Использование элементов арт-терапии в уроках музыки

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ – ТЕРАПИИ В УРОКАХ МУЗЫКИ,

В настоящее время при быстром ритме повседневной жизни родители не всегда уделяют развитию своих детей должное внимание. При диагностике психических процессов детей, их эмоционально-личностной сферы всё чаще встречаются дети со средним и низким уровнями развития. Стало очень актуальным комплексное психологическое сопровождение детей.
Замечено, что с каждым годом увеличивается количество детей, приходящих в школу с серьёзными эмоциональными и логопедическими расстройствами, нарушениями опорно-двигательной системы. Помочь таким детям могут не только специалисты - логопеды, дефектологи, но и учителя музыки, уделяя на своих уроках внимание дыхательной гимнастике, вокальным упражнениям и ритмической работе. Часть уроков может быть направлена на донесение до детей важности ритмической организации нашей жизни.
Главная цель каждого педагога - сохранять психологическое здоровье детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусства. Перспективная область в профессиональной деятельности педагога - социально-реабилитационная деятельность. Основная его задача - обеспечить подготовку детей к полноценной жизни в обществе, их социальная адаптация.
Эти занятия оказывают на школьника значительное психотерапевтическое действие, снимая нервно-психологическое напряжение, вызванное другими уроками. Не случайно по требованиям Сан ПиНа уроки музыки, изобразительного искусства, физической культуры ставятся после более сложных предметов. Арт-терапевтические приёмы, применяемые на уроках музыки, не только сохраняют здоровье детей, но и помогают развивать творческую свободу, полёт фантазии, пробуждают процессы воображения и представления. Происходит осознание детьми самого себя, своего внутреннего мира. И неправда, что кто-то не умеет петь, или у кого-то нет слуха. Каждый ребёнок хоть немного может рисовать или лепить из пластелина. Все эти способности можно и нужно развивать. Рисование, особенно под музыку, помогает осмыслить и привести к гармоническому состоянию свой внутренний мир. Это один из доступных способов гармонизации личности, снятия эмоционального напряжения, не только в настоящем, но и в будущем.
Основные принципы арт-терапевтических упражнений:
(пояснительная записка)
Метод арт-терапии наиболее подходит для работы с детьми и подростками. Это превосходный метод работы с детьми с различными способностями и в группах с их смешанным уровнем, поскольку он позволяет каждому ребёнку действовать на собственном уровне и быть оцененным за свой вклад.
В настоящее время под арт-терапией понимают использование всех видов искусств. Это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства.
Во всём современном мире всё более активно применяется психотерапия искусством. Всего применяется 4 её вида.
Музыкотерапия - контролируемое использование звуков и музыки в психокоррекции человека, представляющая собой деятельность, включающую воспроизведение, фантазирование и импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов или прослушивание специально подобранных музыкальных произведений.
Танцевально-двигательная терапия (хореотерапия) - психокоррекционное использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием
Эти методы могут быть применены для развития навыков общения и являются идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе (и то и другое лежит в основе желания учеников "рисковать" в процессе обучения, делать ошибки и пробовать новое).
Метод арт-терапии можно использовать для развития командного поведения и групповой сплочённости, он может помочь ребёнку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить. И это доставляет удовольствие.
Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Учебная деятельность требует от него определённой степени подготовленности и в физиологическом, и в социальном отношении. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой.
У некоторых людей в связи с обучением в школе возникает большое количество различных трудностей и проблем, формируются неадекватные механизмы приспособления к школе - школьнаядезадаптация. Такие дети нуждаются в психологической помощи.
При поведении арт-терапевтических занятий в школе очень важно, чтобы дети воспринимали занятия с положительной точки зрения, а не как коррекционные занятия для отстающих. Следовательно, чрезвычайно важно то, каким образом занятия представляются детям.
Занятия необходимо представлять так:
- арт-терапевтические занятия помогают улучшить образ самого себя и укрепить самоуважение (это для детей);
- арт-терапевтические занятия поднимают статус ребёнка или детей, о которых идёт речь (это для родителей);
- арт-терапевтические занятия позволяют детям считать занятия частью обычного школьного расписания (это для учителей).
Арт-терапевтические занятия рекомендуется включить в школьное расписание, чтобы детям они казались частью "нормальной" школьной жизни.
Существует множество способов применения арт-терапевтического подхода, целый ряд проблем. То, как его применять, определяется условиями, обстоятельствами и проблемами. Важно отвести время на то, чтобы "вскрыть" проблемы, выделить цели и организовать занятия в соответствии с ними.
Применение арт-терапии при работе со школьниками:
Работа с детьми, выделяемыми в классе или группе (повышение самооценки, укрепление уверенности в себе детей, которые замкнуты, уязвимы, которых дразнят, которые отстают у учёбе, имеют трудности при обучении или их выделяют по культурному или половому признаку).
Переход из начальной школы в среднюю (развитие навыков и стратегий для того, чтобы справиться с требованиями средней школы; эмоциональная поддержка).
