Методическое сообщение Некоторые вопросы, касающиеся диагностики качественного обучения игре на инструменте (домра) на начальном периоде.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Городской округ город Лангепас
МОУ ДОД «Музыкальная школа»



Методическое сообщение
на тему:
« Некоторые вопросы, касающиеся диагностики качественного обучения игре на инструменте (домра) на начальном периоде»



Докладчик: Салимова Тамина
Равильевна




Лангепас, 2012

Некоторые вопросы, касающиеся диагностики качественного обучения игре на инструменте (домра) на начальном периоде

Цель данной работы: организация инструментальных навыков на начальном этапе обучения на домре.
В последнее время поменялись приоритеты и ценности из которых выпали образование и культура, уступив место прагматическим ориентирам. Музыкальные школы забыли о каких либо требованиях к поступающим и рады всякому, кто готов у них учиться. Поэтому пора перейти к более широкой философии музыкального образования, лозунгом которой будет понятие: «учиться музыке не для того, чтобы стать музыкантом, а для того, чтобы стать лучшим в любой профессии».
Образование – это способ воспитания себя, своего ума, своей способности воспринимать новое. Образование – это ключ к тому, чтобы не бояться перемен; и музыкальное образование лучше, чем какое-либо другое способствует названным целям.
Учёные разных стран уже пришли к выводу, что музыка – это гигантский ускоритель общего развития ребёнка.
Дети, занимающиеся музыкой, значительно усидчивее, трудолюбивее и эмоционально устойчивее сверстников. Музыка развивает все виды восприятия: слуховое, зрительное, ассоциативное, чувственное. Она воздействует на все виды памяти: зрительную, моторную, образную.
На слух ученик всё воспринимает правильно, но точно записать не может и постоянно вместо правильно услышанного звука пишет неправильную букву. Именно поэтому так трудно бывает научить ребёнка выражать развёрнутую мысль, трансформировать фразы в слова и предложения, пользоваться знаками препинания, выделяя смысловые части текста, Игра на музыкальном инструменте сформирует чувство ритма, наладит координацию между слухом и моторикой пальцев рук. Несмотря на кажущийся примитив, ребёнок незаметно учится синхронизировать различные действия и воспринимать абстрактные понятия.
Такого рода общие рассуждения подтверждены множеством экспериментов, подтверждающих, что музыканты обладают целым рядом свойств, совместить которые в одном человеке порой бывает невозможно. С одной стороны, они эмоционально чутки и отзывчивы, с другой стабильны и их не легко сбить с толку; они умеют видеть как подать материал живо и подробно, и в то же время они могут отвлечься от подробностей и увидеть всю ситуацию в целом.

Введение
В нашей стране создана единая система начального музыкального образования для эстетического воспитания подрастающего поколения. Перед педагогами учреждения дополнительного образования стоит задача – сделать всё возможное для формирования творческой личности.
Учитывая возрастной диапазон детей 7-14 лет, с которыми приходится работать, необходимо учитывать достижения возрастной физиологии. Зная биологические законы развития организма, учитель использует приёмы, подходящие индивидуально к каждой личности. Безусловно творческий процесс - это живое духовное начало, и здесь всегда присутствует доля импровизации. Безусловно нельзя начать строить дом с крыши, стать грамотным музыкантом, пропустив ступеньки в музыкальной азбуке.

