Выступление на педсовете Использование арт-терапевтических технологий в учебно-воспитательном процессе


Использование арт-терапевтических технологий в учебно-воспитательном процессе
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое “Я”, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье.
Средством, способным решить все эти задачи, является искусство. Поэтому в системе образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми педагоги нашей школы используют арт-терапию.
Слайд 2
Словосочетание «арт-терапия» в педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.
В условиях школьной жизни учащиеся часто испытывают внутреннюю напряженность, ощущают себя усталыми и раздраженными. Этому способствуют напряженная поза во время урока, ограниченное пространство, требования дисциплины, оценочная стимуляция и многие другие школьные традиции. Любое внутреннее напряжение тормозит творческое самовыражение. Поэтому современные технологии обучения и воспитания, ориентированные на укрепление здоровья, должны строиться на стимулировании, прежде всего положительных чувств: успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности.
Педагоги нашей школы опираются на возможности арт-терапии в своей повседневной работе и используют на уроках и занятиях многие виды арт-терапевтических техник:
Слайд 3
Библиотерапию – лечение книгой.
Эстетотерапию – лечение красотой.
Танцотерапию – лечение движением: терапия танцем.
Музыкотерапию – лечение средствами музыки.
Изотерапию – лечение просматриванием иллюстраций художественных полотен великих мастеров кисти, рисование.
Кинотерапию - воздействие на личность ребёнка средствами киноискусства
Куклотерапию - позволяет в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для ребёнка, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор.
Сказкотерапию- наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя.
Цветотерапию- воздействие цвета. Цвет влияет на физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность. Цвет создает то или иное настроение, внушает определённые чувства и мысли, благодаря цвету достигается лечебный эффект.
Слайд 4
Основные принципы арт-терапии:
Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;
Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.
Слайд 5
Преимущества применения элементов арт-терапии на занятиях:
- работа не требует от учащегося каких-либо способностей к изодеятельности;
- помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию;
- используется для оценки состояния учащихся; помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность;
- помогает учащимся увидеть неповторимость каждого в группе;
- царит атмосфера доверия, терпимости и внимания; помогает принять каждого ребёнка.
В своей многолетней работе с детьми мы, учителя начального звена, используем все функции и виды арт-терапии – ведь это благодатная почва для коррекционной работы. Вся эта работа имеет положительные результаты для развития и адаптации личности учащихся в современном социуме: созданы комфортные условия для обучения и развития детей, а они, в свою очередь, имеют определенные успехи в своём развитии.
Приведу некоторые примеры использования видов арт-терапии в коррекционной работе с детьми во внеклассной работе и на уроках в этом учебном году.
В ноябре 2014 года была проведена методическая неделя в начальной школе "Применение арт-терапевтических технологий на уроках"
Открытие предметной недели состоялось 24 ноября.
Слайд 6
Русанова Л.И. провела урок музыки во 2в-4в классах на тему «Композитор-имя ему народ». Урок проводился в форме путешествия с целью знакомства с русской народной танцевальной музыкой. Учитель использовал необычный подход к раскрытию особенностей разных жанров хоровой музыки. В народных костюмах дети водили хороводы и исполняли песни.
Слайд 7
В этот же день, 24 ноября, провели интегрированный урок логопед Нестерова О.Н. и педагог-психолог Горнухина А.В. на тему «Ёжик и море». Дети путешествовали по сказке, попадали в разные ситуации и выполняли интересные задания главного героя сказки. Занятие проводилось в сенсорной комнате с применением современного оборудования для арт-терапии: фиброоптического волокна, цветового модуля с песком для рисования, напольным покрытием «звёздное небо», тактильной дорожки. Для достижения целей урока использовались разные виды арт-терапии. Это музыкотерапия, цветовая терапия, сказкотерапия.
Слайд 8
25 ноября Сажко И.Г. провела урок изобразительного искусства во 2 классе на тему: «В мастерской художников Гжели» Главный этап урока был основан на развитии у детей цветового и эстетического восприятия. Дети по ходу занятия учились передавать свои эмоции, замечать красоту. Для этого был разработан ряд упражнений и заданий. На уроке применялись арт-терапевтические приёмы, такие как музыкотерапия, изотерапия, рисование в воздухе.
Слайд 9
26 ноября Померанцевой О.Н. был проведён урок внеклассного чтения на тему: Сказки К.Д.Ушинского. «Лиса и Козёл». На уроке учитель применяла разные виды работ, в том числе кукольную театрализацию, что способствовало интенсивному развитию змоционально-личностной сферы ребёнка.
Слайд 10
27 ноября Кузнецовой Г.А. был проведён урок природоведения «Путешествие по природным зонам России. У Чёрного моря», где учащиеся 4 класса познакомились с субтропической зоной Черноморского побережья Кавказа, особенностями растительного и животного мира. На уроке были использованы разные виды арт-терапии. Это флоротерапия, акватерапия, музыкотерапия, фототерапия и игровая терапии.
Слайд 11
28 ноября закрывало методическую неделю внеклассное мероприятие «Сестрички-привычки», которое подготовили учителя начальных классов.
В нём приняли участие ребята всего начального звена. Целью данного мероприятия было привитие здоровых привычек, формирующих здоровый образ жизни.
Слайд 12
С 2 марта по 6 марта в школе проходила Неделя детской книги.
Её целями и задачами являлись:   
-введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей. Все учителя начального звена провели интегрированные уроки совместно с библиотекарем. Уроки проводились в школьной библиотеке. На уроках были использованы разные виды арт-терапии. Это музыкотерапия, фототерапия, игровая терапии, библиотерапия, изотерапия, сказкотерапия.
Во время проведения предметных недель происходит активизация мотивации в индивидуальной и коллективной деятельности, развивается самостоятельность, формируются межличностные коммуникации. Творчество приводит к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни, быть нужным и полезным людям, а это и есть главный результат нашей работы.
Работа учителей начальных классов имеет положительные результаты для развития и адаптации личности наших учащихся в современном социуме: созданы комфортные условия для обучения и развития детей, а они, в свою очередь, имеют определенные успехи в своём развитии.