ликвидации пробелов в знаниях.
 
  Индивидуальные консультации учащихся по обществознанию. еженедельно Проведена корректирующая работа по ликвидации пробелов в знаниях.
 
  Консультации учащихся по математике. еженедельно Проведена корректирующая работа по ликвидации пробелов в знаниях.
 
  Работа по заполнению бланков в течение мая Повышено качество заполнения бланков.
 
  Оповещение учащихся о способе их доставки к месту проведения ЕГЭ. в
соответствии с расписанием ЕГЭ Учащиеся ознакомлены о способах доставки к месту проведения ЕГЭ, проведён инструктаж.
Работа с родителями Информирование и консультирование по вопросам, связанным с организацией и проведением ЕГЭ. в течение месяца Проведены индивидуальные беседы по вопросам родителей.
OpганизациOHHO-
методическая работа Организованное проведение ЕГЭ для выпускников.    
Совещание при директоре с повесткой дня «Итоги аттестации выпускников в форме ЕГЭ и ГИА» Вопросы для обсуждения:
1 .Организация процедуры ЕГЭ в установленные сроки.
2.Получение свидетельств по результатам ЕГЭ.
3.Организация выдачи свидетельств по результатам ЕГЭ. июнь 2017 Обсуждение итогов ЕГЭ и ГИА. Рассмотрение вопросы и проблемы.
Получение протоколов с результатами ЕГЭ. июнь 2017 г. Объявление результатов ЕГЭ
Педсовет по выпуску учащихся из ОУ. июнь 2017 г Составление протокола.
Выдача аттестатов и сведетельств о результатах ЕГЭ.    
Нормативные документы Анализ результатов ЕГЭ. июнь-август 2017 года определение основных направлений работы школы по подготовке к ЕГЭ в очередном учебном году.
Организационно-
методическая работа Планирование работы по подготовке и проведению ЕГЭ в следующем учебном году. август 2017 Составление плана работы.