Цели и задачи предмета спец. домра на начальном периоде обучения
Когда это не происходит, «проблема с руками» наблюдается на экзаменах во всех классах. Когда у ребёнка есть ответная реакция на твои мысли, он тоже творит, ищет, не стесняется в поиске, спрашивает, сердится, мирится и обещает к «следующему уроку». Но это очень редко. С такими детьми можно выучить за год в два, а то и в три раза больше, чем положено. Зато здесь подстерегает другая «ловушка»: погнавшись за количеством, теряешь качество.
Педагог обязан быть предельно точным, ясным в требованиях, находить соответствующие примеры и образы, чтобы справиться с самой трудной задачей начинающего инструменталиста – организацией игрового аппарата, которую можно рассматривать в трёх взаимосвязанных аспектах: Подготовительный этап предполагает общее музыкальное воспитание, куда включены:
пение;
музыкальная грамота;
слушание музыки;
ритмика.
Каждая из этих четырёх форм работы, взаимно дополняя друг друга, имеют свою специфику.
На одном уроке:
тренируется слух,
читается нотный текст,
занятия упражнениями,
доводится до сознания ребёнка музыкально-теоретические сведения,
развивается гармонический и мелодический слух плюс сопровождается всё это игровыми навыками.
И всё это за 45 минут! И самое главное – упустить ничего нельзя. Параллельно с постановкой руки идёт процесс овладения нотным текстом. Обучение музыканта начинается с формирования у ученика представлений, развития слуха. Схема такая: вижу – слышу- играю – поправляю.
При игре на память основным является представление о мелодии, т.е. музыкальный образ. Сольфеджированию в классе специальности нужно придавать большое значение. Первоначальный этап работы с начинающими – это параллельное развитие слуха и постановка руки.
Знакомство с ладом и звуковысотностью происходит на основе самых первых пьесок. Даже самый несложный текст содержит как минимум три взаимосвязанных элемента, которые требуют мгновенного восприятия:
ритмический рисунок,
соотношение по высоте,
членение.
На первых порах можно освободить внимание хотя бы от одного. Какого? Не от последнего, так как сначала текст должен восприниматься по группам, а не отдельными нотами. По той же причине нельзя откладывать изучение ритма, так как звуковысотная линия, лишаясь ритма, теряет структурность. Вне ритма, вне временной организации нет музыки.
Между тем, ритмические фигуры сохраняют своё структурное значение даже в том случае, если они действительно вне высоты, следовательно, изучение нотной записи лучше начинать с ритма. В пользу такого метода говорит ещё одно обстоятельство физиологического свойства: звуковысотный слух у большинства детей развивается в последнюю очередь.
Высоту они ощущают менее отчётливо, чем тембр и длительность. В данном случае выручают групповые занятия. Хором они смелее, не боятся ошибиться, а навык чтения приобретается. Всё это делается на уроках ритмики.
На основе вышеизложенного можно сделать некоторые выводы:
Подготовительный этап обучения музыке ребёнок должен проходить под наблюдением родителе – только они могут помочь педагогу естественно раскрыть природные данные ребёнка.
Строго следить за последовательностью творческих задач, логически их увязывая, не посеяв зёрнышко – не жди урожая, а зёрнышек на начальном этапе надо посадить очень много.