Групповая сплочённость (развитие доверия и навыков работы в команде в различных условиях).
Устранение проблем (использование арт-терапии в трудных классах, группах или при работе с отдельными детьми и их различными проблемами).
Социальное взаимодействие (изменение динамики, социальных ролей, освоение социальных навыков и выработка взаимоуважения и понимания; работа с группами детей, по различным проблемам).
Разрешение конфликтов (помочь научиться понимать конфликтные ситуации).
Навыки общения (улучшение навыков разговора и слушания, развитие способности делиться опытом, укрепление уверенности в себе).
Упражнения по арт-терапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности, а также создания более уверенного образа себя.
Особенностями арт-терапевтического подхода являются:
Безоценочное восприятие всех работ: в арт-терапии нет "правильного" или "неправильного", и это нужно чётко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов - это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.
Дети являются своего рода экспертами. Упражнения созданы таким образом, что отправная точка - опыт каждого ребёнка. В этом смысле дети - "эксперты" в отношении своих работ.
Важен вклад каждого из детей, он важен и уникален. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.
Сохранение тайны необходимо, поскольку упражнения, возможно, задействуют личный уровень. Детские тайны нужно сохранять.
Рассказ о своей работе. Условия для рассказа и обсуждения работы ребёнка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребёнка (это может делать только сам автор, по желанию), детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они этого желают.
Основные правила. При работе с парой, группой или всем классом желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали.
Список основных правил:
Внимательно слушать друг друга.
Не перебивать говорящего.
Уважать мнение друг друга.
Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.
Все должны чувствовать себя комфортно.
Всё сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным - если иного решения не было принято.
Способы хранения работ:
Необходимо найти способ сохранять работы ребёнка, поскольку он гордится ими. Существует множество способов: особые папки, книга или журнал, выставки (которые можно делать индивидуально или совместно).
Использование на уроках музыки техники, предложенной Светланой КонстантиновнойКожохиной в своей книге "Растём и развиваемся с помощью искусства"(10) даёт возможность связать воедино воспитание эстетического восприятия музыки, развитие исполнительских возможностей учащихся, развитие специальных музыкальных способностей (музыкально-слуховые представления, музыкальный слух, музыкальная память), способность ярко характеризовать образ, а также оказать корректирующее воздействие на организм ребёнка.
Техника № 1.
Танец радости. (к теме "Три кита в музыке - танец")
Материалы для работы: музыка (любые зажигательные ритмы этнической музыки, классики и джаза); шифоновые платки или шарфы (ткань); краски (гуашь, акварель, масляная пастель), бумага, кисти, баночка для воды.
I этап. Музыка и движение.
Обращаемся к детям со следующими словами:
"Сегодня мы продолжаем встречи в Волшебной стране Эмоций. Нашим помощником и другом будет музыка. Я сейчас включу удивительные звуки и приглашу вас подвигаться. Возьмите шифоновую ткань. Вы можете её на себя накинуть, каким-то образом завязать или просто взять в руки. Закройте глаза, прислушайтесь к звукам и начинайте совершать различные движения. Пусть ткань вам в этом поможет".
Ткань в этом случае выполняет роль проводника и гаранта безопасности. Когда ребёнок накидывает на себя ткань, он становится одновременно невидимым и видимым. С тканью ему значительно легче двигаться под музыку, совершать свой танец. Ребёнок всё видит и в то же время защищён прозрачной завесой. Предоставляем необходимое количество времени для танца. Ни в коем случае не смеяться, а подбадривать танцоров-детей. Музыка и движения телом помогут детям избавиться от мышечных зажимов и позволят получить удовольствие от управления своим телом.
II этап. Живопись (создание творческой работы).
Когда дети закончат выполнять свой танец, предложить им перейти к столу с художественными материалами:
"А теперь краски вас уже заждались и хотят, чтобы вы ими нарисовали такую картину, которую вы сейчас захотите сделать. Вспомните свой танец, музыку и нарисуйте те ощущения, которые были у вас во время танца. Возможно, ваша работа будет называться "Мой танец". О чём был твой танец? Что ты представлял, когда танцевал? Итак, начинай работу!"
Если детям трудно сразу начать первые штрихи и мазки, предложить несколько минут посидеть с закрытыми глазами. Пусть они представят танец, как бы увидят его внутренним глазом. Когда они будут готовы, то можно начинать рисовать. Обязательно сказать, что можно нарисовать всё, что угодно, любую картину. Нужно лишь прислушиваться к своей руке и выполнять те движения рукой, которые захочется, и брать те краски, на которые укажет рука.
III этап. Описание картины.
По завершении творческой работы предложить детям придумать для картины название. Далее, лучше всего попросить детей отложить рисунок на некоторое (небольшое) расстояние от автора и предоставить им возможность сочинить историю по свое картине.
