Рабочая программа факультатива по подготовке к ОГЭ по русскому языку (9 класс)



УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
___________________
Пополитов Д.В.

«_____»_________2015 г.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
_________________
Кравцова Е.А.

«_____»_____________ 2015 г.
РАССМОТРЕНО:
На заседании МО __________
___________________________
Протокол №_____от
«___» ________________ 2015 г.
Руководитель МО
Круглова Н.В. _______________




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
городского округа город Урюпинск Волгоградской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива по русскому языку
«Некоторые вопросы грамматики и развития речи. Подготовка к ГИА»

КЛАСС ___9__
УЧЕБНЫЙ ГОД___2015-2016__
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ__34__
СОСТАВИТЕЛЬ: Аникеева Надежда Александровна



Количество часов по программе: в неделю 1 час, за год 34 часа.
Количество часов по учебному плану: в неделю 1 час, за год 34 часа.

Урюпинск - 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа факультатива по русскому языку для учащихся 9 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г., ред. от 19.10.09 г., с изменениями от 31.01.12 г.) на основе Программы по русскому языку 5-9 классы / Бабайцевой В.В. – М.: Дрофа, 2011, учебного плана МБОУ СОШ № 6 на 2015-2016 учебный год.
Данный факультатив актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершению основного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии на фоне общей системы русского правописания. Кроме того, факультативный курс направлен на организацию систематической работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.


Общая характеристика курса
Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам подготовки учащихся к ГИА. Факультативный курс рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ГИА. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры.
Темы курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ГИА. На занятиях курса предусматриваются теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности). Содержание факультатива нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ. Первая часть работы ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Часть 2 (задания 2–14) – задания с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: – задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа; – задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов.
Часть 3 (альтернативное задание 15) – задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Цели обучения

- повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;
- развитие связной речи;
- обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в новой форме.

Задачи курса:
- обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;
- формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.

Ценностные ориентиры содержания курса
В результате изучения данного курса обучающиеся учатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для обучающихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №6 городского округа г. Урюпинск Волгоградской области на 2015-2016 учебный год программа курса рассчитана в 9 классе на 34 учебные недели.

Основное содержание курса
Данный факультативный курс призван помочь учащимся успешно подготовиться к ГИА по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи. На занятиях предусмотрено повторение орфографии и пунктуации, кроме этого несколько часов отведено на разбор различных видов ошибок: грамматических, речевых и фактических. Особое внимание уделяется подготовке к ГИА учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование тестирования, изложения, сочинения на лингвистическую тему.
Для реализации намеченных целей необходимо:
развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
сбалансированное развитие устной и письменной речи;
формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;
усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;
формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;
формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.
Содержание курса направлено на формирование знаний и умений, необходимых для выполнения заданий, проверяющих следующие виды компетенций:
- лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Содержание и структура экзаменационной работы в форме ГИА. Критерии оценки. Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительные средства лексики и фразеологии.
Морфемика и словообразование. Морфемы. Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. Выразительные средства словообразования.
Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы.
Орфография. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (при обращении, однородных членах предложения, обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, сравнительных оборотах, уточняющих членах предложения, вводных словах и предложениях). Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный анализ.
Текст как речевое произведение. Стили и функционально-смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов - рассуждений. Способы сжатия текста.
Выразительные средства языка. Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм.
Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Полные и неполные предложения. Простое предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Грамматические (синтаксические) нормы. Выразительные средства грамматики.






Требования к уровню подготовки учащихся.

В ходе изучения данного курса учащиеся должны уметь:
- применять на практике полученные знания по орфографии и пунктуации;
- строить сочинение-рассуждение в соответствии с заданной темой;
- вычленять главное в информации;
- сокращать текст разными способами;
- правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- грамотно писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема занятия
Количество часов
Дата по плану
Дата по факту
Примечание


Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Знакомство с демонстрационным вариантом 2016 (проект).
1





Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
1





Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
1





Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.
1





Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.
1





Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.
1





Выбор приемов сжатия.
1





Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Структура сочинения на лингвистическую тему.
1





Учимся формулировать тезис.
1






Учимся аргументировать.






Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.
1





Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.
1





Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.
1





Учимся аргументировать.
1





Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.
1





Понимание текста.
1





Целостность текста.
1





Извлечение информации.
1





Синонимы. Антонимы. Омонимы.
1





Лексический анализ слова.
1





Выразительные средства.
1





Стили речи.
1





Правописание корней.
1





Правописание приставок.
1





Правописание суффиксов.
1





Знаки препинания в простом осложненном предложении.
1





Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
1





Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
1





Словосочетание.
1





Грамматическая основа предложения.
1





Простое осложненное предложение.
1





Сложные бессоюзные предложения.
1





Сложные предложения с различными видами связи.
1





Итоговая зачетная работа по модели ГИА
1





Список литературы.

ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М. : Издательство «Национальное образование», 2015. – 368 с. – (ОГЭ. ФИПИ – школе).
Русский язык. 9- й класс. Подготовка к ОГЭ-2015. Тренировочные варианты по новой демоверсии на 2015 год: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д : Легион, 2014. – 375 с. (ГИА – 9).
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
Материалы сайта ФИПИ. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715