Особенности начального этапа обучения игры на домре
Именно в первые 2-3 года закладывается базис дальнейшего самостоятельного и осознанного освоения музыкальной культуры, поэтому первый этап требует от учителя постоянного усилия, повседневного размышления о том, как разнообразить урок. Учитель преследует главную цель начального периода – организация игрового аппарата. Ребёнок не подозревает, что педагог, играя с ним, пытается решить задачу со множеством неизвестных:
влюбить ребёнка в музыку;
воспитать чувство метроритма;
привить навыки правильного звукоизвлечения;
воспитать аппликатурную дисциплину,
обучить музыкальной грамоте.
Это приводит к психическим и физическим перезагрускам, приводящим к отрицательным эмоциям, ребёнок зачастую теряет интерес к занятиям через 2-3 недели. Гарантия успеха в обучении. Если ребёнка с двух сторон ведут заинтересованные люди: мама + учитель. Маленький ребёнок ищет поддержки не у чужой, пусть самой доброй тёти, он хочет видеть и ждёт ободряющую улыбку мамы, ради этого он согласен не один час в классе провести, поэтому начальное образование в классе должно опираться на мощную «»группу поддержки», т.е. родителей.
Следующая проблема, с которой сталкиваются педагоги в начальный период – это борьба с мышечным напряжением, возникающим у ребёнка в 7-8 лет; - слабая координация и двигательная память. Зная это, педагог должен мягко, но настойчиво привести ученика к незажатой постановке рук, правильной посадке. Любое сочетание звуков увязать с жизнью, с красотой, гармоничностью. Бесполезно что-либо навязывать детям, наоборот, нужно постараться вызвать их реакцию на звук, слово через движение собственного тела и души. Поэтому в обучении результаты бывают положительными лишь тогда, когда сами дети заинт
·ересованы в получении необходимых для жизни знаний.
Кроме этого, необходимо учитывать быструю утомляемость детей, отсутствие у детей младшего возраста организованного, навыков самостоятельной работы, навыков систематических занятий. В данном случае играет роль только мастерство педагога, желание окружающих его взрослых подобрать индивидуальный режим работы.
Но наблюдения говорят, что главная опора учителя – это замечательное свойство психики маленького человека - неограниченная любознательность, остальное зависит от педагога.
Что же делать, чтобы не загубить талант?
Потенциально мы не гении в индивидуальной деятельности, просто каждый должен встать на своё место. Д.Ф. Ойстрах говорил : «Я ничему не смогу научить ученика, но вместе с ним мы можем многому научиться, вместе пойдём вперёд я помогу тебе научить самого себя, узнать свои сильные и слабые стороны».
Для педагога основными трудностями первоначального периода являются:
Организация игровых движений.
Наполнение смыслом разучиваемых произведений.
В работе по развитию двигательных навыков и координирующих действий 2- х рук учащийся приобретает навык подробной организации соотношения действия пальцев и опоры рук.
Свободная от плеча руку является необходимым условием функционального извлечения. Прижатые, согнутые в локтях ручки приходится всячески «выманимать» из корпуса, в ход идут и мячики, и скакалки, и платочки. И просто «ладушки». Игровой период у начинающих затягивается иногда на год и не должен бы прерываться, а плав
первоначальная постановка;
развитие виртуозной техники;
приобретение навыков правильного звукоизвлечения (культура звука), которое обеспечивает свободу игровых движений и отсутствие напряжений, ограничивающих исполнительские способности.
Вообще что такое организация – это адаптация технических средств к художественным задачам.
Воспитание целесообразных игровых движений является необходимым условием художественного исполнения, а культура этих упражнений в большей степени определяется их свободой, результатом будет правильное звучание.
С первых же шагов намечается цель и перед ребёнком ставится задача для достижения её. При этом спокойно, без ошибок стараться выполнять их, так как все недочёты при формальном исполнении (зажатость, перенапряжение, судорожность) возникают не случайно, а в результате неверных методов изучения – legato – non legato – staccato – и процесс прямо противоположенный – правильное овладение всеми навыками сразу показывает « потолок» ребёнка.
Работа успешной будет в том случае, когда педагог успеет на уроке воспользоваться дидактическими приёмами:
сравнить и сопоставить f –p, dur-moll, ритмические вариации, отсутствие слабой доли;
ряд практических действий – цель» понял – усвоил;
внимание ребёнка сознательно привлекается к тем моментам, которые надо прочувствовать и осознать;
направление мелодии,
ритмические сложности,
транспонирование.
Точное чтение текста - очень трудное искусство. Существуют определённые правила:
не начинать играть, не имея общего представления,
не пробирайся ощупью к ноте,
перед игрой прочти всю мелодическую линию.
Постоянно надо бороться с невниманием: к тому, когда надо взять звук, обычно относятся с вниманием. А к тому, сколько держать и где снять, нередко относятся с великолепной небрежностью, в то время, как это нарушает художественный замысел произведения
Поэтому основное место в занятиях надо уделять развитию максимальной слуховой активности ученика, его сосредоточенности. Хорошо помогает при этом интонирование голосом мелодии.
Требуемая интонация и ритмическая гибкость исполнения закономерно приводит к проблеме дыхания. На уроках то и дело слышится: «не остановку надо делать, а дыхание». Ощущение живого ритмического дыхания достигается благодаря многообразию»воздушных» цезур», отсутствующих в нотном тексте, но придающих исполнению одухотворённость и пластичность. С помощью небольшой цезуры можно либо выявить тембровую выразительность звука, либо показать смену гармоний или неожиданный поворот мелодии. Только в этом случае и можно говорить о содержательности исполнения, несущей печать личности исполнителя, но это возможно только в том случае, если ребёнку привили навыки правильного звукоизвлечения.

