Игры и упражнения для профилактики выявления и коррекции детей с отклонениями в развитии


Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
« Игры и упражнения для развития умственной отсталости»
00
Подготовила:
Студентка Ш-41 группы
Рябенко Анастасия
Г.Ейск, 2016г.
Содержание:
1)Игры и упражнения для развития слухового восприятия, зрения, речи у детей……………….3стр.
а) Игры для развития слухового восприятия….3стр.
- Игра «Мишка топ-топ»……………………….3стр.
- Упражнение «Пошуршим, постучим»….......3-4стр.
б) Игры для развития зрения…………………5стр.
- Игра «Поиграем в прятки»…………………5стр.
- Игра «Гости»……………………………….5-6стр.
в) Игры и упражнения для развития речи….6стр.
- Игра «Определи игрушку»………………..6стр.
- Упражнение «Хлоп-хлоп»…………………6-7стр.
2) Игры и упражнения для психического развития…………………………………………7стр.
а) Игра «Что, к чему подходит?»…………... 7стр.
б) Упражнение « Дорисуй фигуру»…………7стр.
3) Упражнения для устранения психопатоподобного поведения……………………………………….7стр.
а) Упражнение « Распредели правильно»…7-8стр.
б) Упражнение « Вода, водица»……………8-9стр.
4) Игры для преодоления астенического и реактивного состояния и конфликтного переживания……..9стр.
а) Игра « Подари движение»………………9стр.
б) Игра «Доброе животное»………………9-10стр.
5) Игры для умственно отсталых детей………10стр.
а) Игра « Классификация предметов»…….10стр.
б) Игра « Как это можно использовать?»…10стр.
6) Упражнения для детей с начальным проявлением психических заболеваний…………………………11стр.
а) Упражнение «Росточек под солнышком»……11стр.
б) Упражнение «Угадай»………………………..11стр.

1)Игры и упражнения для развития слухового восприятия, зрения, речи у детей.
а) Игры для развития слухового восприятия:
Игра «Мишка ТОП-ТОП».
Цель. Развивать слуховое внимание, определение высоты звука.
Материал. Две игрушки – большой и маленький мишка (или любые две другие игрушки разного размера).
Взрослый произносит низким голосом «ТОП-ТОП-ТОП» и показывает в такт, как идет большой мишка. Затем взрослый произносит высоким голосом «топ-топ-топ» и показывает движения маленького мишки. Затем взрослый просит самого ребенка показать соответствующего мишку. Постарайтесь стимулировать ребенка не только слушать, но и говорить звук «топ» высоким или низким голосом, тем самым формируя у ребенка умение контролировать свой голос с помощью развивающегося слуха.
Упражнение «Пошуршим, постучим».
Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.
Материалы. Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки, ключи и другое).
Игра проводится в помещении. Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: помните и порвите лист бумаги, пошуршите пакетом, постучите деревянным молоточком, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол, позвените связкой ключей. Предложите ребенку закрыть глаза и угадать предмет. Затем пусть назовет или покажет источник звука.
б) Игры для развития зрения:
Игра "Поиграем в прятки"
Педагог начинает беседу с детьми.
-В гости к нам пришли игрушки,давайте с ними познакомимся.
Педагог выкладывает перед детьми 3-4 игрушки, просит внимательно рассмотреть и назвать все предметы.
-Игрушки хотят поиграть в прятки.
Педагог незаметно убирает одну игрушку и спрашивает,какая игрушка спряталась.
Когда дети начинают легко справляться с заданием,необходимо постепенно увеличивать количество игрушек.
Игра"К нам гости"
Педагог начинает беседу с детьми.
-В гости пришли игрушки, давайте с ними познакомимся.
Педагог выкладывает перед детьми 3-4 игрушки, просит внимательно рассмотреть и назвать все предметы. Педагог незаметно добавляет новую игрушку.
-К нам пришёл ещё один гость, кто же это?
Дети должны определить, какой предмет появился.
в) Игры и упражнения для развития речи
Игра "Определи игрушку".
 Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек. Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением "он" или "она". История рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории. Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.
Упражнение «Хлоп-хлоп»
1. «Я буду называть слова, а ты, как услышишь слово, которое начинается со звука [С ]и т.д., сразу хлопнешь в ладоши». Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
2. «Я буду называть слова, а ты, как услышишь слово, в котором есть звук [К], хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук[Г] - хлопни 2 раза»
2) Игры и упражнения для психического развития.
Игра«Что к чему подходит?»
Цель: развитие мыслительных операций. .Материал: предметные картинки.
Ход игры
Педагог. Здесь много разных картинок, но, чтобы все было в порядке, нужно их разложить по группам— подходящее к подходящему. Какие получились группы? (Дети называют — одежда, обувь и др.)
Упражнение «дорисуй фигуру»
Цель: развитие воображения.
Материал: листы бумаги форматом А5 с нарисованными неопределенными фигурками.
Педагог. Дорисуй фигурки, чтобы получилось изображение.
3) Упражнения для устранения психопатоподобного поведения.

Упражнение « Распредели правильно»
Материалы: емкость, крупы( фасоль, горох, рис).
В емкости рассыпаны все крупы, ребенку нужно правильно распределить их в емкости. В это время, педагог разговаривает с ребенком.
Упражнение « Вода, водица»
Материалы: емкость с водой, игрушки.
Ребенку предлагается найти в воде на ощупь определенные игрушки.

4) Игры для преодоления астенического и реактивного состояния и конфликтного переживания.
Игра «Подари движение»
Цель: укрепление эмоциональных контактов между детьми, развитие доверия и взаимопонимания.
Ход игры: Выбирается ведущий. Остальные дети становятся в круг, а ведущий - в центре круга. Ведущий начинает выполнять какие – нибудь однотипные движения в течении 10-15 секунд, а остальные повторяют эти движения за ним. Далее меняется ведущий и игра продолжается.
Игра «Доброе животное»
Цель: способность сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Описание: Ведущий тихим таинственным голосом говорит:
«Встаньте пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2шага назад. Вдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе»
5) Игры для умственно отсталых детей.
Игра «Классификация предметов»
Каждому ребенку дается набор картинок с изображением цветов (3, овощей (3, фруктов (3). Нужно разложить их на три части и объяснить, почему именно так разложил.
Можно использовать и другие картинки – мебель, посуда, одежда, транспорт, дикие и домашние животные и т. д.
Игра «Как это можно использовать?»
Группа делится на две команды. Задание общее: как можно использовать…карандаш (кирпич, бумага, ткань, книга, ложка, швабра и т. п.). Каждая команда отвечает по очереди. За правильный ответ – фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.
6) Упражнения для детей с начальным проявлением психических заболеваний.
Упражнение «Росточек под солнцем»
Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.
Все движения выполняются под музыку.
Упражнение « Угадай»
Один из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и описать его.