Если дети неохотно или скупо рассказывают, задать им наводящие вопросы. Ни в коем случае не навязывать своё понимание детского рисунка и не трактовать его по-своему. Вопросы могут быть такими: "Связан ли твой рисунок с танцем? Удалось ли тебе передать ощущение радости и веселья в своей работе? Какими цветами ты изображал своё состояние? Как ты себя сейчас чувствуешь по завершении работы?"
Обязательно поблагодарить детей за работу, за их старания и искренность. Желательно записать истории, рассказанные детьми, на листе бумаги, поставив дату, а живописную работу оформить и повесить на стенд.
Данная работа будет способствовать выработке у детей умения чувствовать своё тело, прислушиваться к своим ощущениям и выражать их с помощью движений. Это хороший опыт расширения сенсорного диапазона и развития внутреннего "Я" каждого ребёнка.
Техника № 2.
Образы, навеянные классической музыкой.
Рекомендуемые музыкальные произведения:
- "Прелюдия" № 8 И.С. Баха;
- "Прелюдия" № 4 Ф. Шопена;
- "Баркарола" П.И. Чайковского;
- "Пастораль" Ж. Бизе;
- "Лебедь" К. Сен-Санса;
- "Сентиментальный вальс" П.И. Чайковского.
Материалы для работы:
краски "гуашь" или акварель,
восковые мелки,
бумага формата А3,
кисти беличьи № 8, № 2,
баночка с водой.
I этап. Слушание музыки.
Стараемся приучать детей к хорошей классической музыке.
Приглашаем детей к встрече с прекрасной музыкой следующими словами:
"Сегодня мы отправимся в гости и познакомимся с волшебной музыкой. Музыку мы будем сначала слушать, а затем на листе бумаги красками и восковыми мелками будем изображать свои ощущения".
Ставим сначала небольшое произведение (2-3 минуты).
Прежде чем слушать музыку, скажем о том, чтобы во время звучания произведения он старался представить какие-то картины, образы, каких-то персонажей - словом, всё то, что он увидит и почувствует.
II этап. Изображение представленного.
Музыку можно слушать как с закрытыми, так и с открытыми глазами. Если дети захотят рассказать то, что они увидели во время звучания. Пусть они это сделают. Возможно, сначала они захотят нарисовать свои ощущения. Мелкие объекты и образы лучше нарисовать восковыми карандашами, а затем большой беличьей кистью прокладывать цветовые ощущения от музыки. Иногда это могут быть абстрактные очертания и образы. Главное, чтобы дети научились ощущать музыку, а затем передавать свои чувства на бумаге. В завершение предоставить детям возможность высказаться.
После того как дети всё завершили, обязательно сказать, как называется музыкальное произведение, и кто его написал. Лучше делать это в завершении занятия, чтобы слова взрослого никоем образом не повлияли на чувства и ощущения детей.
Арт-терапевтические формы помогают создать такие условия, при которых осуществляется решение ряда важнейших задач:
- осознание наличия разных эмоциональных состояний у детей и умение выражать свои эмоции и чувства;
- развитие способности экспериментировать с разными художественными материалами;
- умение создавать из обычных предметов, которые нас окружают, произведения искусства;
- развитие и укрепление внутреннего "Я";
- помощь родителям с "особыми" детьми и детьми с признаками одарённости;
- получение дополнительных сведений о детях с помощью простых тестов;
- дополнительная возможность развития психологических основ личности;
- развитие креативности;
- раскрытие важных сенсорных каналов ребёнка.
ЗАВЕРШЕНИЕ:
Сила, которая заложена в музыке, способна влиять на физиологические процессы организма как в двигательной, так и в вегетативной системе ребёнка. Если музыка доставляет удовольствие, то сердечно-сосудистая система реагирует следующим образом: замедляется пульс, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. Если музыка неприятна, то сердцебиение учащается, поднимается давление. Яркая, ритмичная музыка вызывает у детей непроизвольное движение в такт рукой или головой. Неосознанные движения могут быть совершенно разнообразными. Музыка способна пробуждать в ребёнке богатые внутренние зрительные образы, вызывать сильные чувства. А в отдельных случаях даже обонятельные ощущения. Очень важны и актуальны сегодня музыкально-коррекционные занятия в сочетании с другими видами работы на уроке. Музыкальные занятия способствуют развитию памяти, воображения, восприятия и речи. В целом музыка помогает ребёнку гармонично развиваться, обогащая его внутренний мир. Всё это формирует успешного и сильного человека.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во института психотерапии, 2004.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 1991.
4. Декер-Фойгт Г.-Т. Введение в музыкотерапию./ пер. с нем. СПб.: Питер, 2003.
5. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Изд. центр "Академия", 2000.
6. Киселёва М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 2007.
7. Кожохина С.К. Растём и развиваемся с помощью искусства. СПб.: Речь, 2006.
8. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2007.
9. Котышева Е.Н. Музыкальнаяпсихокоррекция детей с ограниченными возможностями. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
10. Куприна Н.Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребёнка. М.: Академия, 2007.
11. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Академия, 2001.
12. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2002.
13. Смолина Е.А. Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2007.
14. Ткачёва В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. М.: Изд. Гном и Д, 2000.