О развитии основных музыкальных способностей ученика
Музыкальная педагогика исторически сложилась как художественно- практическая деятельность, объединяющая методы обучения музыке, работу над музыкальным произведением и сами отношения педагога с учеником. Цель не будет достигнута без совместной работы всего коллектива школы.
Диагностика обнаруживает потенциальные задатки формирования конкретных черт личности, но мало используется в практике.
Для формирования музыкальных способностей необходимо развитие целого комплекса черт, не связанных с музыкальностью, например; усидчивость и любознательность. Вряд ли отдельная семья или один педагог реализует в конкретном ребёнке такой комплекс личности.
Развитие музыкальных способностей может успешно осуществляться лишь при соблюдении ряда требований и условий. Эта деятельность связана с конкретными задачами.
Педагогическим коллективом решается одна задача: развитие музыкальных способностей учащихся на основе комплексных межпредметных связей:
воспитание основ музыкальной культуры, интереса и любви к музыке;
развитие музыкального слуха, метроритма, музыкальной памяти;
развитие внимания, музыкального мышления и воображения;
развитие навыков самостоятельности;
расширение общего музыкального кругозора.
Для преподавателей очень важна – организация, а для детей – участие в общешкольных мероприятиях.
Необходимо вспомнить о межличностных потребностях, которые человек может удовлетворить только в общении с другими людьми.
Как часто мы – взрослые и дети – замираем от неожиданности, увидев своего одноклассника, может, и не преуспевающим в учёбе, но прекрасно двигающимся в танце или играющим на музыкальном инструменте. И это эмоциональное воздействие не сравнится с многократными призывами «засесть за уроки». Совместная подготовка к школьным праздником, викторинам, обработка большого информационного материала, подготовка костюмов, разучивание песен и танцев – очень сближают детей со своим учителем, объединяют с родителями, создаётся в классе своя аура.
Участие в классных, школьных мероприятиях играет немалую роль в формировании личности ребёнка: умение принять правильное решение, чувство ответственности и уверенности в себе.
Выводы к этой главе можно сделать следующие:
Для развития музыкальных способностей ребёнка необходимо провести диагностику потенциальных возможностей ребёнка и подобрать индивидуально для него оптимальный режим работы.
Для этого необходимо иметь в школе гибкий учебный план, позволяющий проявить ребёнку свои способности на любом понравившемся ему предмете и получить по этому предмету большое количество часов.
Необходимо показать родителям ребёнка перспективы совместного с ним образования, показать, насколько кругозор, интеллект и духовный мир детей богаче, если он занимается в двух школах. Пробудить в родителях интерес к своему ребёнку.
Жить одной жизнью учитель – ребёнок – родитель. Родители должны помогать своим детям не только получить образование, но и организовать их досуг. В противном случае – они его организуют сами, зачастую не самым лучшим способом.
Заключение
Проводимая и внеклассная работа, установление тесных контактов с родителями и сотрудничество с ними способствует достижению главной цели ДМШ – дать начальное музыкальное образование всем желающим, а главное – ощутить, что ты нужен, что твой труд очень важен в формировании личности ребёнка – важен ничуть не меньше, чем труд преподавателя математики или физики, потому что Музыка учит наших детей Гармонии!

Список литературы

Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке Коган Г.М. У врат мастерства. М., 1969.
Готсдинер А. Музыкальная психология. М., 1967.
Карпова Т. А. Педагогическая диагностика взаимоотношений «учитель-ученик». Екатеринбург.
Коган Г.М. У врат мастерства. М., 1969.
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.:Просвещение, 1988.
Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. –М., 1975.














15